Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок по литературе и русскому языку "Второй круг жизненных испытаний Базарова. Правописание суффиксов прилагательных"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Интегрированный урок по литературе и русскому языку "Второй круг жизненных испытаний Базарова. Правописание суффиксов прилагательных"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1510

Лобырева Оксана Сергеевна, преподаватель литературы и русского языка

Тема: Второй круг жизненных испытаний (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”). Правописание суффиксов имён прилагательных.

Методическая цель: методика применения информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы с использованием литературного материала в качестве примера правописания суффиксов имён прилагательных.

Тип урока: урок комбинированный.

Вид урока: урок-практикум.

Цель урока: усвоение знаний по литературе и закрепление изученного материала по русскому языку в комплексе и системе.

Личностно значимая проблема: любое литературное произведение необходимо изучать в тесной взаимосвязи с русским языком.

Задачи урока:

1. Анализ отдельных глав романа с целью изучения поведения главного героя в столкновении идеи и жизни; обобщить знания правописанию суффиксов имён прилагательных.

2. Развивать критическое и логическое мышление, умение применять полученные знания на практике.

3. Приобщать обучающихся к национальным и общечеловеческим ценностям.

Метод: аналитическая беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, карточки-задания.

План урока:

  1. Организационный момент.1 мин.
  2. Проверка домашнего задания. 2 мин.
  3. Объяснение нового материала. 30 мин.
  4. Закрепление изученного материала.10 мин.
  5. Итоги урока. Домашнее задание. 2 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Cлайд 1

II. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. Cлайд 1

  1. Чем была любовь для Павла Петровича?
  2. Чем стала любовь для Евгения Базарова?
  3. В чём сходство и в чём различие их чувства?
  4. Правила написания суффиксов -ск-/-к-
  5. Правила написания суффиксов -ив-/-ев-/-чив-/-лив-
  6. Правила написания суффиксов -оват-/-еват-
  7. Правила написания суффиксов -оньк-/-еньк-

III. Объяснение нового материала:

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний. Слайд 1

Роман И.С.Тургенева построен по принципу кольцевой композиции. Автор проводит Евгения Базарова по одному и тому же маршруту дважды, но повторяются лишь места и люди, а сам герой претерпевает внутренние изменения.

Сегодня на уроке мы проанализируем отдельные главы романа с целью изучения поведения Базарова в столкновении идеи и жизни и обобщим ваши знания по написанию суффиксов имён прилагательных.

2. Анализ художественного материала (роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”).

Анализ главы 22, 24 (“Приезд в Марьино. Дуэль”) слайд 2.

Аналитическая беседа

И.С. Тургенев показал нам Базарова во взаимоотношениях со всеми героями. Везде выясняется объективное превосходство Базарова. С 22 главы сюжетно и композиционно начинается второй цикл странствий героя: Базаров попадает к Кирсановым, затем снова к Одинцовой, а потом в дом родителей. Но это уже не тот Базаров, каким мы видим его в начале романа – жизнь заставила его изменить свои взгляды и признать романтику.

  1. Как встречают приятелей в Марьино в этот раз? (Исчезает аристократическая чопорность и отчуждённость, все им очень рады)
  2. Каково душевное состояние Базарова? (Он замкнут, отдалён от окружающих, погружён в работу)
  3. Как складываются отношения между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым? (Они ненавидят друг друга, но уже не спорят, взаимно вежливы)
  4. Какие события происходят в этот раз?
  5. Как объяснил свой вызов Павел Петрович? Что на самом деле стало поводом для дуэли? (Поцелуй Фенечки, любовь Павла Петровича к ней)
  6. Что такое “дуэль”? (Дуэль – в дворянско-буржуазном обществе: поединок)
  7. Как происходила дуэль? Кто вышел в ней победителем?
  8. Почему история с дуэлью изображена комически? (Базаров иронизирует, Павел Петрович напыщен и суетлив; нелепость и ненужность этого поединка подчеркивается описанием утра)

И.С. Тургенев говорил: “…Дуэль … введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически…”. И мы видим, что это действительно так.

Карточки-задания по русскому языку. Слайд 3

Задание 1

Вариант 1: вставьте пропущенные буквы, объясните написание:

Химический, родительский, счастливый, шутливая, насмешливый, аристократический, хорошенький, красивая, маленький, свеженький.

Вариант 2: выпишите имена прилагательные, образованные при помощи суффиксов -ск-/-к-:

“Я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше”,

“Я полагаю, что обязанность всякого честного человека быть вполне откровенным с... близкими ему людьми”,

“…она бессознательно чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает”,

“Тарантас покатил в направлении к Никольскому”,

“…он все смеялся каким-то не то детским, не то нервическим смехом”,

“…почти каждую ночь сторожа ловили, а иногда с бою забирали крестьянских лошадей на лугах "фермы"”,

“На другой день после приезда в Марьино он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними”,

“Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности…”,

“Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени, молодое лицо выглянуло из-под легкой бахромы зонтика...”

3. Анализ главы 26 (“Никольское. Объяснение с Одинцовой”) слайд 4.

Аналитическая беседа

После дуэли оставаться в Марьино Евгений Базаров уже не мог. Он, навсегда простившись с Кирсановыми, уезжает.

  1. Куда направляется после дуэли Базаров? С какой целью? (В Никольское, увидеться ещё раз с Одинцовой)
  2. Как изменились отношения Базарова и Аркадия?
  3. Как встретила Базарова Одинцова?
  4. Расскажите о последнем свидании Базарова с Одинцовой

Своим поведением Базаров пытается доказать себе и Одинцовой, что любовь - чувство напускное. Но он неискренен: у него есть “другие слова”, которых он не выскажет, “потому что это романтизм”. Он порывает с Аркадием, с этого момента их пути расходятся. Покидая Никольское, Базаров теряет и дружбу, и любовь

Карточки-задания по русскому языку. Cлайд 3

Задание 2

Вариант 1: образуйте новые слова при помощи суффиксов -оват-/-еват-.

Белый, красная, светлый, горький, розовое, мрачный, простой, лёгкий, большая, густой.

Вариант 2: распределите имена прилагательные по столбикам (-оньк-/-еньк-; -чив-/-лив-).

Свеженький, чистенький, счастливый, мякенький, шутливая, насмешливый, хорошенькие, заботливый, заносчивый, маленький.

Второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние решительные разрывы. Навек порваны связи с братьями Кирсановыми, с Аркадием, с Одинцовой. Разрывы эти довольно холодны и суровы: Базаров высказывает на прощание очень резкие, но справедливые вещи. В итоге он остаётся один.

Закрепление изученного материала: самостоятельная работа, слайд 5.

Итоги урока. Домашнее задание: слайд 6.

Роман И. Тургенева “Отцы и дети”, главы 27, 28.

Задания по русскому языку

Задание 1. Анализ глав 22, 24

Вариант 1: вставьте пропущенные буквы, объясните написание:

Химиче___ий, родитель___ий, счастл___ый, шутл___ая, насмешл___ый, аристократиче___ий, хорош___ий, крас___ая, мал___ий, свеж___ий.

Вариант 2: выпишите имена прилагательные, образованные при помощи суффиксов -ск-/-к-:

“Я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше”,

“Я полагаю, что обязанность всякого честного человека быть вполне откровенным с... близкими ему людьми”,

“…она бессознательно чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает”,

“Тарантас покатил в направлении к Никольскому”,

“…он все смеялся каким-то не то детским, не то нервическим смехом”,

“…почти каждую ночь сторожа ловили, а иногда с бою забирали крестьянских лошадей на лугах "фермы"”,

“На другой день после приезда в Марьино он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними”,

“Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности…”,

“Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени, молодое лицо выглянуло из-под легкой бахромы зонтика...”

Задание 2. Анализ главы 26

Вариант 1: образуйте новые слова при помощи суффиксов -оват-/-еват-.

Белый, красная, светлый, горький, розовое, мрачный, простой, лёгкий, большая, густой.

Вариант 2: распределите имена прилагательные по столбикам (-оньк-/-еньк-; -чив-/-лив-).

Свеженький, чистенький, счастливый, мякенький, шутливая, насмешливый, хорошенькие, заботливый, заносчивый, маленький.

Самостоятельная работа

Вариант 1

  1. Кто был отец братьев Кирсановых?
  2. Кто это: “Человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями”?
  3. О ком Базаров сказал: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”?
  4. Какая область искусства сблизила Аркадия и Катю?
  5. Какие книги читает Евгений Базаров?
  6. Кто была жена Николая Петровича и мать Аркадия?
  7. Кто это: “Молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами, с детски-пухлявыми губками и нежными ручками”?
  8. Кто и кого называл так ласково: “Енюша”?
  9. Правила написания суффиксов -ск-/-к-, -ив-/-ев-.
  10. Вставьте необходимый суффикс: араб….ий, задум…..ый, молод.…ий, игр.…ый, со.…ый, еж.…ый.

Ф.И.

№ группы

Вариант 2

  1. Кому принадлежит фраза: “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”?
  2. Что такое нигилизм, по мнению героев романа?
  3. Чем Ситников соблазнил Базарова, приглашая того к Кукшиной?
  4. Какие искусства привлекают Николая Петровича?
  5. У кого был этот дом: “Великолепный, отлично убранный дом, прекрасный сад с оранжереями”?
  6. Отчего Николай Петрович не пошёл на военную службу?
  7. Кто это: “Человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки”?
  8. Кто такая Фифи?
  9. Правила написания суффиксов -чив-/-лив-, -оньк-/-еньк-.
  10. Вставьте необходимый суффикс: раб....ий, терпе….ый, груб….ый, крас….ый, горноста.…ый, плюш.…ый.

Ф.И.

№ группы

Вариант 3

  1. С каким учёным званием вышел из университета Аркадий Кирсанов?
  2. Какое кольцо однажды подарил Павел Петрович княгине Р.?
  3. Кто такой Матвей Ильич Колязин?
  4. Что послужило настоящей и выдуманной причиной дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем?
  5. Как так случилось, что Базаров заразился тифом?
  6. Какие отношения связывали Павла Петровича и княгиню Р.?
  7. Как называется деревня Николая Петровича? Почему именно так?
  8. Кому принадлежит фраза: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”?
  9. Правила написания суффиксов -оват-/-еват-, -оньк-/-еньк-.
  10. Вставьте необходимый суффикс: дикар.…ий, уступ.…ый, стар.…ий, плакс.…ый, алюминии.…ый, перц.…ый.

Ф.И.

№ группы

Вариант 4

  1. Что послужило поводом для второго приезда Аркадия к Одинцовым?
  2. Какие книги читает Арина Власьевна Базарова?
  3. За что Василий Иванович Базаров получил Владимирский орден?
  4. О чём попросил отца Базаров перед смертью?
  5. Кто это: “Дама, ещё молодая, белокурая, несколько растрёпанная, в шёлковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на руках..”?
  6. “Базаров, сам того не подозревая, сделался жестоким тираном её души”. Чьей души?
  7. Каково значение слова “нигилист” на языке Базарова, Павла Петровича?
  8. Восстановите сюжетный маршрут Базарова и Аркадия
  9. Правила написания суффиксов -ск-/-к-, -ив-/-ев-.
  10. Вставьте необходимый суффикс: друже.…ий, береж.…ый, бел.…ый, учт.…ый, каракул.…ый, ситц….ый.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21