Преподавание русского языка Интегрированный урок по литературе и русскому языку "Второй круг жизненных испытаний Базарова. Правописание суффиксов прилагательных"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1510 Лобырева Оксана Сергеевна, преподаватель литературы и русского языка Тема: Второй круг жизненных испытаний (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”). Правописание суффиксов имён прилагательных. Методическая цель: методика применения информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы с использованием литературного материала в качестве примера правописания суффиксов имён прилагательных. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-практикум. Цель урока: усвоение знаний по литературе и закрепление изученного материала по русскому языку в комплексе и системе. Личностно значимая проблема: любое литературное произведение необходимо изучать в тесной взаимосвязи с русским языком. Задачи урока: 1. Анализ отдельных глав романа с целью изучения поведения главного героя в столкновении идеи и жизни; обобщить знания правописанию суффиксов имён прилагательных. 2. Развивать критическое и логическое мышление, умение применять полученные знания на практике. 3. Приобщать обучающихся к национальным и общечеловеческим ценностям. Метод: аналитическая беседа, самостоятельная работа. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, карточки-задания. План урока:
ХОД УРОКА I. Организационный момент. Cлайд 1 II. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. Cлайд 1
III. Объяснение нового материала: ХОД УРОКА 1. Актуализация знаний. Слайд 1 Роман И.С.Тургенева построен по принципу кольцевой композиции. Автор проводит Евгения Базарова по одному и тому же маршруту дважды, но повторяются лишь места и люди, а сам герой претерпевает внутренние изменения. Сегодня на уроке мы проанализируем отдельные главы романа с целью изучения поведения Базарова в столкновении идеи и жизни и обобщим ваши знания по написанию суффиксов имён прилагательных. 2. Анализ художественного материала (роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”). Анализ главы 22, 24 (“Приезд в Марьино. Дуэль”) слайд 2. Аналитическая беседа И.С. Тургенев показал нам Базарова во взаимоотношениях со всеми героями. Везде выясняется объективное превосходство Базарова. С 22 главы сюжетно и композиционно начинается второй цикл странствий героя: Базаров попадает к Кирсановым, затем снова к Одинцовой, а потом в дом родителей. Но это уже не тот Базаров, каким мы видим его в начале романа – жизнь заставила его изменить свои взгляды и признать романтику.
И.С. Тургенев говорил: “…Дуэль … введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически…”. И мы видим, что это действительно так. Карточки-задания по русскому языку. Слайд 3 Задание 1 Вариант 1: вставьте пропущенные буквы, объясните написание: Химический, родительский, счастливый, шутливая, насмешливый, аристократический, хорошенький, красивая, маленький, свеженький. Вариант 2: выпишите имена прилагательные, образованные при помощи суффиксов -ск-/-к-: “Я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше”, “Я полагаю, что обязанность всякого честного человека быть вполне откровенным с... близкими ему людьми”, “…она бессознательно чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает”, “Тарантас покатил в направлении к Никольскому”, “…он все смеялся каким-то не то детским, не то нервическим смехом”, “…почти каждую ночь сторожа ловили, а иногда с бою забирали крестьянских лошадей на лугах "фермы"”, “На другой день после приезда в Марьино он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними”, “Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности…”, “Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени, молодое лицо выглянуло из-под легкой бахромы зонтика...” 3. Анализ главы 26 (“Никольское. Объяснение с Одинцовой”) слайд 4. Аналитическая беседа После дуэли оставаться в Марьино Евгений Базаров уже не мог. Он, навсегда простившись с Кирсановыми, уезжает.
Своим поведением Базаров пытается доказать себе и Одинцовой, что любовь - чувство напускное. Но он неискренен: у него есть “другие слова”, которых он не выскажет, “потому что это романтизм”. Он порывает с Аркадием, с этого момента их пути расходятся. Покидая Никольское, Базаров теряет и дружбу, и любовь Карточки-задания по русскому языку. Cлайд 3 Задание 2 Вариант 1: образуйте новые слова при помощи суффиксов -оват-/-еват-. Белый, красная, светлый, горький, розовое, мрачный, простой, лёгкий, большая, густой. Вариант 2: распределите имена прилагательные по столбикам (-оньк-/-еньк-; -чив-/-лив-). Свеженький, чистенький, счастливый, мякенький, шутливая, насмешливый, хорошенькие, заботливый, заносчивый, маленький. Второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние решительные разрывы. Навек порваны связи с братьями Кирсановыми, с Аркадием, с Одинцовой. Разрывы эти довольно холодны и суровы: Базаров высказывает на прощание очень резкие, но справедливые вещи. В итоге он остаётся один. Закрепление изученного материала: самостоятельная работа, слайд 5. Итоги урока. Домашнее задание: слайд 6. Роман И. Тургенева “Отцы и дети”, главы 27, 28. Задания по русскому языкуЗадание 1. Анализ глав 22, 24 Вариант 1: вставьте пропущенные буквы, объясните написание: Химиче___ий, родитель___ий, счастл___ый, шутл___ая, насмешл___ый, аристократиче___ий, хорош___ий, крас___ая, мал___ий, свеж___ий. Вариант 2: выпишите имена прилагательные, образованные при помощи суффиксов -ск-/-к-: “Я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше”, “Я полагаю, что обязанность всякого честного человека быть вполне откровенным с... близкими ему людьми”, “…она бессознательно чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает”, “Тарантас покатил в направлении к Никольскому”, “…он все смеялся каким-то не то детским, не то нервическим смехом”, “…почти каждую ночь сторожа ловили, а иногда с бою забирали крестьянских лошадей на лугах "фермы"”, “На другой день после приезда в Марьино он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними”, “Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности…”, “Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени, молодое лицо выглянуло из-под легкой бахромы зонтика...” Задание 2. Анализ главы 26 Вариант 1: образуйте новые слова при помощи суффиксов -оват-/-еват-. Белый, красная, светлый, горький, розовое, мрачный, простой, лёгкий, большая, густой. Вариант 2: распределите имена прилагательные по столбикам (-оньк-/-еньк-; -чив-/-лив-). Свеженький, чистенький, счастливый, мякенький, шутливая, насмешливый, хорошенькие, заботливый, заносчивый, маленький. Самостоятельная работаВариант 1
Ф.И. № группы Вариант 2
Ф.И. № группы Вариант 3
Ф.И. № группы Вариант 4
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |