Преподавание русского языка Интегрированный урок: русский язык + математика по теме: "Правописание числительных – орфография на уроках математики"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1865 Шовгеня Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы; Скакунова Людмила Александровна, учитель математики Цель урока: закрепить навыки правильного употребления имен числительных (написания и произношения) в собственной речи, в частности на уроках математики. 1. Введение Физик (учитель математики): Цифры окружают нас везде. С ними мы знакомимся с раннего детства. Мы привыкли видеть их в учебниках, по которым учимся, в газетах и журналах, которые читаем, мы слышим их по радио и телевидению. Лирик (учитель русского языка): Сейчас вы уже знаете, что имена числительные являются словесным выражением цифр и чисел. Это очень интересный морфологический материал, так как цифры “знают” и “говорят” о многом. Поэтому очень важно научиться правильно употреблять имена числительные (писать и произносить их) в собственной речи, использовать полученные знания на других предметах. Этому посвящено наше занятие. Физик: выполните задание, прописывая каждый шаг: Решите уравнение Х + 25 = 50 Сравните, не приводя к общему знаменателю и Сформулируйте текст задачи и решите ее по предложенной краткой записи:
Комментарий: 1. х + 25 = 50 (сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти) х = 50 – 25 (из пятидесяти вычесть двадцать пять или от пятидесяти отнять двадцать пять) х = 25 ( икс равен двадцати пяти) 2. < (двадцать пять двадцать шестых меньше двадцати шести двадцать седьмых), так как при сравнении дополнений до единицы получаем >(дробь одна двадцать седьмая меньше дроби одна двадцать шестая) 3. Текст задачи: в трехлитровый бидон налили полтора литра молока, а в пятилитровый двадцать процентов от трёхлитрового. Сколько молока в двух бидонах? Лирик: в своих ответах вы, ребята, неоднократно использовали числительные, давайте еще раз обратим внимание на правильность употребления числительных при решении математических задач. Комментарий: всем ребятам раздаются памятки. 2. Теоретический блок Памятки (см. Приложение)
3. Практическая часть (правильный ответ выделен курсивом) 1) Укажите слова, которые называют число предметов и которые можно записать цифрой. Как эти числа называются в математике? 2) Решите примеры:
Полученный ответ запишите словами. Сколько следует слов писать в составе этих числительных? 3) Поставьте в творительном падеже:
4) Запишите словами:
5) Согласуйте числительные с существительными в следующих предложениях:
6) Составьте словосочетания числительных трое, три с существительными щенки, дети, врач, лакомка, моряки, балерина, старушка. Трое щенков, детей, врачей, моряков. Три лакомки, балерины, старушки. 7) Решите уравнения, полученный ответ запишите словами.
Можно ли определить род у полученных числительных? 8) Запишите прописью числительные и поставьте существительное в нужный падеж: 113/4 гектар.. земли; 9,5 процент..; 2,9 метр..; 0,17 литр..; к 23/4 + 16,5; от 3287 – 22,7. Одиннадцати целым трем четвертым гектара земли, девять целых пять десятых процента, две целых девять десятых метра, ноль целых семнадцать сотых литра, к двум целым трем четвертым прибавить шестнадцать целых пять десятых, от трех тысяч двухсот восьмидесяти семи отнять двадцать две целых семь десятых. Помните! Названия единиц измерения всегда произносят полностью. 9) Найдите подлежащее в предложении:
Варианты ответов:
Какое слово в данном отрывке имеет несколько значений, одно из которых употребляется в математике? (Площадь) Проводится проверка теста. Последний ответ – площадь. 4. Предлагается интеллектуальная пауза. Физик (показывает квадрат со стороной 10 см): - Какова площадь этого квадрата? - Как разрезать его на два равных прямоугольника? (Ученик, вызванный к доске, объясняет и разрезает)
- Какая получилась фигура? - Чему равна длина и ширина этого прямоугольника? - Чему равна площадь этого прямоугольника?
- Какова площадь этой фигуры? - Можно ли ответить на этот вопрос, не производя никаких измерений? Лирик: В русском языке есть особые изобразительно – выразительные средства, основанные на использовании имени числительного. Например, создание головоломок, ребусов, шарад, особых поэтических форм. Предлагаем решить некоторые из них. 5. Задание: запишите словами предложенные ребусы: ПИ 100 ЛЕТ, ПРО 3, 40 А, 1 ОЧКА Решите предложенный кроссворд. Заполните клеточки словами, значение которых дано ниже. Подсказка: это могут быть различные части речи, содержащие числительное один (един).
Ответ: 1 однажды; 2 одноголосие; 3 присоединить; 4 одноклассник; 5 одинаковый; 6 соединение; 7 одинарный; 8 одногодок; 9 единорог; 10 единожды; 11 единое; 12 единица; 13 единство; 14 одиночка; 15 одноколка; 16 единичный; 17 однотомник; 18 одноактная; 19 однофамильцы; 20 единоборство; 21 однополчане. Вывод:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |