Преподавание литературы Урок литературы по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" "Самые уязвимые"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1835 Марченко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Ход урока“Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца” В.А.Сухомлинский Детство – это такое время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации. А какие ассоциации у вас связаны со словом детство? Составим кластер В конце урока мы вернёмся к кластеру и обсудим его. Мы с вами живем в мирное время, а как же те ребята, чье детство пришлось на годы войны? Что довелось им пережить? Какой след оставила война в их душах? Можно ли было облегчить их страдания? В годы войны тяжело было всем, но особенно беззащитными и уязвимыми становятся дети. Мы прочитали отрывок методом инсерта. Дома сделали пометки на полях. А сейчас, чтобы глубже вникнуть в содержание текста, ответим на вопросы к рассказу. Кого бы вы назвали главным действующим лицом в данном отрывке? Андрей Соколов остается главным героем всего рассказа, однако в этом эпизоде на первый план выступает Ванюшка. Обратите внимание на доску, в центре которой написано слово “Ванюшка”.
Маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки после дождя. Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбежки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта отец, у него нет дома, он голодает. Какую черту в образе Ванюшки подчеркивает информация о том, что пережил он во время войны? Ванюшка не первый раз отвечает на подобные вопросы. Слова “не знаю”, “не помню”, “никогда”, где придется усиливают ощущение тяжести того, что же перенес мальчик. Восклицательные предложения, повторяющиеся синтаксические конструкции, трижды повторенное слово “найдешь” свидетельствуют о том, как истосковался этот ребенок по теплу, заботе, как плохо ему было, как велика в нем была надежда. Какие еще слова помогают охарактеризовать состояние мальчика? Обратите внимание на описание поведения поступков мальчика: у чайной, в машине Андрея Соколова в момент решающего объяснения, где жил Соколов, оставшийся один на попечение хозяйки – в момент вечернего разговора. Внешность, переживание, речь, поступки мальчика подчеркивают его беззащитность, незащищенность, ранимость, уязвимость. Запишем эту черту в тетради. Глазами Андрея Соколова. Как вы думаете, чем уж так полюбился мальчик Андрею Соколову? Как А.С. реагирует на его рассказ? Почему? Какими художественными средствами передается взволнованное состояние героев после объяснения? Три дня, на четвертый день произошло решающее событие. Найдите в тексте момент, где с уверенностью можно сказать, что Андрей Соколов принял решение усыновить мальчика. У него на душе стало легко и как-то светло, когда он решил усыновить сироту, а радость мальчишки совсем отогрела сердце Соколова. “А у меня в глазах туман…”, – говорит герой. Может быть, этот туман и есть те самые невыплаканные слезы, которые наконец-то проступили на глазах и облегчили душу. Война, отнявшая у героя, казалось бы все, не смогла отнять у него самого главного – человечности, стремление к семейному единению с людьми. У Соколова появился мальчик, которому нужна забота, ласка, любовь. В чем проявляется его забота о мальчике? И в этом Соколов не одинок: хозяин и хозяйка, у которых Андрей поселился после войны, поняли все без слов, когда их постоялец привел в дом приемного сынишку, и принялись помогать Соколову ухаживать за Ванюшкой. (Хозяйка). Сделаем вывод: Как вы думаете, в чем заключается роль образа Ванюшки в этом отрывке? Этот образ помогает глубже понять характер главного героя рассказа – Андрея Соколова. С появлением этого персонажа становится возможным обсуждение уязвимого положения детей во время войны. А теперь вернемся к началу нашего урока Как вы думаете, почему, готовясь к обсуждению фрагмента, мы с вами подбирали ассоциации к слову ДЕТСТВО? Представьте и запишите, какие ассоциации со словом ДЕТСТВО могли бы возникнуть у Ванюшки?
Почему у него могли возникнуть именно такие ассоциации? Полностью противоположны впечатления, ассоциации. Домашнее задание
Письменно ответьте на эти вопросы. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |