Преподавание русского языка Первые уроки нового учебного года. 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 788 Реброва Наталья Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы Начало года в незнакомом классе. С такой ситуацией приходилось сталкиваться каждому учителю. Я предлагаю некоторые задания, которые помогут быстро познакомиться с учениками, выявить и диагностировать типичные ошибки, повторить тот материал, без которого невозможно усвоение программы 8 класса. Я начинаю знакомство с текста юмористического характера. Это помогает снять психологическое напряжение, неизбежно возникающее в классе, в который пришел новый учитель. Карточка. Спишите,вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Поч_ти все девч_нки1 в наш_м кла_се в_дут2 дневники. И запис_вают3 в них всякую ерунду4. Например: "Вася попр_сил у меня сегодня тетра_ку5 по геометри_6. Тайно попросил и очень тихо, что(б)7 (н_)кто8 (н_)услышал. Зачем? Почему име_но у меня? Почему так таинстве_но9 и с большим волнением? Уже (пол)ноч_10. Но я размышляю об этом11 и (н_)засну до утра". Васька просто(напросто) решил _дуть12 домашн_ задание по геометри_. Име_но13 у нее, потому что у меня он уже _дувал. "Тихо, таинстве_но!.." А кто же делает это громко? "С волнением!" Еще бы Ваське (н_)волноват_ся! Девч_нки об_жают14 пр_давать15 самым обыкнове_ным16 поступкам мальчишек какой(то) особый смысл. (А.Алексин "Мой брат играет17 на кларнете")18 Задания. 1. Объясните правописание суффикса 2. Определите спряжение глагола 3. Определите вид глагола 4. Определите часть речи 5. Напишите проверочное слово 6. Объясните правописание окончания 7. Напишите фонетическую транскрипцию слова 8. Объясните правописание слова 9. Объясните правописание суффикса 10. Объясните правописание слова 11. Определите разряд местоимения 12. Напишите фонетическую транскрипцию слова 13. Определите часть речи 14. Подберите синоним 15. Объясните значение приставки 16. Подберите антоним 17. Выполните морфемный разбор (разберите слово по составу) 18. Напишите, какой вы представляете себе героиню этой повести, семиклассницу, на основе данного фрагмента (повествование идет от первого лица). Ключи. Почти все девчонки1 в нашем классе ведут2 дневники. И записывают3 в них всякую ерунду4. Например: "Вася попросил у меня сегодня тетрадку5 по геометрии6. Тайно попросил и очень тихо, чтоб7 никто8 не услышал. Зачем? Почему именно у меня? Почему так таинственно9 и с большим волнением? Уже полночь10. Но я размышляю об этом11 и не засну до утра". Васька просто-напросто решил сдуть12 домашнее задание по геометрии. Именно13 у нее, потому что у меня он уже сдувал. "Тихо, таинственно!.." А кто же делает это громко? "С волнением!" Еще бы Ваське не волноваться! Девчонки обожают14 придавать15 самым обыкновенным16 поступкам мальчишек какой-то особый смысл. (А.Алексин "Мой брат играет17 на кларнете")18 1. Объясните правописание суффикса. Ответ: девчОнки -- под ударением в суффиксах существительных после шипящих пишется О, без ударения - Е. 2. Определите спряжение глагола. Ответ: ведут (инф. вести) - 1 спряжение. 3. Определите вид глагола. Ответ: записывают (что делают?) несовершенный вид 4. Определите часть речи. Ответ: ерунда- существительное. 5. Напишите проверочное слово. Ответ: тетрадку- тетради, тетрадей и т.п. 6. Объясните правописание окончания. Ответ: (по)геометрии (н.ф. геометрия) - в существительных на -ия в родительном, дательном и предложных падежах пишется окончание -ии 7. Напишите фонетическую транскрипцию слова. Ответ:Чтоб - [штоп] 8. Объясните правописание слова. Ответ: В приставках отрицательных местоимений без ударения пишется И. Приставки отрицательных местоимений пишутся слитно. 9. Объясните правописание суффикса. Ответ: Таинственно - наречие. В суффиксах наречий на -о пишется столько же н, сколько в полных прилагательных, от которых они образованы. Прилагательный таинственный образовано от существительного таинство с помощью суффикса -енн 10. Объясните правописание слова. Ответ: полночь- на конце существительных 3 склонения после шипящих пишется Ь. Пол- пишется слитно со всеми словами, кроме слов, начинающихся на л, на гласную или прописную букву. 11. Определите разряд местоимения. Ответ: об этом (н.ф. это)- указательное местоимение. 12. Напишите фонетическую транскрипцию слова. Ответ: сдуть- [здут'] 13. Определите часть речи. Ответ: именно- частица. 14. Подберите синоним. Ответ: обожают- любят 15. Объясните значение приставки. Ответ: придавать-приставка при- имеет значение присоединения. 16. Подберите антоним. Ответ: обыкновенный- неординарный, исключительный. 17. Выполните морфемный разбор (разберите слово по составу). Ответ: играет. Приставки нет, корень игр-, суффикс -а-, окончание -ет, основа игра-. 18. Напишите, какой вы представляете себе героиню этой повести, семиклассницу, на основе данного фрагмента (повествование идет от первого лица). Комментарий. Небольшая письменная работа поможет учителю не только увидеть степень сформированности у учащихся речевой компетентности. В какой-то мере она приоткроет нам взгляды наших новых учеников. Кто-то совсем не увидит иронии. Кто-то за эту иронию резко осудит героиню ("Она говорит так потому, что сама еще, наверное, ни разу не влюблялась"). Конечно, проявят себя и те, кто читал эту повесть. Работа с текстами детской литературы будет продолжена в 8 классе, ведь отрывки из произведений А.Алексина, В.Крапивина, А.Лиханова могут быть включены в контрольно-измерительные материалы ГИА по русскому языку. Повторение пунктуации при причастных и деепричастных оборотах и одиночном деепричастии На первых уроках, на мой взгляд, просто необходимо повторить пунктуацию при причастных и деепричастных оборотах, отработать понятие знаки выделения. Попутно повторяются и другие известные ученикам пунктуационные правила, а также орфография. Начинается работа под руководством учителя, а затем учащиеся получают задания для самостоятельной работы. Работа у доски Подчеркнуть причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия. Указать слово, к которому они относятся. Составить схему. 1. Слабо мерцает угольная лампочка, свесившаяся с потолка, настолько слабо, что через запушенные инеем окна виден свет уличного фонаря, пробивающийся в комнату и освещающий ее. (Л.Пантелеев, Г.Белых "Республика Шкид") 2. С такими же важными лицами сидят на обрубках возле камина другие тролли, и самый древний из них, надвинув на глаза колпачок, отведя в сторону и согнув острым углом руки, играет на флейте. (Ю.Казаков "Оленьи Рога") 3. Она сразу узнает его, прячется за угол дома и, всхлипывая, следит за ним. (Ю.Казаков "Оленьи Рога") 4. До порта было довольно далеко, но бодро настроенные шкидцы шагали быстро, и скоро перед ними заскрипели и распахнулись высокие синие ворота Торгового порта. (Л.Пантелеев, Г.Белых "Республика Шкид") Задания для самостоятельной работы Вариант 1 Карточка Расставьте знаки препинания. Подчеркните причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия. Укажите слово, к которому они относятся.Номера предложений, где встречается та или иная конструкция, занесите в соответствующие колонки таблицы.
1. Дожидаясь смены мы сидим на скамейке у ворот гаража. (А.Рыбаков "Приключения Кроша") 2. Ей хочется вспомнить музыку слышанную во сне. (Ю.Казаков "Оленьи Рога") 3. Наигравшись они бредут к крыльцу, поднимаются в окно, втягивают лестницу внутрь. (Ю.Казаков "Оленьи Рога") 4. Усевшись рядом на верхней теплой ступеньке крыльца они свешивают ноги, поднимают лица к солнцу и замирают. (Ю.Казаков "Оленьи Рога") 5. Вместо комнаты она видит солнечный день, холмы поросшие соснами и знакомого лыжника беззвучно скользящего с холма на холм. (Ю.Казаков "Оленьи Рога") 6. Полумрак, теплота, догорающие в печке поленья будили в ребятах новые мысли. (Здесь и далее - Л.Пантелеев, Г.Белых "Республика Шкид") 7. По приютам я с детства скитался не имея родного угла. 8. Гришка смущенный таким оборотом дела выпустил сундук. 9. Воспитатель пришел в класс и начал спрашивать у приглядывающихся к нему ребят об их жизни. 10. Отсидев тридцать суток в карцере Колька неожиданно образумился. 11. Получившие конституцию шкидцы чувствовали себя именинниками. 12. Однажды в плохо окрашенную дверь Шкиды вошел человек в котелке. 13. Остановившись у дверей многозначительно переглянулись. 14. Нестройная орда вернувшаяся в школу взбесила Викниксора. 15. Викниксор прошелся по комнате, поглядел в окно, потом дошел до середины и остановился испытующе оглядывая воспитанников. Ключи.
1. Дожидаясь смены, мы сидим на скамейке у ворот гаража. (А.Рыбаков "Приключения Кроша") 2. Ей хочется вспомнить музыку, слышанную во сне. (Ю.Казаков "Оленьи Рога") 3. Наигравшись, они бредут к крыльцу, поднимаются в окно, втягивают лестницу внутрь. (Ю.Казаков "Оленьи Рога") 4. Усевшись рядом на верхней теплой ступеньке крыльца, они свешивают ноги, поднимают лица к солнцу и замирают. (Ю.Казаков "Оленьи Рога") 5. Вместо комнаты она видит солнечный день, холмы, поросшие соснами, и знакомого лыжника, беззвучно скользящего с холма на холм. (Ю.Казаков "Оленьи Рога") 6. Полумрак, теплота, догорающие в печке поленья будили в ребятах новые мысли. (Здесь и далее - Л.Пантелеев, Г.Белых "Республика Шкид") 7. По приютам я с детства скитался, не имея родного угла. 8. Гришка, смущенный таким оборотом дела, выпустил сундук. 9. Воспитатель пришел в класс и начал спрашивать у приглядывающихся к нему ребят об их жизни. 10. Отсидев тридцать суток в карцере, Колька неожиданно образумился. 11. Получившие конституцию шкидцы чувствовали себя именинниками. 12. Однажды в плохо окрашенную дверь Шкиды вошел человек в котелке. 13. Остановившись у дверей, многозначительно переглянулись. 14. Нестройная орда, вернувшаяся в школу, взбесила Викниксора. 15. Викниксор прошелся по комнате, поглядел в окно, потом дошел до середины и остановился, испытующе оглядывая воспитанников. Вариант 2. Карточка. Расставьте знаки препинания. Подчеркните причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия. Укажите слово, к которому они относятся.Номера предложений, где встречается та или иная конструкция, занесите в соответствующие колонки таблицы.
1. Оба шкидца положив лист на пюпитр приготовились петь. 2. Через четверть часа газетчики вышли из кабинета нагруженные бумагой, чернилами, тушью, перьями, карандашами и красками. 3. Маленькие костры весело мигали, шипели сырыми сучьями и манили продрогших в сыром тумане ночных похитителей стрельнинской картошки. 4. Почти весь день он терпеливо простоял на площадке лестницы у большого окна выходившего во двор. 5. Лицо его разукрашенное синяками и подтеками было бледнее обычного. 6. Ни с кем не поздоровавшись он прошел к своей парте, сел и стал собирать пожитки. 7. С облегченным вздохом Воробышек идет к своей парте и усевшись забывает о математике. 8. Наказанные целыми часами жалобно выклянчивали отпуск и добившись его уходили со счастливыми лицами. 9. Улица манила обещая неиспытанные приключения. 10. Кружок притих и внимательно слушал сбившись вокруг мерцающей свечки. 11. Голоса доносившиеся из сырого помещения показались ему незнакомыми, грубыми и даже страшными. 12. Две недели республика Шкид жила в лихорадке наблюдая за борьбой двух течений. Ключи.
1. Оба шкидца, положив лист на пюпитр, приготовились петь. 2. Через четверть часа газетчики вышли из кабинета, нагруженные бумагой, чернилами, тушью, перьями, карандашами и красками. 3. Маленькие костры весело мигали, шипели сырыми сучьями и манили продрогших в сыром тумане ночных похитителей стрельнинской картошки. 4. Почти весь день он терпеливо простоял на площадке лестницы у большого окна, выходившего во двор. 5. Лицо его, разукрашенное синяками и подтеками, было бледнее обычного. 6. Ни с кем не поздоровавшись, он прошел к своей парте, сел и стал собирать пожитки. 7. С облегченным вздохом Воробышек идет к своей парте и, усевшись, забывает о математике. 8. Наказанные целыми часами жалобно выклянчивали отпуск и, добившись его, уходили со счастливыми лицами. 9. Улица манила, обещая неиспытанные приключения. 10. Кружок притих и внимательно слушал, сбившись вокруг мерцающей свечки. 11. Голоса, доносившиеся из сырого помещения, показались ему незнакомыми, грубыми и даже страшными. 12. Две недели республика Шкид жила в лихорадке, наблюдая за борьбой двух течений. Вариант 3. Спишите,вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. 1. Другие услышав нашу с папой фамилию вслух ничего не высказали но громко захлопали. (А.Алексин "Звоните и приезжайте") 2. Вместо комнаты она вид_т солнечный день холмы поросш_е соснами и знакомого лыжника беззвучно ск_льзящего с холма на холм. (Ю.Казаков "Оленьи Рога") 3. Косарь лениво потягиваясь стукнул кулаком по двери вызывая эконома и вдруг широко р_скрыл заспа_ные глаза. (Л.Пантелеев Г.Белых "Республика Шкид") 4. Однажды сидя в кабинете завшколой за партией в шахматы Колька победив три раза подряд четвертую игру нароч_но провалил. (Здесь и далее - Л.Пантелеев Г.Белых "Республика Шкид") 5. Викниксор весь захваче_ный новой идеей сел и об_яснил размер два раза пропев "Гаудеамус". 6. Тихо посвистывая он вышел во двор прошел к пруду и сел на берегу жмурясь под ярким солнцем. 7. Улыбаясь широкой улыбкой они сидит около пузатой железной печки помеш_вая кочергой дог_рающие угли и головешки. 8. Пантелеев вскочил покраснел уронил книгу и (н_)сдерживая волнения выбежал из класса. 9. Дежурный стоявший с ключами у входных дверей вид_л как новенький оглядываясь и смущаясь поцеловался с матерью и сестрой и сразу же пот_щил их в Белый зал. 10. Они шли (на)ощупь держась за холодные выступы ступеней и уд_ляясь все дальше от света. 11. Викниксор вошел первый поднялся на несколько ступеней и заглянув в сырой коридор замер от удивления. Ключи. 1. Другие, услышав нашу с папой фамилию, вслух ничего не высказали, но громко захлопали. (А.Алексин "Звоните и приезжайте") 2. Вместо комнаты она видит солнечный день, холмы, поросшие соснами, и знакомого лыжника, беззвучно скользящего с холма на холм. (Ю.Казаков "Оленьи Рога") 3. Косарь, лениво потягиваясь, стукнул кулаком по двери, вызывая эконома, и вдруг широко раскрыл заспанные глаза. (Л.Пантелеев, Г.Белых "Республика Шкид") 4. Однажды, сидя в кабинете завшколой за партией в шахматы, Колька, победив три раза подряд, четвертую игру нарочно провалил. (Л.Пантелеев, Г.Белых "Республика Шкид") 5. Викниксор, весь захваченный новой идеей, сел и объяснил размер, два раза пропев "Гаудеамус". 6. Тихо посвистывая, он вышел во двор, прошел к пруду и сел на берегу, жмурясь под ярким солнцем. 7. Улыбаясь широкой улыбкой, они сидит около пузатой железной печки, помешивая кочергой догорающие угли и головешки. 8. Пантелеев вскочил, покраснел, уронил книгу и, не сдерживая волнения, выбежал из класса. 9. Дежурный, стоявший с ключами у входных дверей, видел, как новенький, оглядываясь и смущаясь, поцеловался с матерью и сестрой и сразу же потащил их в Белый зал. 10. Они шли на ощупь, держась за холодные выступы ступеней и удаляясь все дальше от света. 11. Викниксор вошел первый, поднялся на несколько ступеней и, заглянув в сырой коридор, замер от удивления. По итогам повторения изученного в 5-7 классах я завожу Диагностическую карту (Приложение 1). Дидактический материал может быть, конечно, использован и в тех классах, в которых учитель работает не первый год. Кроме того, повторение пунктуации при причастных и деепричастных оборотах и одиночном деепричастии можно провести перед началом темы "Обособление". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |