Преподавание литературы
Тема урока:"Определение". 5-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 841
Макарцева Светлана Владимировна, Учитель русского языка и литературы Цели: 1. Сосредоточить внимание учащихся на определении как второстепенном члене предложения; - на алгоритме его нахождения;
- на синонимии определений, выраженных разными способами;
- на роли определений для точности и выразительности высказывания;
- на разграничении определений и сказуемых, выраженных именами прилагательными
2. Развивать творческие способности. 3. Совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся. 4. Оборудование: компьютер, проектор, карточки для работы в парах постоянного состава. Ход урока 1. Организационный момент 2. Распространённые и нераспространенные предложения Слайд 1, Приложение 1 По этому образцу переделаем нераспространенные предложения в распространенные, чтобы текст был более точным, более ярким и насыщенным. Слайд 2 Распространённые предложения дают больше информации, чем нераспространенные, поэтому нужно учиться распространять предложения второстепенными членами. 3. Новый материал 1) Какую роль играют прилагательные в речи? Второстепенные члены предложения – это определение, дополнение, обстоятельство. Самостоятельное изучение темы «Определение». 2) Работа в парах. Помогите друг другу выучить, что такое определение. Карточка 1. 1. Прочитайте по очереди друг другу определение, стараясь его запомнить (один читает, второй следит по своей карточке, потом меняйтесь ролями) а) § 18 стр. 30 2. Проверь себя: попробуй сам себе перескажи. 3. Расскажите по очереди друг другу (выслушай рассказ товарища, глядя в свою карточку). Помогите друг другу хорошо выучить тему. 4. На полях напротив темы поставь оценку за теорию каждый сам себе. 5. Запишите в тетрадь следующие примеры. Подчеркните главные члены, определения. Докажите, что определения нашли правильно. Укажите, чем оно выражено. Помогите друг другу выполнить задание правильно. а) Мы вошли в березовую рощу. Березовую – определение, так как: – зависит от существительного; – обозначает признак предмета; – отвечает на вопрос какую? – выражено прилагательным, согласуется с существительным в роде, числе, падеже. b) Стоят последние дни поздней осени. c) В прозрачном воздухе плывут топкие нити паутины. | 3) Вывод. Прилагательное как член предложения – это прежде всего определение. 4) Работа в парах. Карточка 2 1) Издалека доносился стук дятла. Дятла – определение, так как: – зависит от существительного; – обозначает признак; – отвечает на вопрос чей?; – выражено существительным, не согласуется в роде, числе. 2) Она любит платье из шелка. 3) В поход мы взяли посуду из пластмассы. | 5) Вывод. Такие определения называются несогласованными. Почему? Определения по способу выражения могут быть согласованными и несогласованными (т.е. они могут согласовываться или не согласовываться с определяемым словом в роде, числе и падеже) Приведите примеры несогласованных определений (Дом из дерева хорошо сохраняет тепло). 6) Сейчас вы познакомитесь, каким членом предложения станет прилагательное, если из позиции перед существительным оно переместится в позицию после него? Глагол связывается крепко-накрепко с прилагательным. Работа в парах. Карточка 3 1. Наша прогулка была очень интересной. Была интересной – сказуемое, т.к. – была – глагол, выражает грамматическое значение(время); – интересной – прилагательное, выражает лексическое значение. 2. Осень пришла дождливая. 3. Он ушел счастливый. | Вывод. Глагол – выражает грамматическое значение (время, начало действия, конец действия), а имя прилагательное – лексическое значение, то есть характеризует подлежащее. 4. Итог урока Какова синтаксическая роль прилагательного? Правило. Признак предмета или явления обозначает определение. Чей и Какой – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3 Дополнительный материал к уроку Можно предложить подготовить сообщение ученику. 1. «Длинное платье». Чтобы избежать речевых ошибок, необходимо учитывать особенности значения слов. Например, и дерево, и платье можно измерить, но почему-то мы назовем дерево высоким или низким, а платье – длинным или коротким. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова о значении прилагательного высокий написано: «…большой или далекий в направлении снизу вверх». Снизу вверх! Потому этим прилагательным можно определить и дерево (ведь растет оно вверх), и облака (мы смотрим на них снизу вверх). Но нельзя отнести его к существительному платье. Если вы выросли из него, мама не станет разгибать воротник, чтобы оно стало больше вверх, а удлинит платье, то есть сделает его больше по направлению вниз. Вот почему мы говорим о платье длинное, а не высокое. 2. «Коричневые глаза». Вспомним о языковых традициях. Послушайте два коротких портретных описания и определите, какое из них принадлежит иностранцу. «Моя сестра – веселая девочка с открытым лицом, задорной улыбкой. У нее вьющиеся волосы, карие глаза, тонкие брови». «У моей сестры широко раскрытые коричневые глаза, тонкие брови, задорно вздернутый нос и светло-коричневые вьющиеся волосы». В русском языке не принято называть глаза и волосы коричневыми: о глазах пишут карие, о волосах – каштановые или (если они светло-коричневые) русые.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|