Преподавание русского языка Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук Л" (подготовительная группа),1-й год обученияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1173 Шарипова Гилия Равильевна, учитель-логопед Цели:
Используемая образовательная программа:
Дополнительная литература:
Предварительная работа: чтение детской энциклопедии, рассматривание иллюстраций редких видов цветов, занесенных в Красную Книгу, разучивание нар.песенки «Ласточки летели», разучивание слов к физ.мин. «Фиалка»; словарная работа: хоронится, взвились, дивились. Дидактическое обеспечение: зеркала, предметные картинки на звук Л, картинки профиля звука, картинки с изображением ласточки, цветов, солнышка, луны, облака, стула, сокола, ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент
– Кто догадался, что это за птица? Дети: Это ласточка. II. Развитие общей и артикуляционной моторики. 1. Развитие общей моторики «Ласточка». Логопед: Ребята, покажите, как летают ласточки. (Вкл-ся аудиозапись пения птиц). Дети, проговаривая слова, выполняют движения:
(Нар. песенка) 2. Артикуляционная гимнастика. Логопед предлагает детям улыбнуться и вытянуть губы трубочкой; сделать язычок «лопаткой», облизнуть губы «вкусное варенье», сделать «болтушку». III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте 1. Объявление темы занятия (Заранее на стекло окна прикрепляется макет ласточки). Логопед: Ребята, слышите, кто-то стучит в окно? Посмотрите, к нам кто-то прилетел. Дети: Это птица. К нам прилетела ласточка. Логопед: Да, у нас в гостях перелетная птица ласточка. Скажите, ребята, какой первый звук в слове ласточка? Дети: В слове ласточка первый звук Л. Логопед: Сегодня мы вместе с ласточкой будем стараться правильно произносить звук Л. Логопед приглашает детей занять места за столами. 2. Артикуляция звука Л. Логопед: Ребята, посмотрите в зеркала, произнесите звук Л и скажите, какое положение принимают губы, язык, при произнесении звука? Что происходит с горлышком? Показ профиля звука Л. Беседа по картинкам профиля звука. Дети: Рот приоткрыт, губы улыбаются. Язык поднимается вверх и прижимается к верхним зубам. Горлышко дрожит, голос работает. (Оценка ответов детей фишками). 3. Характеристика звука Логопед: Ребята, расскажите ласточке о звуке Л, какой он? Дети: Звук Л согласный, потому что воздух встречает препятствие, твердый, глухой. Логопед: Все согласны, что звук Л глухой? Дети: Нет. Звук Л – звонкий согласный. Логопед: Ласточка спрашивает, как можно уточнить, что согласный звук звонкий? Дети: Приложить тыльную сторону ладошки к горлышку и произнести звук. Если горлышко дрожит, гудит, голосок не спит, значит, звук звонкий. (Оценка ответов детей фишками). 4. Произнесение звука Л в слогах. Логопед: Ласточка очень рада, что наступила весна, греет солнышко, кругом слышится пение птиц. И вместе с Вами она хочет спеть весеннюю песенку:
5. Развитие фонематического слуха. Логопед: Ласточка дружит со многими птицами, и она предлагает сыграть в игру: «Зажги звездочку». Поднимите звездочку, когда услышите названия птиц со звуком Л. Словарный материал: стриж, соловей, аист, щегол, трясогузка, голубь. (Оценка ответов детей фишками). 6. Развитие фонематического восприятия, определение позиции звука в словах, деление слов на слоги. Логопед: Ласточка прилетела из страны цветов, но как называются некоторые цветы, растущие в этой стране, она не знает. Выставляется фотоколлаж цветов. (Использование дифференцированного подхода: деление детей на подгруппы). Дети 1-й подгруппы называют слова со стечением согласных (-гла, -фло ). Словарный материал: гладиолусы, флоксы, ландыши, лотосы, фиалки. Логопед: В названии каких цветов звук Л находится в начале слова. Дети: В слове ландыш звук Л находится в начале. Логопед: Ласточка говорит, что звук Л есть не только в названиях цветов, но и в предметах, изображенных на этих картинках. На наборном полотне выставлены предметные картинки: луна, солнышко, облако, стул, сокол. Логопед: Назовите предметы, где звук Л находится в середине слова. Дети: В слове облако звук Л находится в середине слова. Логопед: Назовите предметы, где звук Л находится в конце слова. Дети: В слове стул звук Л находится в конце слова. Логопед: Назовите слова, состоящие из 2-х слогов. Дети: В слове облако 2 слога. Логопед: Все согласны с ответом? Как узнать, сколько слогов в слове? Дети: Подставить ладошку под подбородок, произнести слово, сколько раз подбородок опустится, столько в слове будет слогов. В слове луна – 2 слога. IV. Физ.минутка «Фиалка» Логопед: Наступлению весны радуется все живое на земле. И цветы подставляют свои лепестки яркому, весеннему солнышку. Ласточка приглашает Вас на лесную поляну в гости к Фиалке. Под аудиозапись «Вальс цветов» дети выходят из-за столов в круг. В центре круга ребенок в маске Фиалки.
Логопед: Ребята, скажите, как Вы думаете, можно ли бездумно срывать цветы? Дети: Нет, цветы должны расти в естественных условиях, радовать нас своей красотой. V. Формирование грамматического строя речи Подбор слов-признаков к предметам. (Игра с «Волшебным цветком») Логопед: Ребята, очень приятно, что наступила весна, греет солнышко, распустились цветы. Расскажите Ласточке, фиалкам, солнышку какие они? Ласточка какая? Дети: Ласточка красивая, быстрая, смелая, проворная, умная, маленькая, быстрокрылая. Логопед: Фиалки какие? Дети: Фиалки белые, сиреневые, лиловые, нежные, прекрасные, цветущие, душистые. Логопед: Солнышко какое? Дети: Солнышко желтое, яркое, золотое, теплое, доброе, веселое, горячее. Дети, называя слова, передают цветок друг другу. VI. Составление предложений с заданными словами. Логопед: Ребята, попробуйте из слов, которые я произнесу, составить красивые предложения про ласточку. Логопед: Высоко, под, ласточка, лететь, землей. Дети: Высоко летит ласточка. Логопед: Ребята, все согласны? Сколько слов должно быть в предложении? Дети: В предложении должно быть 5 слов. Высоко над землей летает ласточка. Логопед: Гнездо, под, ласточка, вьет, крыша. Дети: Ласточка под крышей вьет гнездо. Логопед: У, гнездо, птенцы, ласточки, в. Дети: В гнезде у ласточки птенцы. (Раздаются фишки за правильные ответы). VII. Итог занятия Логопед: О каком звуке мы сегодня говорили? Дети: Мы говорили о звуке Л. Логопед: Какой это звук? Дети: Звук Л – согласный, твердый, звонкий. Логопед: Ласточке пора улетать и на прощание она дарит Вам эти изображения бесцветных цветов. И надеется, что когда она прилетит к нам в гости в следующий раз, Вы покажите ей цветочную поляну, украшенную яркими, нарядными разноцветными цветами. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |