Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук Л" (подготовительная группа),1-й год обучения
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук Л" (подготовительная группа),1-й год обучения


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1173

Шарипова Гилия Равильевна, учитель-логопед

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: учить детей четко произносить звук Л; делить слова на слоги; учить определять позицию звука в словах; формировать грамматический строй речи (подбор слов-признаков к предметам); формировать умение работать с деформированным предложением.
  • Коррекционно-развивающие: автоматизировать звук Л в слогах, словах, фразах, развивать общую, артикуляционную моторику; развивать фонематический слух и восприятие, зрительное внимание.
  • Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность и ответственность; бережное отношение к окружающей среде и природе.

Используемая образовательная программа:

  1. Г.А.Каше «Программа воспитания и обучения детей» М-90
  2. С.А.Козлова «Я – человек»

Дополнительная литература:

  1. Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» М-85
  2. Т.А.Ткаченко «В первый класс – без дефектов речи» С-П-99
  3. Е.В.Кузнецова «Ступеньки к школе» М-99
  4. Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» М-99
  5. В.В.Волина «Занимательное азбуковедение» М-91

Предварительная работа: чтение детской энциклопедии, рассматривание иллюстраций редких видов цветов, занесенных в Красную Книгу, разучивание нар.песенки «Ласточки летели», разучивание слов к физ.мин. «Фиалка»; словарная работа: хоронится, взвились, дивились.

Дидактическое обеспечение: зеркала, предметные картинки на звук Л, картинки профиля звука, картинки с изображением ласточки, цветов, солнышка, луны, облака, стула, сокола,
фотоколлаж цветов, макет – ласточка, макет – «волшебный цветок», маска цветка фиалки, звездочки и трафареты цветов по количеству детей, аудиозапись звуков природы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед и дети приветствуют друг друга.
Логопед загадывает загадку:
Черный костюм, белая рубашка
Возвратилась из-за моря
Быстрокрылая пташка

– Кто догадался, что это за птица?

Дети: Это ласточка.

II. Развитие общей и артикуляционной моторики.

1. Развитие общей моторики «Ласточка».

Логопед: Ребята, покажите, как летают ласточки.

(Вкл-ся аудиозапись пения птиц). Дети, проговаривая слова, выполняют движения:

Ласточки летели, Бегут по кругу, машут руками, изображая полет птиц.
Все люди глядели.
Ласточки садились, Приседают, руки опускают за спиной, как бы
Все люди дивились. складывая крылья.
Сели, посидели,
Взвились, полетели, Бегут по кругу, взмахивая руками.
Песенки запели.

(Нар. песенка)

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед предлагает детям улыбнуться и вытянуть губы трубочкой; сделать язычок «лопаткой», облизнуть губы «вкусное варенье», сделать «болтушку».

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

1. Объявление темы занятия

(Заранее на стекло окна прикрепляется макет ласточки).

Логопед: Ребята, слышите, кто-то стучит в окно? Посмотрите, к нам кто-то прилетел.

Дети: Это птица. К нам прилетела ласточка.

Логопед: Да, у нас в гостях перелетная птица ласточка. Скажите, ребята, какой первый звук в слове ласточка?

Дети: В слове ласточка первый звук Л.

Логопед: Сегодня мы вместе с ласточкой будем стараться правильно произносить звук Л.

Логопед приглашает детей занять места за столами.

2. Артикуляция звука Л.

Логопед: Ребята, посмотрите в зеркала, произнесите звук Л и скажите, какое положение принимают губы, язык, при произнесении звука? Что происходит с горлышком?

Показ профиля звука Л. Беседа по картинкам профиля звука.

Дети: Рот приоткрыт, губы улыбаются. Язык поднимается вверх и прижимается к верхним зубам. Горлышко дрожит, голос работает.

(Оценка ответов детей фишками).

3. Характеристика звука

Логопед: Ребята, расскажите ласточке о звуке Л, какой он?

Дети: Звук Л согласный, потому что воздух встречает препятствие, твердый, глухой.

Логопед: Все согласны, что звук Л глухой?

Дети: Нет. Звук Л – звонкий согласный.

Логопед: Ласточка спрашивает, как можно уточнить, что согласный звук звонкий?

Дети: Приложить тыльную сторону ладошки к горлышку и произнести звук. Если горлышко дрожит, гудит, голосок не спит, значит, звук звонкий.

(Оценка ответов детей фишками).

4. Произнесение звука Л в слогах.

Логопед: Ласточка очень рада, что наступила весна, греет солнышко, кругом слышится пение птиц. И вместе с Вами она хочет спеть весеннюю песенку:

Ла-ла-ла – наступила весна.
Лы-лы-лы – дни стали светлы.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ал-ыл-ол-ул – слышен птичий гул.

5. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Ласточка дружит со многими птицами, и она предлагает сыграть в игру: «Зажги звездочку». Поднимите звездочку, когда услышите названия птиц со звуком Л.

Словарный материал: стриж, соловей, аист, щегол, трясогузка, голубь.

(Оценка ответов детей фишками).

6. Развитие фонематического восприятия, определение позиции звука в словах, деление слов на слоги.

Логопед: Ласточка прилетела из страны цветов, но как называются некоторые цветы, растущие в этой стране, она не знает.

Выставляется фотоколлаж цветов. (Использование дифференцированного подхода: деление детей на подгруппы).

Дети 1-й подгруппы называют слова со стечением согласных (-гла, -фло ).
Дети 2-й подгруппы называют слова с прямым и обратным слогом (-ла, -ло, -ал).

Словарный материал: гладиолусы, флоксы, ландыши, лотосы, фиалки.

Логопед: В названии каких цветов звук Л находится в начале слова.

Дети: В слове ландыш звук Л находится в начале.
В слове лотос звук Л находится в начале.

Логопед: Ласточка говорит, что звук Л есть не только в названиях цветов, но и в предметах, изображенных на этих картинках.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: луна, солнышко, облако, стул, сокол.

Логопед: Назовите предметы, где звук Л находится в середине слова.

Дети: В слове облако звук Л находится в середине слова.
В слове солнышко звук Л стоит в середине слова.

Логопед: Назовите предметы, где звук Л находится в конце слова.

Дети: В слове стул звук Л находится в конце слова.
В слове сокол звук Л находится в конце слова.

Логопед: Назовите слова, состоящие из 2-х слогов.

Дети: В слове облако 2 слога.

Логопед: Все согласны с ответом? Как узнать, сколько слогов в слове?

Дети: Подставить ладошку под подбородок, произнести слово, сколько раз подбородок опустится, столько в слове будет слогов.
Можно прохлопать слово в ладоши. Сколько раз хлопнем, столько слогов будет в слове.

В слове луна – 2 слога.
В слове сокол – 2 слога.

IV. Физ.минутка «Фиалка»

Логопед: Наступлению весны радуется все живое на земле. И цветы подставляют свои лепестки яркому, весеннему солнышку. Ласточка приглашает Вас на лесную поляну в гости к Фиалке.

Под аудиозапись «Вальс цветов» дети выходят из-за столов в круг. В центре круга ребенок в маске Фиалки.

На солнечной опушке Дети стоят
Фиалка расцвела – Руками изображают цветок
Лиловенькие ушки Цветок над головой
Тихонько подняла.
В траве она хоронится Взмахом руки показывают вниз
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится Наклоняются и «берут цветок»
И бережно возьмет.

Логопед: Ребята, скажите, как Вы думаете, можно ли бездумно срывать цветы?

Дети: Нет, цветы должны расти в естественных условиях, радовать нас своей красотой.

V. Формирование грамматического строя речи

Подбор слов-признаков к предметам. (Игра с «Волшебным цветком»)

Логопед: Ребята, очень приятно, что наступила весна, греет солнышко, распустились цветы. Расскажите Ласточке, фиалкам, солнышку какие они? Ласточка какая?

Дети: Ласточка красивая, быстрая, смелая, проворная, умная, маленькая, быстрокрылая.

Логопед: Фиалки какие?

Дети: Фиалки белые, сиреневые, лиловые, нежные, прекрасные, цветущие, душистые.

Логопед: Солнышко какое?

Дети: Солнышко желтое, яркое, золотое, теплое, доброе, веселое, горячее.

Дети, называя слова, передают цветок друг другу.
Логопед предлагает детям занять свои места.

VI. Составление предложений с заданными словами.

Логопед: Ребята, попробуйте из слов, которые я произнесу, составить красивые предложения про ласточку.

Логопед: Высоко, под, ласточка, лететь, землей.

Дети: Высоко летит ласточка.

Логопед: Ребята, все согласны? Сколько слов должно быть в предложении?

Дети: В предложении должно быть 5 слов. Высоко над землей летает ласточка.

Логопед: Гнездо, под, ласточка, вьет, крыша.

Дети: Ласточка под крышей вьет гнездо.

Логопед: У, гнездо, птенцы, ласточки, в.

Дети: В гнезде у ласточки птенцы.

(Раздаются фишки за правильные ответы).

VII. Итог занятия

Логопед: О каком звуке мы сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о звуке Л.

Логопед: Какой это звук?

Дети: Звук Л – согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Ласточке пора улетать и на прощание она дарит Вам эти изображения бесцветных цветов. И надеется, что когда она прилетит к нам в гости в следующий раз, Вы покажите ей цветочную поляну, украшенную яркими, нарядными разноцветными цветами.
Коллективная работа детей по созданию цветочной поляны.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21