Преподавание литературы "Сказки А.С. Пушкина" (урок-КВН в 5-м классе)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1105 Трулова Татьяна Ивановна, учитель русского языка Вступительное слово учителя. - Ребята, мы познакомились с темой “Причастие”. Сегодня повторим и обобщим все изученное о причастии на основе поэтических и прозаических произведений С.Есенина, И.Бунина, К.Паустовского. Мы убедимся, что эти авторы довольно часто пользуются причастиями. Чтение эпиграфа и анализ. - Обратите внимание на эпиграф к уроку. (Ученик читает эпиграф)
- О чем говорят эти строки? - Какие художественные выразительные средства использует автор? (Эпитеты – малиновое поле; синь, упавшая в реку; озерную тоску) - Что это за части речи? (Прилагательное, причастие) Слово учителя. - Да, С.Есенин, наряду с другими известными поэтами и писателями, много пишет о Родине, о величии и красоте ее природы. И для этого использует множество эпитетов и метафор. Сообщение ученика. - Творчество С.Есенина, И.Бунина и К.Паустовского объединяет глубокое чувство родины, осознание нерасторжимой связи с ней. Они умеют подмечать неуловимое в природе, тонко различают цвета. Голос природы и душа – созвучны. Это – мастера живого слова. Фронтальный опрос по теме “Причастие”. - А теперь мы с вами вспомним о причастии. Что называется причастием? (Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?) - Назовите морфологические признаки причастия. (Бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по родам, числам, падежам, в предложении является определением.) - С какими орфограммами мы познакомились? (“Суффиксы -ущ(-ющ), -ащ(-ящ), -ом(-ем), -им”, “одна и две н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных”, “не с причастиями”). -Что называют причастным оборотом? (Причастие с зависимым словом). Каково место причастного оборота в предложении? - Какова роль причастий и причастных оборотов в речи? (Употребление их обогащает речь, делает ее более яркой, образной, выразительной. Является экономным способом выражения мысли.) В это время два ученика выполняют задание на доске индивидуально: 1-й ученик выполняет синтаксический разбор и задание: расставить знаки препинания, вставить орфограммы: Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, оделся свежей, густой зеленью. (И.Бунин) 2-й ученик выполняет морфологический разбор причастия “возвышавшийся”, затем разбор по составу. Задание классу. Подобрать синонимы (1-й вариант) и антонимы (2-й вариант) к прилагательным из предложения. Затем – опрос: - Чем прилагательные отличаются от причастия? (Прилагательные обозначают постоянный признак, причастия – непостоянный признак, признак по действию.) - В чем сходство? (Отвечают на вопрос какой? являются определением, изменяются по родам, числам, падежам. Оба делают речь образной, выразительной, яркой.) Индивидуальное задание: 1-й ученик выполняет задание на доске: просклонять словосочетание “бушующая водная стихия” и выделить окончания. 2-й ученик выполняет задание: подобрать к прилагательным однокоренные причастия. Выделить корни и суффиксы. Синий горизонт, желтая кувшинка, колючий еж, шумный поток, редкий лес, темный дол, горячее пламя, спелая ягода. Выборочный диктант. 1 ученик у доски. Задание: выписать причастия и причастные обороты вместе с определяемым словом. Графически объяснить запятые. Отметить определяемые слова. Текст читается 1-й раз: В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Вот откуда-то доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос. (К.Паустовский) - Какая картина представляется вам? Текст читается 2-й раз. Учащиеся выписывают. Индивидуальное задание. Ученик выполняет на доске задание: заменить в предложении один из глаголов причастием. Солнце, которое еще не вошло в силу, греет бережно и ласково. Воздух еще не стал знойным и приятно освежает лицо. Затем следует проверка работавших у доски. Вывод учителя. - Сравнивая предложения, можно еще раз отметить, что употребление причастий делает речь более выразительной и является средством экономии. Но, несмотря на достоинства, причастия, по словам А.Пушкина, избегаются в разговоре. А в письменной, литературно-художественной речи, там, где нужны торжественность и краткость, причастия особенно необходимы. Задание классу. Ребята работают с раздаточным материалом. Сравнение текстов с причастиями и без причастий. - Перед вами раздаточные листы с отрывком из рассказа К.Паустовского. Но он неполный: вместо причастных оборотов... Восполнить текст своими примерами. Любишь каждую травинку..., каждое деревцо над озером..., каждый крик петуха и каждое облако... . 2 ученика зачитывают получившийся текст. Затем читает учитель текст К.Паустовского. - А теперь послушайте текст мастера слова К.Паустовского с авторскими причастиями: Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревцо над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. Словарная работа: Этюд. 1. Эскиз. 2. Небольшое произведение художественной литературы. 3. Небольшое музыкальное произведение. Проверка домашнего задания. Чтение строк из стихотворений С.Есенина, в которых есть причастия или причастные обороты. Групповое задание. Группа ребят из 5-6 человек работает с иллюстрациями, изображающими пейзаж. Ребята записывают составленные предложения в тетрадь. Вывод учителя после проверки дом. задания: - Читая строки С.Есенина, еще раз убеждаемся в том, что это – мастер слова, умеющий подобрать яркое и точное слово. Затем ученики под диктовку своих товарищей, работавших с иллюстрациями, записывают получившиеся предложения. Домашнее задание. 1. Написать сочинение-этюд об уголке природы с использованием причастий и причастных оборотов. 2. Составить кроссворд на тему “Причастие” (для желающих). Итоги урока. Оценки. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |