Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Литературная игра "Умники и умницы" по рассказу Л.Н Толстого "Кавказский пленник"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Литературная игра "Умники и умницы" по рассказу Л.Н Толстого "Кавказский пленник"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1283

Кайсарова Алла Владимировна, учитель русского языка

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научить ребенка читать внимательно, понимая происходящее в литературном произведении; привить умение анализировать прочитанное; научить мыслить; высказывать свое мнение. С этой целью в школе широко используются различные формы проведения уроков литературы. Сейчас никого не удивишь литературно-музыкальными композициями, викторинами, конкурсами, различными видами игр. Перефразируя знаменитое изречение: «Хороши все жанры, кроме скучного», с полной уверенностью можно сказать: «На уроке приемлема любая форма деятельности. Главное, чтобы она вызывала живой интерес у ребят, возбуждала желание читать художественную литературу». Цель учителя - заинтересовать ребенка произведением так, чтобы он читал и старался запомнить детали, мелочи. Для реализации этой цели я стала использовать литературную игру по типу телевизионной передачи: «Умники и умницы» при изучении основных тем школьной программы, при обобщающем повторении пройденного материала. Такая форма проведения уроков очень понравилась ребятам, а некоторые и сами стали принимать активное участие в разработке заданий.

Литературная игра: «Умники и умницы» по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 5 класс

Цель: Обобщение изученного. Проверить знание текста произведения, умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы, умение высказывать собственное мнение по вопросу.

Игра состоит из трёх агонов (состязаний), в ходе которых из 9 участников в финал выйдут трое. Все остальные ребята – теоретики. В случае если участник затрудняется ответить, либо ответ неверен, вопрос переходит к «теоретикам». После отборочного тура каждый участник выбирает дорожку. За правильные ответы получают жетоны или ордена в форме буквы « У»

 Красная дорожка – 2 вопроса. Нельзя ошибиться ни разу.

Жёлтая дорожка - 3 вопроса. Можно ошибиться 1 раз. (1 штрафное очко)

Зелёная дорожка - 4 вопроса. Можно ошибиться 2 раза. (2 штрафных очка).

Задания в агонах выстроены по принципу от более простого к более сложному. Первое задание предполагает короткий ответ: Узнать по портрету героя или героиню (имя или фамилия героя). Второе – демонстрация умения пересказывать содержание близко к тексту. Третье- четвёртое - монологическое высказывание с применением цитирования в качестве аргументации.

Образовательные задачи:

  • Развитие языковой компетенции. Формирование умения осознанного чтения, монологического высказывания.
  • Формирование умения аргументировать своё высказывание, цитируя текст произведения.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание любви к чтению
  • Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы.
  • Воспитание положительных качеств личности на примерах литературных персонажей.

Развивающие задачи:

  • На литературном материале формировать у учащихся внимательное отношение к художественной детали и её роли в идейно-образной структуре произведения.
  • Развивать познавательную активность учащихся.

Оснащение урока:

  • Оформление цветных дорожек;
  • Награды за правильные ответы (жетоны);
  • Компьютер с проектором для демонстрации представляемого материала.

Программное обеспечение:

  • Презентация в программе Power Point (на цветных слайдах вопросы).

Ход урока

1. Напомнить правила игры.

1-й отборочный тур.

Вопросы:

  1. Назовите время написания рассказа (70-е годы 19 века).
  2. Где происходили события? (на Кавказе).
  3. В какое время года происходили описанные события? (Дело было летом).

2-й отборочный тур.

Вопросы:

  1. Как называется татарская деревня? (аул).
  2. Сколько вёрст нужно было проехать? (25 вёрст).
  3. сколько денег заплатил Жилин за свою лошадь, когда она была жеребёнком? (100 руб.)

3-й отборочный тур.

Вопросы:

  1. Что в переводе обозначает слово «джигит»? («молодец»).
  2. Как называется украшение не шее Дины? (монисто).
  3. Как называется татарское пиво? (буза).

Дополнительные вопросы:

  1. Какое оружие было при Жилине? (Шашка).
  2. Почему Жилину не удалось приметить дорогу? (Глаза были замазаны кровью, а руки крепко связаны).
  3. Из чего было сделано монисто Дины? (из русских полтинников).
  4. Что висело на ленте, которая была вплетена в косу Дины? (бляхи и рубль серебряный).
  5. Что пообещал Жилин малому татарчонку за возможность сходить за аул на гору? (сделать лук и стрелы).

1-Й АГОН

1 задание. Узнайте по портрету героя или героиню.

Зелёная дорожка. Мужчина грузный, толстый… (Костылин).

Жёлтая дорожка. Барин, служивший офицером на Кавказе. Не велик ростом, да удал. (Жилин).

Красная дорожка. …Глаза у него черные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое…Одет в бешмет шёлковый, синий, обшитый галунчиком; башмачки красные, сафьянные, обшитые серебром (чёрный татарин Абдул-Мурат, отец Дины).

2 задание. Продолжи описание.

Зелёная: «Пришло ему раз письмо из дома. (Пишет ему старуха-мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с Богом поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься»).

Жёлтая: «Ехать было 25 вёрст. Обоз шёл тихо…(то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит или лошадь станет, и все стоят- дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошёл. Пыль жара, солнце так и печёт, и укрыться негде. Голая степь; ни деревца, ни кустика по дороге.

Красная: Спастись от погони Жилину не удалось. «Выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху. Навалилась Жилину на ногу…(Хотел он подняться, а уж на нём два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, да ещё соскакали с коней трое на него, начали прикладами бить по голове. Помутилось у него в глазах, и зашатался. Схватили его татары, сняли с сёдел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, всё обшарили – деньги, часы вынули. Платье всё изорвали. Оглянулся Жилин на свою лошадь. Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит, только бьётся ногами- до земли не достаёт; в голове дыра, а из дыры так и свищет кровь чёрная, на аршин кругом пыль смочила.

3 задание. Ответить на вопросы, используя цитаты из текста.

Зелёная: Почему Жилин выехал из крепости не один, а с обозом? («На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ.»)

Жёлтая: Как случилось, что Жилин оказался вне обоза? (Обоз двигался очень медленно. «Выехал Жилин вперёд, остановился и ждёт, пока подойдёт к нему обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли – опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар, - ускачу. Или не ездить?..» Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер - Костылин, с ружьём и говорит: «Поедем, Жилин, одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми.… Подумал Жилин и говорит: «А ружьё заряжено?

- Заряжено.

- Ну, так поедем.»)

4 задание. Ответить на вопрос, используя цитаты из текста.

Зелёная. Как случилось, что Жилин остался без ружья? (Когда Жилин выехал на гору посмотреть, нет ли татар, он буквально столкнулся с ними. Их было человек 30. Жилин «увидал, стал назад поворачивать; а татары его увидали. Пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов. Припустил Жилин под круч вовсе лошадиные ноги, кричит Костылину:

- Вынимай ружьё!- а сам думает на лошадь на свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнёшься - пропал. Доберусь до ружья, я сам не дамся». А Костылин заместо того, чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».)

2-Й АГОН.

1 задание. Узнайте по портрету героя или героиню.

Зелёная дорожка. Тоненькая, худенькая девочка, лет тринадцати (Дина).

Жёлтая дорожка. У него красная борода, одет в бешмет шёлковый, на ремне кинжал серебряный. На голове шапка высокая, баранья, чёрная…(красный татарин Кази-Мугамед).

Красная дорожка. …она в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, ( а на голове большой кувшин жестяной с водой). (Молодая татарка).

2 задание. Продолжи описание.

Зелёная. Жилин пролежал в сарае всю ночь без сна. Когда наступил рассвет, он раскопал щёлку и стал смотреть. Что он увидел? («Видна ему из щёлки дорога – под гору идёт, направо сакля татарская, два дерева подле ней. Собака чёрная лежит на пороге, коза с козлятами ходит – хвостиками подёргивают. Видит - из-под горы идёт татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой. Идёт, в спине подрагивает, перегибается, а за руку татарчонка ведёт бритого, в одной рубашонке.»)

Жёлтая. «Пришёл Жилин в дом… (Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней стене пуховики пёстрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – всё в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, а на коврах пуховые подушки. И на коврах в одних башмаках сидят татары…)

Красная. За спинами у всех татар пуховые подушки подложены, а перед ними…(опиши трапезу) «на круглой дощечке блины просяные, и масло коровье распущено в чашке, и пиво татарское – буза, в кувшинчике. Едят руками, а руки все в масле. …. Поели татары блины, пришла татарка… унесла масло, блины, подала лоханку хорошую и кувшин с узким носком. Стали мыть руки татары, потом сложили руки, сели на коленки, подули во все стороны и молитвы прочли.»)

3 задание. Ответить на вопросы, используя цитаты из текста.

Зелёная. Кто стал хозяином пленника. И почему татары сразу не расправились с ним? (Один из гостей-татар повернулся к Жилину, стал говорить по-русски.

- Тебя, говорит, взял Кази-Мугамед, - сам показывает на красного татарина, - и отдал тебя Абдул-Мурату, - показывает на черноватого.- Абдул-Мурат теперь твой хозяин….. Переводчик говорит: «Он тебе велит письмо домой писать, чтоб за тебя выкуп прислали. Как пришлют деньги, он тебя пустит».)

Жёлтая. Сколько денег закомандовал татарин, и как повёл себя Жилин? (Жилин подумал и говорит: «А много ли он хочет выкупа?» Поговорили татары; переводчик и говорит: «Три тысячи монет». «Нет, - говорит Жилин, - я этого заплатить не могу». Вскочил Абдул, начал руками махать, что-то говорит Жилину,- всё думает, что он поймёт. Перевёл переводчик, говорит: «Сколько же ты дашь?» Жилин подумал и говорит: «Пятьсот рублей». Тут татары заговорили часто, все вдруг. Переводчик говорит: «Хозяину выкупа мало 500рублей. Он сам за тебя 200 заплатил. Ему Кази-Мугамед был должен. Он тебя за долг взял. Не напишешь письмо - в яму посадят, наказывать будут плетью. «Эх,- думает Жилин, - с ними что робеть, то хуже». Вскочил на ноги и говорит: «А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак. Пересказал переводчик, опять заговорили все вдруг. Вскочил чёрный и говорит: «Урус джигит, джигит урус, что значит, «молодец». И сам смеётся. «Тысячу рублей дай.» Жилин стал на своём: «Больше пятисот рублей не дам. А убьёте - ничего не возьмёте.)

4 задание. Ответить на вопрос, используя цитаты из текста.

Зелёная. Что же на самом деле задумал Жилин? (Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду» «Где,- думает,- матери столько денег взять за меня заплатить. И то она тем больше жила, что я посылал ей. Если ей 500 рублей собрать, надо разориться вконец; Бог даст – и сам выберусь.)

3-Й АГОН.

1 задание. Узнайте по портрету героя или героиню.

Зелёная. … У него шея жилистая, бритый затылок синеется из-под шапки. (Татарин, который вёз на лошади пленённого Жилина).

Жёлтая. Лицо у него скуластое. Рубаха на нём оборванная…вся грудь голая (работник ногаец).

Красная. Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано. Бородка и усы подстрижены, белые как пух; а лицо сморщенное и красное как кирпич; нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые, и зубов нет – только два клыка. (Старик, проживающий уединённо, «…первый джигит был…»).

2 задание. Ответить на вопросы, используя цитаты из текста.

Зеленая дорожка. Как повёл себя в ситуации с выкупом Костылин? (Вскочил Абдул, показывает на Костылина, что-то говорит. Переводчик перевёл, что они теперь принадлежат оба одному хозяину, и кто прежде денег даст, того и отпустят.

- Вот, - говорит Жилину, ты всё серчаешь, а товарищ твой смирный; он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют. Вот его и кормить будут хорошо и обижать не будут.)

Жёлтая дорожка. Сравни: как вели себя в заточении два пленника: Жилин и Костылин. О чём это говорит? (Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт; или спал. Жилин ходил по аулу, высматривал, как ему бежать, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетёт плетёнки из прутьев. Он на всякое рукоделье мастер был.)

Красная дорожка. Чем удалось Жилину заслужить расположение Дины? (Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. Жилин снял куклу, подаёт им. Они смеются, не смеют взять. Оставил он куклу, ушёл в сарай и смотрит, что будет? Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала. Наутро смотрит, на зорьке Дина вышла на порог с куклой. А уж лоскутками красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает. Вышла старуха, забранилась на неё, выхватила куклу, разбила её, услала куда-то Дину на работу. Сделал Жилин другую куклу, ещё лучше, отдал Дине. Принесла раз Дина Кувшинчик, поставила, села и смотрит на него, а сама смеётся, показывает на кувшин. «Чего она радуется?» – думает Жилин. Взял кувшин, стал пить. Думал - вода, а там молоко. «Хорошо», - говорит. Как взрадуется Дина! И с тех пор стала она ему каждый день крадучи молоко носить...)

3 задание. Ответить на вопрос, используя цитаты из текста

Зеленая дорожка. Что приключилось с Жилиным, когда он пошёл посмотреть, где живёт старик-отшельник? Что он там увидел? (Сошёл Жилин по дорожке, видит - садик, ограда каменная, из-за ограды черешни, шепталы и избушка с плоской крышей. Подошёл он поближе, видит - ульи стоят плетёные из соломы, и пчёлы летают, гудят. И старик стоит на коленочках, что-то хлопочет у улья. Поднялся Жилин повыше посмотреть и загремел колодкой. Старик оглянулся – как взвизгнет, выхватил из-за пояса пистолет, в Жилина выпалил. Чуть успел он за камень притулиться.)

Жёлтая дорожка. Какую историю о старике рассказал хозяин Жилину? («Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским. Старик поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца; нашёл там своего сына, сам убил его и бежал. С тех пор он бросил воевать, пошёл в Мекку Богу молиться, от этого у него чалма. Кто в Мекке был, тот называется Хаджи и чалму надевает. Не любит он вашего брата.»)

4 задание. Ответить на вопрос, используя цитаты из текста.

Зелёная. Во время заточения пленники стали свидетелями татарских обычаев. Один из них – это похороны. Расскажи о нём подробно. (Бывало, Жилин видел, татары приезжали весёлые, пригоняли с собой скотину. «А на этот раз ничего не пригнали и привезли на седле своего убитого татарина, брата рыжего. Приехали сердитые, собрались все хоронить…. Завернули мёртвого в полотно, без гроба, вынесли под чинары за деревню, положили на траву. Пришёл мулла, собрались старики, полотенцами повязали шапки, разулись, сели рядком на пятки перед мёртвым. Спереди мулла, сзади три старика в чалмах рядком, а сзади их ещё татары. Сели, потупились и молчат. Долго молчали. Поднял голову мулла и говорит: «Алла!» (значит Бог). Сказал это одно слово, и опять потупились и долго молчали; сидят, не шевелятся. Опять поднял голову мулла: «Алла!»- и все проговорили: «Алла!» - и опять замолчали. Мёртвый лежит на траве – не шелохнётся, и они сидят как мёртвые. Не шевельнётся ни один. Потом прочёл мулла молитву, все встали, подняли мёртвого на руки, понесли. Принесли к яме; яма вырыта не простая, а подкопана под землю, как подвал. Взяли мёртвого под мышки да под лытки, перегнули, спустили полегонечку, подсунули сидьмя под землю, заправили ему руки на живот. Притащил ногаец камышу зелёного, заклали камышом яму, живо засыпали землёй, сровняли, а в головы к мертвецу камень стоймя поставили. Утоптали землю, сели опять рядком перед могилкой. Долго молчали. Роздал рыжий денег старикам. Потом встал, взял плеть, ударил себя три раза по лбу и пошёл домой». На другой день зарезали кобылу. «Три дня ели кобылу, бузу пили - покойника поминали».)

ФИНАЛ.

1 задание. Ответить на вопросы, используя цитаты из текста.

Зелёная дорожка. Как Жилин готовился к побегу? (Жилин провел в плену месяц. «Днём ходит по аулу, или рукодельничает, а как ночь придёт, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает. Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тёр, и прокопал он под стеной дыру. Что в пору пролезть. «Только бы, - думает,- мне место хорошо узнать, в какую сторону идти…».)

Жёлтая дорожка. Как Жилину удалось убедить Костылина совершить побег? (После похорон Жилин решил, что надо бежать, и сказал Костылину. «А Костылин заробел. – Да как же бежать? Мы и дороги не знаем. Ж: - Я знаю дорогу. К: - Да и не дойдём в ночь. Ж: - А не дойдём – в лесу переночуем. Я вот лепёшек набрал. Что ж ты будешь сидеть? Хорошо - пришлют денег, а то ведь и не соберут. А татары злые теперь за то, что ихнего русские убили. Поговаривают - нас убить хотят. Подумал, подумал Костылин. – Ну, пойдём!»)

Красная дорожка. Почему не удался первый побег? Как вели себя герои произведения? (Во время побега Костылин показал себя слабым человеком. Он оказался не соратником Жилина, а обузой, он проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость и только страдает. Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется за освобождение.)

2 задание. Ответить на вопросы, используя цитаты из текста.

Зелёная дорожка. Какая участь постигла героев после неудавшегося побега? («Набили на них колодки, отвели за мечеть. Там яма была аршин пяти – и спустили их в эту яму. Житьё им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на вольный свет. Кидали им туда тесто непечёное, как собакам, да в кувшине воду спускали. Вонь в яме, духота, мокрота. Костылин совсем разболелся, распух, ломота во всём теле стала, и всё стонет или спит. И Жилин приуныл: видит – дело плохо. И не знает, как выбраться. Начал он было подкапываться, да землю некуда кидать; увидал хозяин, пригрозил убить».)

Жёлтая дорожка. Какую новость сообщает Дина Жилину? («Иван, тебя убить хотят. Сама себе рукой на шею показывает. Ж: Кто убить хочет? Д: Отец, ему старики велят, а мне тебя жалко».)

Красная дорожка. Почему Дина помогла Жилину? (В плену характер Жилина явно проявился, так как именно в сложных жизненных обстоятельствах характер человека становится очевидным. Перед нами мужественный, жизнестойкий человек, к тому же добрый и находчивый, что и нравится всем людям, независимо от национальности».)

3 задание. Ответить на вопросы.

Зелёная дорожка. Татары говорят о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный». Справедливо ли это? Почему?

Жёлтая дорожка. Проанализировав поведение Дины по отношению к Жилину, других татар, которые стали доверять Жилину и даже обращались к нему за помощью, историю старика- отшельника, бывшего первого джигита, какой можно сделать вывод о взаимоотношениях людей разных национальностей? (Между народами не существует внутренней вражды, каждый народ имеет свои традиции, к которым должен с уважением относиться человек другой национальности, а война никому не нужна. Она несёт людям страдание и горе.)

4 задание. Ответить на вопросы.

Зелёная дорожка. Как сложилась судьба Жилина после побега и что стало с Костылиным? (После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. «А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».)

Выводы.

Подведение итогов.

Подсчёт жетонов.

Выставление оценок.

Выявление абсолютного победителя игры.

Литература.

  1. Серия «Я иду на урок литературы».10 класс. Москва «Первое сентября» 2000.
  2. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
  3. «Литература. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях» Автор-составитель В.Я. Коровина. 5 класс.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21