Преподавание литературы Урок внеклассного чтения в 6-м классе. "Героическое, трагическое и психологическое звучание новеллы Б.С. Житкова "Механик Салерно"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2162 Чичерова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели: познавательные
развивающие
воспитывающие
Оборудование: портрет писателя, выставка книг и выставка рисунков, стихотворение Н.С. Гумилева, литературная газета «Б.С. Житков. Жизнь и судьба». Уголок внеклассного чтения «Произведения для самостоятельного чтения 6 класс» Словарная работа на компьютере: специальные слова. Ход урокаВступительная часть.Разговор пойдет о героическом, трагическом и психологическом звучании произведения (показать на доску). Учитель: Вспомним. Итальянский пароход идет в Америку. В трюме бочки с бертолетовой солью, которая при нагревании может взорваться. Возник пожар. О случившимся знает только команда. Она готовит плоты для спасения людей. Открываем книги – глава 14. 1. Почему механик Салерно плачет? (Потому что виновен, согласился за 300 лир переправить бочки....) 2. Меняется ли его (Салерно) поведение с тем, что он ощущает свою вину? Искать глаголы. Работа над лексикой (Меняется, нервничает. Он не зашел, а влетел. Не дотронулся до капитана, а схватил. Он - влетел. Он - схватил, стал трясти. Тряс и все глядел. Сел. Он - задыхался, схватил графин, пил из горлышка. Обливался.) а) Определите роль глаголов. Какую роль играют употребленные глаголы? (Важную роль, передают состояние души героя. Душа – страдает, человек – нервничает). б) Что происходит с лицом? (Лицо кривилось, сморщилось, похудело, он – осунулся) Почему? (Лицо страдало, муки души. Муки отразились на лице ) Вывод учителя: Б.С. Житков умело передаёт чувства главного героя, через поступки и через портрет (элементы портрета). Учитель: мастерски писатель изображает картины природы. 3. Прочти созданный автором пейзаж (гл. 15). Нарисуй в нескольких словах, что ты видишь? («Красные пенистые волны», «черный дым из труб», «пароход летит вперёд») – Природа спокойна или тревожна? (Тревожна) – Каким образом Житков добивается создания столь напряжённого пейзажа? (При помощи цветописи, изобразительных средств языка, работа со словарем символов. С помощью тропов. Использует цветовые эпитеты «черный дым», «красные буруны», «горели красным отсветом». Метафора «горели» уточняет, что волны были ярко красные. Это цвет горя, зловещий цвет.) «Черный» [дым] символизирует смерть. Метафора «змеёй валил» позволяет представить, что дым напоминал змею. А змея в данном случае ассоциируется с бедой, ядом. Необычный огонь горел в тюрьме, а смертельный»!) – Куда, же «летит» пароход? (Навстречу смерти) Вывод учителя: Значит, природа слитна с миром людей. Это тревожный мир. Но тревоги могло и не быть, если бы механик Салерно не допустил ошибки или неправильного шага. А за свои поступки надо уметь отвечать. – Как пытается искупить свою вину старый механик (гл.15.)? (Работал до самозабвения, работал «без памяти». Хотел спасти людей), – Отличается от плачущего? (Да. «Взял себя в руки», целеустремленный, собранный). 4. А передавалась ли работоспособность Салерно окружающим? (гл. 17). (Люди работали дружно, в «лад». Умело руководил). 5. Для того, чтобы показать, как боролись люди за жизнь, писатель обязательно продумывает композицию произведения. Какой из эпизодов, по-вашему, является кульминационным? (Спасение пассажиров, экипажа). – Как ведут себя люди в экстремальной ситуации? (По-разному. Покидают пароход. «Даму с девочкой подталкивал вперед Гропани. Вдруг испанец оттолкнул свою даму. Он растолкал народ, вскочил на борт. Хлопнул выстрел. Испанец рухнул за борт. Капитан оставил револьвер в руке. Салерно размещал пассажиров по плотам и шлюпкам. – Все? – спросил капитан. – Да. Двести три человека! – крикнул снизу Салерно. Команда молча, по-одному, сходила вниз.) – Какова авторская позиция? (Автор любуется своими героями Гропани, капитаном Салерно. Автор симпатизирует героям. Чувства писателя) – Кто ведет себя достойно, героически? (Гропани, капитан, механик – они рисковали своей жизнью.) – Какое чувство они у тебя вызывают? (Симпатии, восхищения. Рискуют жизнью. Они думают прежде всего о пассажирах. Несут ответственность за жизнь, чувства долга. Они любили людей. Антипатии – низко, отвратительно ведет себя испанец. Думал только о себе. Житков воспевал героизм.) Борис Житков - бывший моряк, сумел ярко выписать образы негодяев и героев. Сильные духом и гуманные прошли через трудности. – Подумай какой из художественных приемов (кроме портрета, пейзажа), применяет автор с целью создания атмосферы несчастья? (Посмотри на монитор). Пароход шел (1 раз) – пароход плыл (1 раз) – пароход вздрагивал (1 раз) – пароход трясся (2 раза) – пароход летел (2 раза) – пароход несся (2 раза) – пароход стоял (3 раза) – пароход горит (1 раз). – Почему именно в такой последовательности употреблены глаголы? (Показаны степень нарастания трагедии использован прием градации) 7. Объясни финал произведения? (Он трагичен и радостен. Финал вызывает смешанные чувства: светлые оттого, что люди спаслись. Горькие – потому, что пропал Салерно. Он искупил свою вину, но не захотел жить дальше). Особенности характера. 8. Как ты думаешь, почему, новелла Б.С. Житкова «Механик Салерно» звучит героически, трагически, приобретает и психологическое звучание? (Звучат такие темы. Речь идет о переживаниях героев читателя, автора; о чувстве ответственности за свои поступки, о победе над горем) Такая тематика всегда волновала писателя. «Механик Салерно» входит в цикл новел под названием «Морские истории» Домашнее задание Я советую почитать к следующему уроку самостоятельного чтения одну из новелл: «Компас», «Над водой», «Погибель», «Утопленник», и др. Все эти произведения связаны с темой моря, опасности, преодоления трудностей. Они реалистичны и трагичны. И конечно же Б.С. Житков не обходит стороной внутренний мир героев, их чувства. При чтении обратить внимание на героику, пейзаж, психологию, характеристику героев. Морские приключения не оставляли равнодушным и английского писателя. Джозефа Конрада. Он был капитаном и хорошо знал суровую жизнь моря. Свои впечатления изложил в книге «Зеркало морей». Рекомендую прочитать очерк «Тремолино». Подготовить рассказы с элементами анализа. Заключение.Романтикой моря и морем восторгался и известный русский поэт, путешественник Н.С. Гумилев. Это его известные слова:
Выставление оценки.Итоги урока. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |