Преподавание русского языка Элективный курс "Учимся писать изложение". 9-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1694 Бологова Ольга Николаевна Пояснительная записка Программа элективного курса “Учимся писать изложение” - новая модель современного школьного курса для учащихся 9-го класса. Рассчитана на 16 часов (вторая и третья четверти). Программа включает в себя:
Программа курса содержит пять разделов, которые постепенно тренируют учащихся в чтении текстов, в слушании их и запоминании, в умении письменно и устно передавать прочитанное и услышанное. Для этого в каждом разделе предусмотрены задания по работе с текстами-оригиналами, а затем и с самими изложениями самих учащихся. Среди заданий предлагаются и игры. Каждый раздел завершается промежуточным зачетом, подводящим итоги и контролирующим умения и навыки учащихся. В последних разделах курса имеется ценная информация по критериям оценки изложений, рассматриваются типы ошибок. Вид элективного курса - вспомогательный. Принцип построения курса – вариативность. Цель – помочь учащимся в подготовке к экзамену по русскому языку в форме изложения. В результате изучения курса учащиеся должны:
Содержание курса Раздел 1. Что такое изложение? (3 часа).
Раздел 2. Стили и типы речи (4 часа).
Раздел 3. Составление плана (3 часа).
Раздел 4. Изложение сжатое и подробное. Изложение полное, выборочное, с дополнительным заданием (2 часа). Раздел 5. Ошибки, которые подстерегают…(3 часа).
Раздел 6. Требования к изложению (1 час). Рекомендуемая литература:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературыТворческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях деятельности. Можно выделить компоненты структуры творческих способностей:
Эти творческие способности проявляются неодновременно при решении той или иной проблемы, а в различном сочетании и с разной силой. Но как же можно развивать творческие способности? Какие нужно создать для этого условия? Условия развития творческих способностей учащихся на уроках литературы. Творческая деятельность учащихся нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем условия, способствующие развитию творческих способностей учащихся: Организация труда самих школьников, развитие их активности – предусматривает проведение практических работ учащихся (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений). Преподавание литературы (специфического отражения жизни и средства ее познания) требует от учителя углубления и расширения жизненного опыта учеников. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений. Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда систематическое изучение и практическое усвоение теории литературы сочетаются со знакомством с разными видами искусств при пристальном внимании к их специфике. Следующим важным условием является предоставление детям известной свободы творчества, выражающуюся в свободе выбора способов работы, последовательности операции, возможности предъявления различных вариантов ответов. Очень важно дать почувствовать учащимся жизненную необходимость работы. Деятельность, в которую учитель включает детей, должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды анализа художественного произведения, разные виды работ систематического характера. Помощь учителя: самое важное здесь заключается в том, чтобы не превратить помощь в подсказку; нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать. В случае необходимости школьника надо “отправлять” к тексту произведения. Учитель должен вызвать у детей творческий поиск, который заключается в осознании противоречия между имеющимися проблемами в решении определенной задачи и их собственным опытом. Учащийся становится перед необходимостью создать новую, но не имеющуюся в его опыте схему решения, новую систему способов действий. Превращение анализа художественного произведения в творческий процесс. Для этого необходимо использовать практические задания эвристического характера, которые позволяют развивать творческие способности учащихся. Практические задания эвристического характера на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся. Практические задания эвристического характера, включаемые в процесс обучения – это такие задания, которые выполняются без непосредственного участия учителя или с небольшой помощью по его заданию в специально отведенное для этого время. При этом учащиеся стремятся достигнуть поставленную в задании цель, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме творческую активность в создании нового материала. В практических работах школьникам необходимо применить полученные знания. В процессе выполнения практических заданий учащиеся достигают большей ясности в понимании изучаемых явлений и связей между ними, большей прочности в усвоении знаний. Важен инструктаж, который проводится учителем перед началом практических заданий в устной, письменной, наглядной форме; в ходе инструктажа разъясняются цель и значение предстоящей практической работы. В зависимости от того, насколько учащиеся владеют необходимыми умениями, указывается на способ осуществления задания. Когда ученик понял, что от него требуется, он составляет план действий и выполняет задание. Выполнив задание, ученик, сам по собственной инициативе проверяет свою работу и оценивает ее, то есть осуществляет самоконтроль и самооценку. Теперь нужно обратиться к тем видам практических заданий, которые можно использовать на уроках литературы. Особенностью этих работ является то, что они применяются в связи с чтением рассказов, их анализа и размышлениями детей по поводу этих рассказов. Виды практических заданий эвристического характера при анализе рассказов. Самостоятельный поиск ответов на вопросы на основе прочитанного текста. Здесь последовательно вводятся вопросы следующих типов:
Составления плана рассказа. Последовательность приемов:
Подготовка к рассказу:
Творческий пересказ – трансформация текста с целью его переосмысления:
Графическое или словесное рисование, а именно, анализ иллюстраций. Музыкальное иллюстрирование:
Данные формы практических заданий на уроках литературы можно считать творческими, так как они предполагают интерпретацию литературного текста. Интерпретируя какой-либо рассказ, ученики осуществляют творческую деятельность. И те перечисленные формы практических заданий также являются творческими видами деятельности, и, следовательно, служат средством развития творческих способностей. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |