Преподавание литературы Урок словесности. 8-й класс. "Значение согласованных и несогласованных определений в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1255 Григорьева Светлана Александровна, учитель русского языка Цели:
- На прошлом уроке мы с вами выяснили, что исповедь Мцыри, скорее всего, является проповедью. - Что же проповедует Мцыри? Что защищает? Что отвергает? Ответ учащихся: “Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил………” Дети делают вывод о том, что для Мцыри значило “жить” - любить, ненавидеть, наслаждаться красотой и гармонией природы. - На доске вы видите небольшой отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова “Мцыри” (читаю) - Описанию чего он посвящен? (Это Божий сад) Доска:
-Вы записываете этот текст и подчеркиваете все определения -На какие вопросы они отвечают? (какой? Каких?) -Чем выражены? (прилагательными) -Определите, каким способом связи соединяются эти слова с главными? (Божий сад-согласование и т.д.) -Определения, связанные с существительными способом согласования, называются согласованными определениями. -Найдите мне, пожалуйста, в 11 главе согласованные определения. (Дети отвечают) -Для чего их использует М.Ю. Лермонтов? (поясняет подлежащее и другие члены предложения; украшает слог). -Прочитайте начало главы, опуская все определения. -Что теряется? (стройность речи, красота). -Для чего же служит определение в тексте? Как называется такой художественный прием? Ответы учащихся. - Эпитет – красочное определение. - Эпитеты выделяют свойства, качества, признаки предметов. - Записываем под диктовку, какое же впечатление произвели на Мцыри “Божий сад” и встреча с “прекрасной грузинкой”: Воспоминанья тех минут Во мне, со мной пускай умрут (глава 13). -Подчеркните главные члены предложения. -Что говорится о воспоминаниях? Какие они? (тех минут) -Подчеркиваем это определение, оно очень необычное. -Чем оно выражено? (местоимением и существительным). -Какая связь в этом словосочетании “воспоминанья минут”? (управление). -Какой еще вопрос можно поставить к слову “минут”? Какое добавочное значение имеет это определение? (воспоминания (чего?) минут, это дополнение). -Итак, несогласованное определение – это определение, которое связывается с существительным способом управления или примыкания; обычно имеет добавочное значение дополнения или обстоятельства. 3. Закрепление нового материала. -В учебнике русского языка читаем правило. -Какие определения называются согласованными? -Какие несогласованными? -Приведите примеры. -Перед Вами иллюстрация Константинова. Постарайтесь с помощью согласованных и несогласованных определений описать этот день из жизни Мцыри.
Ответы учащихся. Дети стараются составить рассказ по картине, используя словосочетания: страшная гроза, яркая молния, сильный ветер; Мцыри сильный, стремительный, кричащий; ночь в степи, ливень без остановки.
- Первый вариант выписывает согласованные определения из 13-ой главы (Первые пять), а второй вариант выписывает из 22-ой главы (в начальной форме).
- Скажите, пожалуйста, какой тип связи в этих словосочетаниях? (согласования). - Как отражает нам М.Ю. Лермонтов состояние Мцыри в 13-й главе? В 22-й главе? (мы видим любовь, тоску, печаль; жажду, страдания). - С помощью чего М.Ю. Лермонтов изображает главного героя? (с помощью согласованных и несогласованных определений). - Попробуйте из данных несогласованных определений сделать согласованные. Доска: Язык без звука – беззвучный язык. - А теперь наоборот: Туманный лес – лес в тумане. - Какой тип связи в этих словосочетаниях? (в согласованных определениях – согласование, в несогласованных – управление).
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |