Преподавание русского языка Урок по культуре русского речевого общения "Двойственная природа речи СМИ"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 731 Логунова Людмила Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цель:
Задачи:
Формы работы: в процессе подготовки – изучение различных источников СМИ; в ходе самого урока – взаимоинформация учащихся, демонстрация видеоматериалов, анализ текстов различных стилей и жанров. Оборудование: интерактивная доска. компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, видео-, аудиоматериалы, презентации учащихся. Подготовительный этап:
Ход урока Учащиеся разбиты на группы, сидят за столами. I. Вступительное слово учителя. На экран проецируется презентация урока (см. Приложение 1). II. Выступление учащихся по группам с одновременной демонстрацией видеоматериалов и мультимедийных презентаций (сравнительный анализ текстов разной направленности (разновидности) речи СМИ). Электронные СМИ (ТВ и радио):
Печатные СМИ
Предвыборная агитация:
Демонстрация различных видов печатной рекламы. Жанры телерекламы:
(демонстрация рекламного ролика) Новый язык масс-медиа:
См. Приложение 2 III. Теоретическое обоснование темы учителем Еще недавно цветной телевизор и проводной телефон в квартире считались верхом технического совершенства. Для детей, воспитанных на интернете и мобильной связи, они уже музейные экспонаты. Как влияет научно-технический прогресс на человека и общество? Как меняется язык и сферы его употребления? Об этом наш следующий этап урока. IV. Совершенствование полученных и усвоение учащимися новых знаний. Комментарий учителя. К языку средств массовой информации в последние годы предъявляются многочисленные и, увы, чаще всего вполне обоснованные претензии. Предъявляет претензии читающая и слушающая публика, а также специалисты-филологи. Публику раздражает или шокирует, а специалистам кажется неоправданным или даже неприемлемым многое: и перенасыщение языка СМИ американизмами, и обилие в нем жаргонной, «блатной» и даже нецензурной лексики, и нарушение нормального темпа и нормативного интонационного рисунка речи. Итак, поговорим о двойственной природе речи СМИ. В чем она проявляется? Вопрос: Какая ориентированность современных СМИ? Ответ:
Вопрос: Каковы приемы? Ответ: Схема такова: см. приложение 5. Методы коммуникации не только вербальные: ракурс, время, цвет – тоже носители информации. Диалогичный разговорный стиль стремится к дифференциации под давлением понятий: рейтинг, конъюнктура, себестоимость производства, реклама, массовый зритель и аудитория. Традиция острого разговора, социальный пафос журналистского расследования уступил место отстраненному информированию о последствиях событий дня, передачам «сиюминутного регулирования», «быстрорастворимого» общения («Час пик», «Герой дня», «Красный квадрат» - диаметрально «Поле чудес», «Золотая лихорадка», «Я сама», «Про это» и другие).
Преобладание разговорной лексики с клише, которые при частых повторах очень хорошо ложатся на память слушающих. Специфика телевидения состоит в том, что хрупкая природа межличностного общения обнажается публично – на глазах многомиллионных зрителей. На современном отечественном телевидении наблюдается преобладание контакта «ведущий-зритель». Изменилась речь газет и журналов, публичная речь, речь радио и телевидения. Изменения касаются разных уровней языковой практики. I. Фонетические изменения. Фонетические изменения ярко характеризуют речь в эфире и на экране. Повысился темп речи. Усилилась звуковая редукция, то есть количественное и качественное изменение безударных звуков. Пришли в электронные СМИ такие фонетические явления, которые ранее характеризовали только те или иные диалекты, а не публичную, не литературную речь. При произнесении слов и фраз выбрасываются звуки и целые слоги. В рекламе встречается частота форм на -а- :договорА, прожекторА, свитерА, инженерА, редакторА. Флексия на -а- распространяется и на новые иностранные слова: плеерА, дилерА, видеоплеерА, продюсерА – такие формы можно встретить в рекламе, в устной речи. II. Интонация. В речи электронных СМИ многочисленны отклонения от акцентной схемы русского слова, а также русской литературной интонации. В интонационных манерах СМИ прослеживается стандарт английской речи. В современной речевой практике также имеют место грамматические и лексико-грамматические изменения. III. Грамматика. На уровне грамматики проявляются конкретные качества публичной современной речи, речи СМИ, в том числе и электронных. Во-первых, тенденция к ослаблению падежных функций (нормы нарушения литературного языка). Пример: неправильный выбор падежа: подтвердил о своем намерении, стратегия об уничтожении. IV. Лексика - иноязычная лексика Ряд новых слов сопровождает освоение нового опыта, новых явлений и понятий с точки зрения современной лексики. Осваиваются новые иностранные лексемы. Пример: Давно заимствовано слово «прейскурант. Но сейчас чаще говорят и пишут «прайс-лист»: а) для броскости; б) в соответствии с переменой лингвокультурных ориентаций. Написание тоже варьируется: прайс-лист, прайс лист, прайслист; оффшор, оф-шор. - новые значения слов Обновление языка состоит не только в появлении новых слов, но и в развитии новых значений слов. Пример: «аналитик» - не только тот, кто анализирует, но и «комментатор, обозреватель при властвующих структурах». - сленг В современной речи очень заметен наплыв сленговых, арготических, уголовных слов, что подрывает стилевую и эмоционально-стилистическую систему русского языка. Разрушение стилистической системы способствует понижению информативности общения. Кроме того, арготическая, уголовная лексика оказывает влияние не только на эмоциональный, эстетический уровень общения, но и на интеллект индивида и нации. V. Домашнее задание Текст В.Солоухина (из книги: Г.Т.Егорова. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С), М.,2005 г.). Написать сочинение-рассуждение на текст В.Солоухина и определить по критериям оценивания ответа на задание С количество баллов за эту письменную работу. VI. Обобщение и подведение итогов урока.
Совпадут ли ваша самооценка и отметка учителя? Об этом мы узнаем на следующем уроке. Позвольте закончить строками из стихотворения И.А. Бунина «Слово»:
Всем спасибо за урок! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |