Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Тема урока "Гласные в суффиксах -ек, -ик"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Тема урока "Гласные в суффиксах -ек, -ик"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1626

Филипенко Нина Борисовна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  1. Познавательные: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных -ек, -ик, систематизировать языковые факты, относящиеся к данной теме, развивать у учащихся способность в совершенствовании культуры своей речи.
  2. Практические: формировать умение видеть орфограмму «Гласные в суффиксах -ек, -ик», повторить словообразовательный разбор, орфограмму «Правописание суффиксов -чик(-щик)», показать морфологический принцип орфографии, развивать речь учащихся.
  3. Общепредметные: развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость.

План:

  1. Вступительное слово.
  2. Словарная работа.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление новой темы.
  • комментированное письмо (упр. 251);
  • творческое задание «Составь стих»;
  • о «жалких» словах;
  • творческий диктант на правило «Правописание суффиксов существительных -чик(-щик)».
  1. Проверка домашнего задания.
  2. Подведение итогов.
  3. Домашнее задание. § 45, упр. 252.

Ход урока

1. Вступительное слово.

Чтение стихотворения учителем.

О грамотее и больной ноге.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею...
– Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

(В.Гончаров)

Учитель: Что нужно было грамотею, для того чтобы не ходить самому с письмом к адресату? (Правильно и красиво писать.)

У.: Что значит «правильно писать»? (Писать без ошибок, грамотно.)

У.: Умению грамотно писать, т.е. грамотности мы учимся на каждом уроке русского языка. Сегодня вы станете грамотнее ещё на одно правило. Вы научитесь безошибочно писать гласные в суффиксах существительных -ек, -ик. Запишите тему урока в тетрадь.

2. Словарная работа.

У.: Какие пословицы и поговорки вы знаете о грамотности?

Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. Век живи – век учись. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Грамоте учиться – всегда пригодится. Сперва аз да буки, потом другие науки. Без грамоты, как без свечки в потёмках. Ученье – свет, неученье – тьма.

У.: В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далёкие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком, тогда не пропадёшь.)

У.: Запишите слово грамотность в тетрадь, подчеркните буквы, в которых можно ошибиться – орфограммы? Произведите словообразовательный разбор слова.

(Грамотность грамотный грамота). Подберите однокоренные слова (Грамота, грамотный, грамотей, грамматика, грамматическая основа.)

У.: Что означает слово грамота, откуда оно произошло? (Ответ заранее подготовленного ученика: Грамота (от греч. grammata – «чтение и письмо», формы множественного письма от gramma – «буква», «запись») – это умение читать и писать).

3. Объяснение нового материала.

У.: Сейчас мы научимся грамотно писать существительные с суффиксами -ек, -ик.

Посмотрите на вспомогательную таблицу и попробуйте объяснить, почему в слове домик суффикс -ик, в слове горошек -ек?

Им. п. Род. п.

горошек

горошка

домик

домика

Гласная в суффиксе -ек -беглая, при склонении слова она не сохранилась. Откройте учебники. Прочтите правило.

4. Закрепление материала.

  1. упражнение 251. Комментированное объяснение.
  2. слова с суффиксами -ек, -ик легко рифмуются: звоночек – дружочек.

Составьте двустишия (стихи из двух строчек), используя слова из упражнения: сыночек – василёчек, звоночек – дружочек, шарик – фонарик, домик – гномик.

Вспомните слова из известной сказки:

Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,
И в руке его горит маленький фонарик.

  1. При помощи суффиксов -ек, -ик слова становятся меньше. Ср.: орех – орешек, самолет – самолётик. Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными. К ним относятся и такие: -ушк, -ышк, -иньк, -инк, -еньк и др. В детстве мы говорим ласковые слова: мамочка, мамуля, мамуся, маменька. А в ответ слышим: доченька, дочурка, сыночек, сынок, сынуля. Но есть так называемые «жалкие» слова. А.И. Куприн, вспоминая своё сиротское детство, писал: «Моя мать рано овдовела, и мои детские впечатления неразрывны со скитаньем по чужим домам, клянченьем, подобострастными улыбками, мелкими, но нестерпимыми обидами, угодливостью, слезливыми, жалкими гримасами, уменьшительными словами: кусочек, капелька, чашечка чайку». Сегодня подобные слова мы слышим от продавцов, парикмахеров. В таких случаях слова совершенно неуместны: они придают речи подобострастный оттенок.
  2. Запишите существительные барабанчик, вагончик, карманчик, рубчик, трамвайчик слева в столбик, выделите суффикс. Какой смысл приобретут эти существительные, если в них букву ч заменить буквой щ? Запишите полученные слова справа, выделите суффикс. На какое правило вы опирались? (Буквы ч и щ в суффиксе -чик(-щик). Составьте предложение с прямой речью из слов, записанных справа, запишите его в тетрадь.

5. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были составить небольшой текст о грамотности, в котором использовали бы как можно больше слов с суффиксом -чик(-щик). Чтение детьми творческих работ.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание: § 45, упр. 252.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21