Преподавание русского языка Тема урока "Гласные в суффиксах -ек, -ик"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1626 Филипенко Нина Борисовна, учитель русского языка и литературы Цели:
План:
Ход урока 1. Вступительное слово. Чтение стихотворения учителем.
Учитель: Что нужно было грамотею, для того чтобы не ходить самому с письмом к адресату? (Правильно и красиво писать.) У.: Что значит «правильно писать»? (Писать без ошибок, грамотно.) У.: Умению грамотно писать, т.е. грамотности мы учимся на каждом уроке русского языка. Сегодня вы станете грамотнее ещё на одно правило. Вы научитесь безошибочно писать гласные в суффиксах существительных -ек, -ик. Запишите тему урока в тетрадь. 2. Словарная работа. У.: Какие пословицы и поговорки вы знаете о грамотности? Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. Век живи – век учись. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Грамоте учиться – всегда пригодится. Сперва аз да буки, потом другие науки. Без грамоты, как без свечки в потёмках. Ученье – свет, неученье – тьма. У.: В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далёкие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком, тогда не пропадёшь.) У.: Запишите слово грамотность в тетрадь, подчеркните буквы, в которых можно ошибиться – орфограммы? Произведите словообразовательный разбор слова. (Грамотность грамотный грамота). Подберите однокоренные слова (Грамота, грамотный, грамотей, грамматика, грамматическая основа.) У.: Что означает слово грамота, откуда оно произошло? (Ответ заранее подготовленного ученика: Грамота (от греч. grammata – «чтение и письмо», формы множественного письма от gramma – «буква», «запись») – это умение читать и писать). 3. Объяснение нового материала. У.: Сейчас мы научимся грамотно писать существительные с суффиксами -ек, -ик. Посмотрите на вспомогательную таблицу и попробуйте объяснить, почему в слове домик суффикс -ик, в слове горошек -ек?
Гласная в суффиксе -ек -беглая, при склонении слова она не сохранилась. Откройте учебники. Прочтите правило. 4. Закрепление материала.
Составьте двустишия (стихи из двух строчек), используя слова из упражнения: сыночек – василёчек, звоночек – дружочек, шарик – фонарик, домик – гномик. Вспомните слова из известной сказки:
5. Проверка домашнего задания. Дома вы должны были составить небольшой текст о грамотности, в котором использовали бы как можно больше слов с суффиксом -чик(-щик). Чтение детьми творческих работ. 6. Подведение итогов. 7. Домашнее задание: § 45, упр. 252. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |