Преподавание литературы Художественный мир лирики Ф.И. Тютчева и А.А. ФетаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1795 Рослякова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование:
Ход урока Здравствуйте, ребята! Сегодня мы рассмотрим художественный мир лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Наша задача - систематизировать те знания, которые вы получили при изучении творчества этих поэтов. Кроме того, сегодняшний урок поможет вам подготовиться к сочинению. Мы поговорим с вами о (план урока на доске):
Запишите пункты плана в тетрадь! 1. Пейзажная лирика. - Откуда были родом Тютчев и Фет? (оба из Орловской губернии: Фет - Новосёлки Мценского уезда, Тютчев – Овстуг на Брянщине) - Каких ещё вы знаете поэтов и писателей, выходцев Орловской губернии? (Кольцов, Тургенев, Лесков) - Какой теме уделяли оба поэта много внимания? (теме природы) Тютчев и Фет – певцы природы средней полосы России. - А Воскресенск (город, в котором проходит урок) - средняя полоса? (Да) - Значит, Фет и Тютчев могли наблюдать примерно такой же пейзаж, который мы видим за окном и на репродукции (на доске прикреплена репродукция с изображением зимы). Давайте послушаем стихотворение Тютчева “Зима недаром злится”.
(1836) - Чем удивило вас это стихотворение? Каковы его особенности? (Природа оживает, олицетворения) А теперь послушайте стихотворение А.А.Фета.
- О чём стихотворение? (О приходе весны) - Что объединяет стихотворения Тютчева и Фета? (одна тема) - Обратите внимание, что очень часто Тютчева и Фета интересуют переходные моменты: оба ждут весну. А с чем у вас ассоциируется весна? (Приближение весенних дождей, весенней грозы) - С чем связан образ грозы? Каков его смысл? (Гроза как очищающая сила, природа оживает после грозы) Докажите мне это. Давайте посмотрим, как раскрывается образ грозы у Тютчева. (Читает ученик наизусть стихотворение “Весенняя гроза”) Весенняя гроза.
(1828,1854) - Какое художественное средство помогает передать красоту природы? (Олицетворение) - Найдите эпитеты в этом стихотворении. - А сейчас я прочту самое известное стихотворение Фета:
- Какая особенность в этом стихотворении? (Много назывных предложений) - Л.Н.Толстой заметил: “В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение- картина…” 2. Философская лирика. - Тютчева и Фета часто называют певцами природы. Но подумайте, они рассматривают природу отдельно или она связана с чем-то ещё? (Тютчев и Фет – певцы природы, но они не рассматривают её отдельно, для них важна гармония души человека и природы, взаимодействие природы с душой человеческой.) - Природа часто заставляет поэта задуматься, размышлять о жизни. Как называются стихотворения, в которых поэт размышляет о жизни и смерти, о месте человека в мире, о красоте и безобразном? (Философская лирика) Так у Тютчева:
- Между чем Тютчев проводит параллель в этом стихотворении? (Движения в природе совпадают с волнением человеческой души, мысли) - И у Фета описание природы передаёт состояние человека. Например, в стихотворении “Какая грусть! Конец аллеи…” (1862)
- Мы видим тоже параллель природы и состояния души человека. Сравните, как рассматривают природу оба автора. Любому поэту свойственно подводить итог своему творчеству. Фет прославляет в конце жизни смерть, надеясь на покой после неё. Это обусловлено противоречиями его жизни. - Какие вы помните противоречия в жизни Фета, на что он потратил много сил? (Много сил Фет положил, чтобы доказать, что он дворянин Шеншин) Фет устаёт от этого, ищет покоя в потустороннем мире в стихотворении “Смерть” (1878)
У Тютчева другое восприятие жизни и смерти.
(Тютчев не сожалеет о прожитом, хотя его жизнь была полна страданий. Смерть он воспринимает не как спасение от жизни, а как закономерное, естественное явление) 3. Лирика любви. - Ребята, а какие вы помните противоречия в жизни Тютчева и Фета, отразившиеся в лирике любви? Что объединяет личную жизнь Фета и Тютчева? (Оба пережили трагедию. У Тютчева первая жена Элеонора Петерсон умерла рано; поздняя, осуждаемая обществом любовь к Елене Александровне Денисьевой привела к тому, что бедная женщина тоже погибла. Самоубийство Марии Лазич, девушки, любившей Фета и оставленной им из-за её бедности, оставило неизгладимый след в душе поэта) - Следовательно, это чувство носит в лирике трагический характер. Послушайте воспоминание Тютчевым последних часов Е.А.Денисьевой:
1864, Ницца - Радостного в любви почти нет. - Послушайте отрывок из романса. На чьи стихи он положен? <Приложение 1> (Звучит романс “Я встретил Вас – И всё былое…” на стихи Тютчева.) Посвящен романс Амалии Лерхенфельд (баронессе Крюденер). - Какое ощущение возникает при его прослушивании? (Лёгкой грусти, печали по ушедшей молодости) - Послушайте ещё один романс (на стихи Фета “На заре ты её не буди”).
Мы видим, что образ любимой может вызывать у поэта не только трагические воспоминания, но и светлые чувства. Выводы: Наш урок подходит к концу. Мы сегодня ещё больше узнали о творчестве великих поэтов. Доказательством их величия и таланта являются пророческие слова самого Тютчева о России:
Ещё Пушкин говорил, что поэт должен быть пророком. И мы всё чаще убеждаемся, насколько пророческими были стихи Тютчева о России. О значении А.А.Фета хорошо сказал его современник Алексей Михайлович Жемчужников в своём стихотворении:
А теперь запишите темы домашних сочинений: 1. Лирика Ф.И.Тютчева в моём восприятии. 2. Лирика А.А.Фета в моём восприятии. 3. Свободная тема по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета (тему формулирует сам учащийся). Итоги урока, выставление оценок. Дополнительные вопросы для рассмотрения на уроке. Поэты и политика. Фет и Тютчев в своём творчестве были далеки от политической жизни, социальных вопросов. Но отношение к грандиозным историческим событиям мы всё-таки можем найти в их стихотворениях. Вспомните пушкинские строки:
Мнение Тютчева с пушкинским не совпадает, и в стихотворении “14 декабря 1825 г” он пишет:
- Что это значит? (Тютчев считает, что без глубокого знания России любое политическое действие обернётся насилием, самовластьем. Но Пушкина при этом он ценит высоко!) На стенде надпись: “Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет”. Тютчев о Пушкине. А.А.Фет вообще не желает вмешиваться в общественные битвы. Для него радость в поэзии, в творчестве, а не в обществе:
И даже отворачивается от страдающего человека: Я ради мук твоих не стану изменять Свободы вечному призванью. Это отличает его от Некрасова: “Не верь, что неимущий хлеба// Не стоит вещих струн твоих” (“Поэт и гражданин”), “Я лиру посвятил народу своему” и др. Фет в творчестве старается закрыться от политики, социальных тем, уйти в себя. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |