Преподавание литературы Урок по творчеству М.И. ЦветаевойNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1339 Данилкина Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (4,9 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели:
Ход урока Слово учителя. " Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю: Душа - есть всё - всюду - вечно".(Марина Цветаева. "Слово о Бальмонте")" (музыка классическая) Презентация Учитель
- Итак, мы сегодня мы говорим о М.Цветаевой. По ходу урока заполните, пожалуйста, пустые строки. (У всех на партах лежат листы с дополнительными заданиями). М.И.Цветаева родилась в ____________ .Детство ее прошло_____________________________ .Стихи начала писать с_____ лет . В ______году скончалась от чахотки мать, Мария Александровна Цветаева - Мейн. Первый сборник стихов вышел в ________ году. Он называется "___________________".Одобрительную рецензию получила от ___________ . Написала первую критическую статью"_________________________". Находясь в гостях у _________ в ____________, познакомилась с будущим мужем __________________ .В ________году состоялось венчание М.Цветаевой и С.Эфрона. В феврале 1912 года выходит вторая книга "________________". ____сентября родилась дочь _______.В1913 году выходит 3 сборник "_______________".30 августа 19__скончался отец И.Я.Цветаев. В1917 году написано несколько _________, в том числе- на _______________ революцию. 13 апреля родилась дочь ________, впоследствии умерла от истощения в _________. В1922 году пишет прощальные стихи, написала поэму "______________", прощание с Москвой. В 19___году уезжает за границу. В19__ году в Берлине вышли две ее книжки: "_________", "_________________". В Чехии пробыла с августа 19__ по октябрь 19___, жила в деревнях почти в нищете. В19___ - рождение сына _________ (_____). В19____г.- возвращение на Родину. В 19 ___г. __________ушла из жизни в городе _________. Художественный мир М.Цветаевой: 1.________________________________________ 2.________________________________________ 3.________________________________________ Основные темы и мотивы лирики Цветаевой: 1._________________________________________ 2._________________________________________ 3.__________________________________________ 4.__________________________________________ 5.__________________________________________ 6.__________________________________________ 7.__________________________________________ 8.__________________________________________ 1 ученица. Автору стихов Марине Цветаевой - двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе. 2 ученик. Да, какая спокойная, ясная уверенность в своем даре, в будущем признании! Это своего рода ее классический "Памятник": я сделал, что мог, и это пребудет: 1 ученица. Были основания для такой уверенности, ведь воспитывала будущего поэта сама русская культура. Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, игрой ее восхищался великий композитор Антон Рубенштейн. Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке. 2 ученик. И вот 26 сентября 1892 г. в старом московском переулке Трехпрудном, в доме №8 зажглась звезда русской поэзии - родилась Марина Цветаева. Учитель (Звон колоколов)
2 ученик. Мария Александровна мечтала о сыне, даже имя было выбрано - Александр. Но родилась девочка. 1 ученица. М. Цветаева писала в своих воспоминаниях: "Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать: сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмысленным: словам оказалось "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", - и тут же принялась учить меня музыке: Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку". (звучит песня в исполнении Киры Малигиной)
(Разбор стихотворения учениками, которые получили индивид. задания.) - Учащиеся выполняют тест по стихотворению. ТЕСТ 1) Каким стихотворным размером написано стихотворение?
2) Лирические герои стихотворения - Марина и обыкновенные смертные люди. Укажите строчку со словами, которые относятся к Марине.
3) Укажите слова, которые рисуют в стихотворении обыкновенных людей?
4) Найдите верное значение выражения "кудри беспутные " в этом стихотворении.
5) Какой троп использует поэт в 1-ом предложении третьей строфы?
6) Имя Марина обозначает:
2 ученик. Мать радовалась незаурядным музыкальным способностям дочери, мечтала вырастить из нее пианистку. Но девочке было всего четыре года, когда Мария Александровна записала в своем дневнике: "Старшая все холит вокруг и бубнит рифмы. Может быть, моя Маруся будет поэтом?" Сама Марина Ивановна скажет о себе: "Стихи пишу с 6-ти лет. Печатаю с 16-ти". ученик 4.
1 ученица. После безвременной кончины матери (Марине тогда было лишь 8 лет, младшей сестре Асе - 6) интерес к музыке постепенно угасает, зато крепнет другое увлечение - поэзия. Юная Цветаева пишет стихи не только на русском, но и на немецком, на французском. 2 ученик. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться чуждым влияниям, "быть самой собою" - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда. 1 ученица. Первую свою книгу "Вечерний альбом" Марина выпустила в свет по причинам внелитературным; как она сама говорила позже - "взамен любовного признания человеку, с которым иначе объясниться не могла". 2 ученик. На дворе - начало зимы 1911 года. Поэтических сборников печаталось тогда великое множество. И все же первая книга никому еще не известной Марины Цветаевой сразу получила критические отклики. Первым книгу оценил, и весьма положительно, поэт Максимилиан Волошин. 1 ученица. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь. ученик 5.
1 ученица. Какой тогда была Марина Цветаева? 2 ученик. Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, и глаза: Глаза зеленые, цвета винограда. 1 ученица.
2 ученик. Черты лица были очень точными и четкими, голос высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: "Хотите, я вам прочту стихи?" 1 ученица. Стихи и прозу Цветаева читала на вечерах обычно по тетрадке, близко поднесенной к близоруким глазам, - очков Марина Ивановна упорно не признавала. Удивительно прямоспинная: Она старалась к таким вечерам принарядиться. Особенно любила серебряные браслеты, кольца, ожерелья. 2 ученик. Цветаева считала, что всякий лирик уже в раннем периоде творчества непременно являет себя в какой-нибудь строфе, "которая могла бы стать эпиграфом ко всему творчеству, формулой всей его жизни". В "Вечернем альбоме" к такой роли подходит стихотворение "Молитва", написанное Мариной 26 сентября 1909 года, в день, когда ей исполнилось семнадцать лет. Ученик 6.
1 ученица. Обратим внимание: тема ухода из жизни остается в цветаевском творчестве надолго, со временем станет важнейшим лейтмотивом ее поэзии. Ученик 7. (музыка)
1 ученица. И эти строки Марина пишет в самое счастливое для нее время: Крым, море, солнце, весна, а рядом любимый муж Сергей Эфрон и крошечная дочь Ариадна, Аля, как зовут ее молодые родители. 2 ученик. Сергей Эфрон: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. "Заглянув в его глаза и все, прочтя наперед, Марина загадала: если он пойдет и подарит сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых". Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Сергей подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина. ученик 8. С. Э.
1 учениица. Тогда Марина еще не знала, сколько горя принесет ей и детям ее верная, жертвенная, безоглядная любовь. :И вообще стихи ее о любви чаще всего трагичны. Цветаева убеждена: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит. Никто лучше не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных Любящих. Вчера еще в глаза глядел:(музыка, читает наизусть). 2 ученик. Не менее сильной и страстной была любовь Марины Цветаевой к солнцу русской поэзии - Пушкину. Творчество поэта было постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой, мятежной души. Пушкинскую "Капитанскую дочку" Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение "К морю" было ее любимым. Любимому поэту посвятила Марина цикл "Стихи к Пушкину". ученик 9.
1 ученица Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г., но не решилась подойти познакомиться. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла "сплошной совестью", Марина пронесла через всю свою жизнь. ученик 10.
2 ученик. Многолетняя дружба связывала Марину Цветаеву с Борисом Пастернаком. Для нее он был единственным на земле человеком, который мог бы без слов услышать и поддержать ее в минуту отчаяния. ученик 11
1 ученица. В 1922 году Марина Цветаева, измученная долгой разлукой с мужем, уезжает вместе с дочерью за границу к Сергею, оказавшемуся в рядах белой эмиграции. Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. Вокруг все теснее смыкалась глухая стена одиночества. "Мой читатель остается в России, куда мои стихи: не доходят,.." - писала Марина Цветаева. Находясь 17 лет в эмиграции, она постоянно думала о Родине. В 1934 году написано удивительное стихотворение "Тоска по родине:" ученик 12.
2 ученик. В эти же годы Марина писала: "Так одинока, как это пятилетие, я никогда не была. Дома я вроде "стража беспечности" - роль самая выгодная. Весь день смотреть, направлять и все по мелочам: 1 ученица. "У меня нет человека, к которому бы я могла прийти вечером, сбыв с плеч день, который, раскрыв дверь, мне непременно обрадовался бы. Ни одного человека, которого не надо бы предварительно запрашивать: "Можно ли?" Я здесь никому не нужна". 2 ученик. В 1936-ом - 1937-ом годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом - Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулась в Россию. 1 ученица. Именно тогда в нашей стране было время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы. 2 ученик. Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Не было ничего, даже работы. 1 ученица. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила. 2 ученик. Но не было больше Сергея! Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась. Учитель
- На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество М.Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование - и того в обрез: (последний слайд читает ученик). Смотрим отрывок из Новостей про Цветаеву. (видео) Рефлексия. (зачитывают заполненные опорные конспекты по Цветаевой, зачитывают заполненные листочки с ответами на вопрос). Учитель. Она оказалась права. Сегодня сильной, сложной настоящей поэзии Цветаевой настал черед, потому что настоящее в искусстве не умирает. Домашнее задание: (индивидуальное задание) 1. Прочитайте стихотворение " Я с вызовом ношу твое кольцо" (1914) - Можно ли его лирическую героиню и лирического персонажа назвать романтическими героями? - Присутствует ли в стихотворении типичная романтическая антитеза? - Поясните наиболее выразительные, на ваш взгляд, тропы. - Какие оттенки интонации и смысла передает авторская пунктуация? 2. Какие зрительные и звуковые образы возникают перед вами за "секунду" чтения стихотворения " Идешь, на меня похожий:" (1913) - Что можно сказать о его лирической героине? Прочитайте про-я Цветаевой разных лет: "Уж сколько их упало в эту бездну:"(1913), "Красною кистью рябина зажглась:"(1916), "Кто создан из камня, кто создан из глины:"(1920), "Вскрыла жилы: неостановимо:"(1934), "Бузина" (1931-1935г.) - Какие общие мотивы объединяют стихотворения? - Проследите развитие этих мотивов. Почему к ним обращается поэт? Какие ощущения, мысли, ассоциации с ним связаны? - Какие из прочитанных вами стихотворений вы могли бы назвать лирическими автопортретами? 3. Подумайте и ответьте. Цикл М. Цветаевой " Стихи к Блоку" составляют стихотворения, созданные в разное время - в 1916 и в 1921 годах. Подумайте, в каком году написано посвященное Блоку стихотворение, которое начинается так:
4. Вот начало небольшого стихотворного цикла Цветаевой "Поэт":
В каждой из этих строчек по четыре слова - почти одинаковых. И предложения построены почти одинаково. Но пусть вас не обманет это "почти"? - Найдите подлежащее и сказуемое в каждой строчке; определите порядок слов; объясните значение глагола "заводит" в 1 стихотворении и во 2. Теперь вы видите, что вместо "почти одинаково" нужно сказать "совсем неодинаково" - Согласны ли вы, что внимание к построению предложений, значению слов, к форме помогает по-настоящему оценить поэтическое мастерство Цветаевой, меру ее таланта и чувства языка? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |