Преподавание литературы Урок-встреча по рассказу К. Паустовского "Снег"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1141 Никитина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы Людям хотелось бы все сохранить – и розы, и снег. А.И.Герцен. Всегда следует стремиться к прекрасному. О. Бальзак. 1. Вступительное слово. К. Паустовский. Мы произносим эту фамилию, и нам сразу представляется средняя полоса России: Волга, Кама, Ока, Мещера. Это самый счастливый край для писателя. Он писал об этом так: “Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки”. - Каким вам человеком представляется К. Паустовский? (Романтик, любил природу, много путешествовал.) - О чём писал? (О жизни, о том, что видел.) Да, он любил писать о том, что видел, о людях, с которыми встречался. “Каждая минута, каждое брошенное слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, - писал Паустовский, - каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями эти миллионы песчинок, собираем их из этого сплава, выковываем свою золотую розу”. -Что за розу имел в виду писатель? (Произведения) 2. А сейчас перенесёмся в зиму. Представим себе зимнюю картину. Снег…
- Что же такое снег? (Что-то необычное) 3. У Паустовского снег разный. Посмотрим какой. - “Летел густой, медленный снег. Глядя на торжественное падание снега, вдыхая запахи лесов, подступающих к Петербургу, Кипренский думал, как он счастлив, что родился в России”. (Повесть “Орест Кипренский”) (Патриотическое чувство) - “Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое. Может быть, это густой снег, падающий всю ночь”. (Рассказ “Ручьи, где плещется форель”) (Снег – любовь) - Рассказ “Стекольный мастер”. “Все гуще падал снег, засыпая могилу бабки Гани. И всё сильнее зима завладевала лесами, нашим садом, всей жизнью. И вся рязанская земля казалась мне теперь особенно милой”. (Снег – память). 4. Рассказ “Снег” - Ваши мысли после прочтения рассказа? - О чём рассказ? - Сюжет рассказа? - Разбирая произведение, остановимся на пяти фрагментах. Работать будем в пяти группах. 1 группа – первый фрагмент. “Однажды ночью она проснулась. Снега светили в окно”. - Что необычного показалось во фразе? В каком числе стоит слово “снег”? Что видится за этим? Как светили окна? Какая была жизнь у Татьяны Петровны? Найдите детали, подтверждающие это? (Снега светили – огромное пространство холодной военной зимы, окна светят тускло – жизнь мрачная, даже язычок свечи вздрагивал) 2 группа – чтение письма Потапова к отцу. - Какие воспоминания у Николая? Что для него Родина? (Вспоминает зимний пейзаж: сад, беседка) - А что для вас малая Родина? 3 группа – мысли и действия Татьяны Петровны после прочтения письма? (Нужно что-то менять: повесила колокольчик, расчистила дорожку, настроила рояль, поставила подсвечник, зажгла свечи и заиграла на рояле) - Чем наполнилась жизнь героини? (Верой, надеждой, ожиданием) 4 фрагмент – рассказать о Николае Потапове. - Где находится? Чем занимается? Обратить внимание на картины природы. Что оживило картину природы, когда приехал домой? (Воевал, был ранен, получил отпуск, едет домой, узнал ,что отца нет, а в доме живут чужие люди. Природа в тон: небо сизое, ветер выдувал из глаз слёзы. Оглянулся: дом, сад и … дым!) 5 фрагмент – дальнейшие его действия. - Что удивило, когда подошел к дому? Какие картины природы рисует Паустовский? Какой снег? (Подошел к дому, сад как бы вздрогнул: узнал его. Удивило, что во дворе всё, как было раньше: значит, люди добрые живут. На улице идёт снежок.) 5. Итак, снег. - Что же такое снег? Почему рассказ назван так? (Снег – главный герой, малая Родина, отчий дом, суровость войны, одиночество, радость встречи) Что вы думаете о дальнейшей жизни героев? 6. Слово учителя. Всегда нужно верить, стремиться к прекрасному и учиться видеть мир вокруг себя. Воспитать же душевную чуткость, деликатность к прекрасному в природе, людях призван мир Паустовского, который каждому напоминает о том, что всё это вечно. 7. Рефлексия. 1. Есть французское выражение, что великие мысли исходят из сердца. Какие мысли возникли У вас? Составим акростих или синквейн. (Учащиеся составляют индивидуально или в парах.)
2. Заполнить лист самооценки. Лист самооценки моей работы ФИ_____________________________________________ Критерии оценки: 1 – совсем не присутствует; 2 – присутствует, но редко; 3 – часто; 4 – всегда.
7. Итог (на фоне музыки) Паустовский писал: “Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе”. Лучшей памятью о нём стали его произведения. Они оставили добрый след в вашей памяти. Писатель обращается к вам: “Сделай и ты свою жизнь мелодичной, похожей на музыку”. Пусть это свидание со снегом напоминает вам о добром и светлом. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |