Преподавание литературы Урок внеклассного чтения по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" в 5-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1132 Третьякова Надежда Александровна, учитель русского языка и литература Цели урока:
Контингент участников: учащиеся 5-го класса. Тип урока: урок-рассуждение с элементами театрализации. Оборудование урока:
Ожидаемый результат:
Словарная работа: символ, монолог, диалог. План урока
Ход урока I. Вступительное слово учителя. Слайд 1 Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. В конце урока каждая группа конкретизирует тему, и мы выберем лучший вариант. У вас на партах находятся тексты, раздаточный материал: план рассказа (приложение1) и таблица (приложение 2), которую мы в течение урока должны заполнить. II. Беседа. Слайд 2 - Дети, что это? - А какой он? (Учитель обращается к слову “символ”). - Что такое символ? - Символом чего, на ваш взгляд, был для мальчика ПРЯНИК? (символ мечты). - Это не совсем так. Символическое значение этого образа намного глубже. Почему рассказ так называется? Найти ответ на этот вопрос- цель урока. III. Проверка домашнего задания. Выступления групп. Учитель. Ребята, на дом каждая группа получила задание по конкретному эпизоду. Сейчас мы посмотрим, как вы с ним справились. Задание для 1 группы (Приложение 3) Слайд 3 1. Прослушивание монолога героя рассказа. 2. Беседа по вопросам. - Что символизировал для мальчика ПРЯНИК? (превосходство, власть, средство - выделиться, с ним он герой) - Как вы оцениваете мальчика в этом желании, положительно или отрицательно? - А чем можно еще выделиться, чтобы добиться превосходства? (умом, добротой, хорошими поступками). - Есть у героя рассказа понимание этого? - Дети, у вас на партах лежат таблицы, которые мы в течение урока будем заполнять, давая оценку поступкам и мыслям героя; в центральном столбике пока стоит вопрос, но в конце урока мы должны вписать нужное слово. - Какую оценку мальчик уже заработал? (отрицательную, за желание властвовать). - А на что ради достижения мечты можно пойти? (на все). Вывод (делает член группы). Задание для 2 группы (Приложение 3) Слайд 4 1. Работа с эпизодом “Поход за ягодами”. 2. Беседа по вопросам. - Зачем мальчик идет за ягодами? (чтобы бабушка купила ПРЯНИК). - Как он работает? Выберите ключевые слова. (старается). - Это хорошо? Как оценим поступок мальчика? (своим трудом старается заработать ПРЯНИК, работает старательно). - Ребята, внесите в таблицу “оценку” поступкам мальчика. Вывод (делает член группы). Задание для 3 группы (Приложение 3) Слайд 5 1. Чтение заданного эпизода по ролям. 2. Беседа по вопросам. - Найдите слова, определяющие дальнейшее поведение мальчика. (дети находят “на уду”). - Что это была за “уда”? (“слабо”). - Какой человек может попасться “на уду”? (слабый, зависимый, несамостоятельный). - К чему это может привести? (примеры из жизни). - Как оценим поведение героя? (отрицательно, проявление слабости характера). - Что может наступить после “слабо”? (обман, выкручивание, ещё ряд плохих поступков). - Ребята, внесите в таблицу “оценку” поступкам мальчика. Вывод (делает член группы). Задание для 4 группы (Приложение 3) Слайд 6 1. По заданному эпизоду покажите последовательность событий в виде “цепочки”. 2. Беседа по вопросам. - Какие поступки последовали за “слабо”? (выбирают, зачитывают, отмечают в таблице). - Оцените действия мальчика (проверяю тетради у всего класса). Вывод. Ребята! Запомните на всю жизнь, что уступил раз, уступишь и второй. Трудно будет найти выход из этой зависимости. Задание для 5 группы (Приложение 3) Слайд 7 1. Выделите главное в заданном эпизоде и зачитайте. 2. Беседа по вопросам. - Так что же происходит в душе мальчика? (борьба). - На что он идет? (на обман). - А был ли у него выход? (да, нужно было сознаться бабушке). - А что делает он? Ребята! Выделите глаголы, называющие действия мальчика. - Вы отложили бы кару? (ответы разные). - И вот кара отложена на “потом”. Что он опять совершает? (читает ученик). - Давайте проследим за состоянием героя. (елозит, разбудить, рассказать утром). - Ребята, внесите в таблицу “оценку” поступкам мальчика. Вывод (делает член группы). Задание для 6 группы (Приложение 3) Слайд 8 1. Какие варианты ищет мальчик в эпизоде “Следующий день”? (1. Скрыться у дедушки. 2. Какая мысль, только возникнув, отвергается? (чтобы утонула бабушка). 3. Идет на рыбалку). 2. Беседа по вопросам. - Какое качество движет мальчиком в выборе путей спасения? (эгоизм; жалость, прежде всего, к себе). - Есть надежда, что следующее действие его будет положительным и приведет к раскаянию? Вывод (делают дети). Его эгоизм так велик, что он не готов к раскаянию. Инсценировка 7 группа (Приложение 4) IV. Беседа. Заключительное слово учителя. Может быть, вы заметили, какой перелом происходит в душе героя? (“…тут я провалился сквозь землю. . ”). -Что просыпается в душе мальчика? (стыд, совесть). - Стыд- это новое качество. А были ли моменты, когда стыд готов был прорваться? (когда в душе происходила борьба). - Так вот, не так страшно, когда человек ошибается, страшно, когда нет борьбы. Проснулась у мальчика совесть, стыд за содеянное. (смотрим таблицу). - Что может вызвать совесть? Сколько хороших поступков. - А чем бабушка закрепляет нравственное пробуждение СОВЕСТИ? (дает ПРЯНИК). - Чем стал этот ПРЯНИК для героя рассказа? (символом совести). - Ребята! Вернемся к началу урока. Как можно определить тему урока? (разные варианты). - Итак, вы выбрали вариант “Уроки бабушки Петровны”. На мой взгляд, это самый удачный выбор. - Ребята! А был ли у вас такой ПРЯНИК? Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите. - Подведение итогов: выставление оценок. Ребята! Я дарю вам ПРЯНИКИ, мне бы хотелось, чтобы они стали символом совести для вас. Пусть это будет предостережением от дурных поступков. Слайд 2 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |