Преподавание русского языка Урок-исследование по русскому языку в 4-м классе "Имя существительное"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1377 Кинд Марина Геннадьевна, учитель начальных классов Цели урока:
Оборудование: компьютер, экран, карточки, оценочная таблица Ход урока1 Оргмомент– Несколько уроков мы изучаем падежи. Откуда появились названия падежей? Падеж ещё не родился, а уже думали, как его назвать. Думали-думали и решили назвать Именительным. Вот он родился, назвали Родительный. Он был малышом, ему всё давали, и стал он Дательным. Падеж подрос и стал большим озорником, за его проделки назвали Винительным. Подрос ещё, стал творить добрые дела и за это получил имя Творительный. Когда стал взрослым, то предлагал всем делать добрые дела и получил имя Предложный. – Сегодня мы будем исследовать, из результатов исследования узнаем всё о творительном падеже. 2. Повторение– На прошлом уроке мы говорили о Винительном падеже, вспомните всё, что о нём знаете. 1) повторение о винительном падеже по плану: вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончания, член предложения. 2) Самостоятельная работа у доски и по карточкам (два человека у доски, два человека по карточкам – они проверяют работу на доске). а) – Вставь пропущенную букву в словарное слово: дев*чка, д*журный, д*ревня, д*ректор, д*рога. б) – Вставь безударную гласную, устно подбери проверочное слово: т*жёлый, п*чтовый, в*здушный, скв*рец, позв*нил. 3. Чистописание (повторение об иотированных гласных).1) Письмо слогов в тетради: яб ля ия чья – Назови слоги, в которых звуков больше, чем букв. Почему? – В каких случаях буква я обозначает два звука? ( Когда буква стоит в начале слова, в середине или в конце слова после гласной, после разделительного мягкого и твёрдого знака). 2) Запись слов с буквой я под диктовку. Яблоко, аллея, до свидания, расстояние, Ялта. – Назови “лишнее слово”. Почему? 3) Индивидуальная работа на доске. Слово Ялта – звуко-буквенный анализ (сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных). 4. Работа по теме урока1) Чтение стихотворения учителем:
На доске схема: Творительный падеж. -Выполнив задания, мы должны вставить пропущенные слова. -Что вы знаете о творительном падеже? (Отвечает на вопросы кем? чем?) – Какое знаете вспомогательное слово для определения творительного падежа? (Творю) Заполняется схема: Вопросы: кем? чем? Вспомогательное слово: творю. 5. Продолжение работы над темой с использованием компьютерных технологийПредварительно составлены слайды с заданиями. 1). Составь и запиши словосочетания (приложение 1, слайд 2). Самостоятельная работа. Задуматься (задача), следить (птица), послать (багаж), говорить (незнакомец), укрыться (плащ), мыться (душ), свернулась (кольцо), любоваться (столица), вернуться (ночь). Проверка (Приложение 1) – В каком падеже употребили имена существительные? (В творительном падеж) – Выдели окончания у существительных в творительном падеже. – Какие окончания бывают? Вывод: творительный падеж имеет окончания: -ой, -ей, -ом, -ем, -ю. Окончания вставить в схему. Физминутка. 3). Составить и написать словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу. Подчеркнуть предлоги (приложение 1, слайд 3). Письмо с комментированием: Дружит с (природа), нашел под (дерево), лисичка со (скалочка), находился за (река), вертится перед (зеркало), ползал между (корни), пролетел над (поле), лежит под (подушка). – С какими предлогами дружит творительный падеж? (приложение 1, слайд 4). Вывод: творительный падеж имеет предлоги с, за, между, под, над. Предлоги записываются в схему. 4) Определение значения творительного падежа Запись под диктовку. -Записать предложения, определить, на что указывают имена существительные, стоящие в творительном падеже (приложение 1, слайд 5). Разноцветная радуга повисла над рекой. (Указывает место) Юля с братом ходят в бассейн. (Указывает на лицо, с которым вместе выполняется действие). Дедушка острым ножом срезал ивовый прут. (Указывает на предмет, которым совершается действие, творится). – В 1-ом предложении подчеркнуть главные члены, определить каким членом предложения бывает существительное в творительном падеже. (Дополнение). Вывод: значение творительного падежа: указывает на место, на лицо, с которым совершается или творится действие, на предмет, с которым совершается действие. В предложении – второстепенный член предложения – дополнение. Заполняется схема. 6. Закрепление исследованного материала1) Списать, подчеркнуть сравнения (приложение 1, слайд 6). По пруду лебедем красным плавает тихий закат. (С. Есенин) Закат горит огнистой полосой. (М. Лермонтов) – В каком падеже употреблены существительные–сравнения? (В творительном падеже). 2) Работа с учебником Упражнение 137. Отгадай загадки. Спиши. Напиши отгадки. Укажи падеж выделенных существительных. 7. Итог урока(приложение 1, слайд 7).1) На доске: Творительный падеж. – Прочитайте запись, которая получилась путём вашего исследования. 2) Составление вопросов по новой теме Работа в парах. – Задайте вопросы друг другу. – На какие вопросы отвечает творительный падеж? – Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже? – С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? – Каким членом предложения бывают имена существительные в творительном падеже? 3) Оценка – Кто считает, что во всём разобрался отлично, возьмите красный кружок, кто считает, что хорошо – синий кружок, кто считает, что чего-то не понял – коричневый. А кто совсем ничего не понял. Подойдите, скажите мне (кружки вставить в оценочную таблицу). – Молодцы, вы сами себя оценили. Лучше миром кончить дело! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |