Этап урока | Виды деятельности учащихся | Задания для работы учащихся | Использование демонстрационного материала (Приложение 1. Компьютерная презентация) | Работа в тетрадях / на листах формата А4 |
1. Организационный момент | Знакомство с темой и целями урока | – | Слайд № 1 | Оформление тетради (число, вид работы, тема урока) |
2. Повторение сведений об официально-деловом стиле речи | Устная работа (в форме простого тестового задания) по таблице «Особенности официально-делового стиля речи» | 1. Выбрать из предложенных вариантов с буквенным обозначением верные варианты (по графам «Сфера применения», «Цель текстов», «Свойства текстов», «Используемая лексика»). 2. «Собрать» с помощью выбранных вариантов ответов таблицу «Особенности официально-делового стиля речи» | Слайды № 2 - 8 | Фиксация номеров выбранных вариантов ответов в тетрадях (с последующей проверкой – см. слайд №7) |
3. Объяснение нового материала: - определение понятия «документ»;
- жанры деловых бумаг;
- этикетные особенности;
- использование канцеляризмов;
- форма документа;
- определение понятия «заявление»;
- структура заявления;
- расположение реквизитов заявления
| Анализ полученной информации | – | Слайды № 9 - 13 | Используется готовая памятка для учащихся (приложение 2) |
4. Работа с образцами заявлений | Сравнение образцов заявлений с требованиями к расположению реквизитов; отсутствие предлога ОТ в наименовании адресанта; использование формы как дательного (при указании конкретного лица адресата), так и винительного падежей | Перенести один из образцов на бумагу формата А4 | Слайды № 14, 15 | На листах формата А4 |
5. Объяснение нового материала: использование в заявлении клишированных форм | Анализ полученной информации (конструкции формулировки просьб; введения аргументации) | – | Слайд № 16 | Используется готовая памятка для учащихся (приложение 2) |
6. Редактирование готовых образцов заявлений | Сравнение образцов заявлений с требованиями к расположению реквизитов | Вычленение лишней информации, изменение содержания заявления | Слайды № 17 - 22 | |
7. Практическая работа «Написание заявления» Примечание: заявления адресуются в различные управления и отделы администрации Воскресенского муниципального района Московской области | Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой (проводится после того, как работы будут собраны учителем) | Вариант 1 – написать заявление на имя начальника управления образования. Вариант 2 – написать заявление в МУП «Москворецкое ЖКХ». Примечание: содержание заявления необходимо выбрать из предложенных вариантов | Слайды № 23, 24 Проверка – слайды №25, 26 | На листах формата А4 |
8. Подведение итогов урока (Что такое реквизиты заявления и как они располагаются на листе?). Примечание: оценка работы учащихся проводится после урока на основе проверки полученных работ |
9. Домашнее задание | – | – | Слайд № 27 | Приложение 3 |