Преподавание литературы Интегрированный урок: информатика + литература по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в форме деловой игры "Суд над Раскольниковым"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1106 Рыдова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы; Козлова Ирина Вячеславовна, учитель информатики и ИКТ Тема: Раскольников совершил преступление. Стихийное или преднамеренное? Цели:
Задачи:
Оборудование урока: портрет Ф.М.Достоевского; весы; уголовный кодекс; мантия и судейская шапочка для судьи; атрибуты для создания судейского помещения; словарные слова; памятка-справочник (смотри приложение №9). Примечание: Учащиеся класса были разделены на четыре основные группы: прокуроры; адвокаты, подсудимый, психологи. В составе каждой группы ученик выбирал конкретную для себя роль:
Каждая группа получила своё задание в самом начале изучения романа. Все группы анализировали текст и работали с дополнительной литературой, подбирали факты для доказательства собственной позиции, занимались исследовательской работой- поиском неопровержимых улик. Каждая группа провела опрос учащихся 10–11 классов. Вопрос: Стихийное или преднамеренное убийство совершил Раскольников? Результаты были представлены в виде диаграммы (смотри приложение № 3). Свои аргументы в защиту героя или в обвинение учащиеся должны были представить в виде презентаций. За урок ребята получили оценку за предоставленный теоретический материал, за ответы на блиц-опрос (смотри приложение №4), за творческую работу (смотри приложение №7). Вечный спор Ангела и Демона Д.С.Мережковский ХОД УРОКА I. Вступительное слово учителя. Добро и зло – вечные ипостаси бытия. Можно ли логически оправдать принцип “добра” и “зла”? С чем труднее сражаться: со злом внешним или с “врагом” внутри себя? Почему нравственный закон не нуждается в логическом оправдании? В чём величие человека? Может ли человек быть счастливым на несчастье других? Переберём одну за другою все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь. Перечислим одно за другим впечатления, которые ложились на его измученную нервную систему, взвесим и оценим все мелкие и мучительные столкновения с грубостью и бездушностью окружающих людей, все столкновения, которые направляли в известную сторону течение его мыслей. А потом спросим себя: оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора, и в его ли власти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба. И попытаемся ответить на вопросы: преступник ли Раскольников? А если да, то какое преступление он совершил? (обращение к теме урока и словарным словам). Преступить – самовольно нарушить, отступить от чего-то. Преступление – действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Преступник – человек, который совершает преступление. (С.И.Ожегов) - Встать. Суд идёт! II. Председательствующий. Прошу всех сесть. Судебное заседание объявляется открытым. Слушается уголовное дело по обвинению гражданина Родиона Раскольникова в убийстве старухи – процентщицы Алёны Ивановны и Лизаветы по статье 105 часть 2 УК РФ. - Прошу секретаря доложить о явке (секретарь докладывает о лицах прибывших на суд). Объявляется состав суда (судья, секретарь, прокурор, адвокат, присяжные). - Прошу установить личность подсудимого. - Подсудимый, на основании статьи 267 УК РФ вы имеете право:
III. Слово для оглашения материалов по делу предоставляется прокурору. Выступления учащихся по выбранной ими роли. Свидетели предупреждаются о даче ложных показаний по статье 301 УК РФ. IV. Слово предоставляется адвокату, его свидетелям и медэкспертам (смотри приложение №6). V. Последнее слово подсудимого. VI. Прения. (Вопрос-ответ со стороны прокурора и адвоката). VII. Председательствующий. - Уважаемые присяжные, просим вас вынести свой вердикт (смотри приложение №5). - Суд удаляется для принятия решения по делу: двойное убийство старухи – процентщицы Алёны Ивановны и Лизаветы. VIII. Судья зачитывает приговор (смотри приложение № 8). IX. Итог урока. Оценка по выработанным критериям за презентацию (смотри приложение № 2) и буклет (смотри приложение №1). Оценка за блиц-опрос. Оценка за творческую работу:
Х. Список литературы (смотри приложение №10). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |