Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок: информатика + литература по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в форме деловой игры "Суд над Раскольниковым"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок: информатика + литература по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в форме деловой игры "Суд над Раскольниковым"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1106

Рыдова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы; Козлова Ирина Вячеславовна, учитель информатики и ИКТ

Тема: Раскольников совершил преступление. Стихийное или преднамеренное?

Цели:

  • обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы “Художественный мир Ф.М.Достоевского. Роман “Преступление и наказание”;
  • научить самостоятельно оценивать явления действия и деятелей, размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции;
  • систематизировать и обобщить знания по теме “Power Point”- создание презентаций, графический редактор “Paint”, Microsoft Office Publisher.

Задачи:

  • внимательно прочитать текст литературного произведения;
  • определиться с ролью (адвокат, прокурор, обвиняемый, психолог) на урок;
  • переработать текст с позиций своей роли;
  • подготовить аргументированный материал для доказательства своей точки зрения;
  • оформить материал в виде презентации и буклета.

Оборудование урока: портрет Ф.М.Достоевского; весы; уголовный кодекс; мантия и судейская шапочка для судьи; атрибуты для создания судейского помещения; словарные слова; памятка-справочник (смотри приложение №9).

Примечание: Учащиеся класса были разделены на четыре основные группы: прокуроры; адвокаты, подсудимый, психологи.

В составе каждой группы ученик выбирал конкретную для себя роль:

  • прокурор и его свидетели; знатоки теории Раскольникова.
  • адвокат и его свидетели; знатоки художественной детали (курсив, цветовая гамма).
  • психологи и знатоки этимологии имени; медэксперты.

Каждая группа получила своё задание в самом начале изучения романа.

Все группы анализировали текст и работали с дополнительной литературой, подбирали факты для доказательства собственной позиции, занимались исследовательской работой- поиском неопровержимых улик.

Каждая группа провела опрос учащихся 10–11 классов.

Вопрос: Стихийное или преднамеренное убийство совершил Раскольников? Результаты были представлены в виде диаграммы (смотри приложение № 3).

Свои аргументы в защиту героя или в обвинение учащиеся должны были представить в виде презентаций.

За урок ребята получили оценку за предоставленный теоретический материал, за ответы на блиц-опрос (смотри приложение №4), за творческую работу (смотри приложение №7).

Вечный спор Ангела и Демона
происходит в нашей собственной совести.

Д.С.Мережковский

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Добро и зло – вечные ипостаси бытия. Можно ли логически оправдать принцип “добра” и “зла”? С чем труднее сражаться: со злом внешним или с “врагом” внутри себя? Почему нравственный закон не нуждается в логическом оправдании? В чём величие человека? Может ли человек быть счастливым на несчастье других?

Переберём одну за другою все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь. Перечислим одно за другим впечатления, которые ложились на его измученную нервную систему, взвесим и оценим все мелкие и мучительные столкновения с грубостью и бездушностью окружающих людей, все столкновения, которые направляли в известную сторону течение его мыслей. А потом спросим себя: оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора, и в его ли власти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба. И попытаемся ответить на вопросы: преступник ли Раскольников? А если да, то какое преступление он совершил? (обращение к теме урока и словарным словам).

Преступить – самовольно нарушить, отступить от чего-то.

Преступление – действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

Преступник – человек, который совершает преступление. (С.И.Ожегов)

- Встать. Суд идёт!

II. Председательствующий.

Прошу всех сесть. Судебное заседание объявляется открытым. Слушается уголовное дело по обвинению гражданина Родиона Раскольникова в убийстве старухи – процентщицы Алёны Ивановны и Лизаветы по статье 105 часть 2 УК РФ.

- Прошу секретаря доложить о явке (секретарь докладывает о лицах прибывших на суд). Объявляется состав суда (судья, секретарь, прокурор, адвокат, присяжные).

- Прошу установить личность подсудимого.

- Подсудимый, на основании статьи 267 УК РФ вы имеете право:

1. Знать в чём вы обвиняетесь.

2. Делать заявления.

3. Предоставлять доказательства.

4. Разговаривать только на своём родном языке.

III. Слово для оглашения материалов по делу предоставляется прокурору.

Выступления учащихся по выбранной ими роли.

Свидетели предупреждаются о даче ложных показаний по статье 301 УК РФ.

IV. Слово предоставляется адвокату, его свидетелям и медэкспертам (смотри приложение №6).

V. Последнее слово подсудимого.

VI. Прения. (Вопрос-ответ со стороны прокурора и адвоката).

VII. Председательствующий.

- Уважаемые присяжные, просим вас вынести свой вердикт (смотри приложение №5).

- Суд удаляется для принятия решения по делу: двойное убийство старухи – процентщицы Алёны Ивановны и Лизаветы.

VIII. Судья зачитывает приговор (смотри приложение № 8).

IX. Итог урока.

Оценка по выработанным критериям за презентацию (смотри приложение № 2) и буклет (смотри приложение №1). Оценка за блиц-опрос. Оценка за творческую работу:

Миниатюра
“ Почему Раскольников терзается и мучается после совершенного преступления?

Х. Список литературы (смотри приложение №10).


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21