Преподавание литературы Урок литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова "Свободолюбивый характер Мцыри"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2542 Асеева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели. Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы. Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему. Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству поэта. Тип урока: формирование знаний и умений. Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2005. План урока 1. Организационный момент. 2. Мотивация. 3. Организация совместного целеполагания. 4. Проверка домашнего задания.
5. Формирование знаний и умений.
6. Закрепление знаний и умений.
7. Рефлексия. 8. Организация домашнего задания. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Мотивация. - Соберите разрезанное высказывание. (Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за нее) - Объясните смысл данного высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермены де Сталь. - Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи – Мцыри. 3. Организация совместного целеполагания. Сообщение темы урока: “Свободолюбивый характер Мцыри”, формулировка цели: Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского. …что за огненная душа, - Что значит исполинская натура? (Необычайно широкая, свободная) - А каково значение слова “свобода” по словарю Даля? 4. Проверка д/з. А) Лексическая работа. Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воли. - Так что же значит “свободолюбивый”? (Ценящий и любящий свободу) Б) Сообщение ученика. История Мцыри. - Давайте узнаем, выслушав историю Мцыри, каким образом он попал в монастырь. - Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой) 5. Формирование знаний и умений. А) Аналитическая беседа I. Жизнь Мцыри в монастыре Но уже здесь (в монастыре) формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (Окружающая обстановка, люди, и то, что заложено природой, передано с молоком матери). Какие черты, прочитайте.
Вывод: По ходу урока нам необходимо заполнить таблиц (см. Приложение), отражающую черты характера Мцыри. Записываем в таблицу главную черту его характера, проявившуюся в монастыре. (Могучий дух, гордо тихо умирал) - Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри? - А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев) Худ.приемы (эпитеты, сравнения), используемые поэтом, не поддаются образному восприятию, а только чувственном и являются тому подтверждением). - О чем мечтает юноша? (Увидеть родину) - Прочитайте, какой он ее представляет? - И это не просто мечты: это пламенная страсть, которая сравнивается с червем. Объясните это сравнение. (Страсть завладевает человеком, доходит до каждого уголка его души, поглощает, также как червь лишает яблоко жизни. Таким образом, Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри) II. - Какова цель его побега? Ответ подтвердите цитатами из текста. Я мало жил, но жил в плену, таких две жизни, как одну, но только полную тревог, я променял бы, если мог. Вывод: Какая же черта характера двигала им? Жажда свободы, воли, так как представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул. - Объясните, почему Мцыри убежал в грозу? (Зов природы; идеальное время для побега; сама природа помогает ему) Б) Выборочное чтение. Роль пейзажа в поэме - Что узнал и увидел Мцыри о жизни во время скитаний? (6, 9, 10, 11 гл.) Вывод: Природа прекрасна, а значит и жизнь прекрасна; он свободный человек. - Обратим внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой после побега. - Как характеризуют они юношу? (Подчеркивается его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому /шакал кричал и плакал, как дитя) - Личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают юношу, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри. В) Самостоятельная работа. - В карточках (см. Приложение) у вас даны фрагменты описания первого утра, проведенного Мцыри на свободе. Подчеркните все художественные приемы, которые использует автор, описывая Мцыри наедине с природой. Два из них запишите в таблицу. - Почему так много художественных приемов в одном описании? Вывод: Через понимание природы раскрывается еще одна черта характера Мцыри. Какая? чуткость души Мцыри, его любовь к жизни, всему прекрасному. - На каком приеме построена эта черта? (Контраст. Его поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни) Вывод: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем. - Но природа не только прекрасна, но и опасна (ядовитые змеи, дикие звери). - Какую роль играют эти “опасности”? (Подстерегают Мцыри, также близки его мятежной душе, как и молнии, которые озаряли его путь во время бегства из монастыря) III. - Ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он видел, но и с тем, что успел совершить. Что же совершил Мцыри и как раскрылся его характер?
- Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым так стремился всю жизнь? (Это еще не его родина, не “его край отцов”)
Г) Групповая работа. – В третьем задании карточки (см. Приложение) прочитайте сравнения, используемые Лермонтовым в этом эпизоде. Какую роль они выполняют? (Показывают слияние Мцыри с природой, сближение с ней: человек подобен зверю. Зверь – человеку. В то же время подтверждают отчужденность Мцыри от людей (я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей: я был чужой для них навек, как зверь степной. В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием ценности борьбы, мужества) Вывод: Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь! IV. - Что значит жить для героя? (Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и испытывать блаженство свободы) - А что значит, жить для вас? 6. Закрепление знаний и умений. Образ Мцыри. В начале урока мы говорили о Мцыри-пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый страстью – любовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет. А) Создание проблемной ситуации. - Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
- Какие художественные приемы использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры. (Зачитываются записи из тетради)
- В чем же заключается особенность характера Мцыри? Мцыри – это могучая натура. Он стремится к счастью, которое возможно только на свободе. Он живет лишь этой целью и готов на любые жертвы ради ее осуществления. Б) Эвристическая беседа. Романтический герой Мцыри. - Давайте вспомним, на прошлом уроке к какому литературному направлению мы отнесли поэму “Мцыри” и почему? (Это романтическая поэма, так как Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, действие поэмы происходит среди вольной и мощной Кавказской природы, символом величия, непокорности и свободы являются горы) - А если поэма романтическая, то кем будет герой? Романтиком, так как для романтика жизнь – борьба. 7. Обобщение. Развернутый ответ на вопрос. - Почему же погиб этот мужественный герой? Ответить на этот философский вопрос вам поможет опора, данная в карточке. (Cм. Приложение) 8. Рефлексия. Упражнение “Незаконченные предложения”. - В какой степени и чем был полезен для тебя урок? - Доволен ли ты тем, как прошел урок? - Какое задание урока понравилось тебе больше всего? 10. Организация домашнего задания. с.240-243, подг. к тесту. Написать сочинение-миниатюру (по выбору учащихся):
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |