Преподавание литературы Образ письма в творчестве И.Бродского. "Письма римскому другу"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1315 Сайганова Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Тема достаточно сложна для подростков, так как выводит на широкие обобщения и позволяет работать над формированием ценностного самоопределения школьников. Урок или уроки (2 часа) (в зависимости от подготовленности класса) проводятся в жанре “диалога”. В ходе урока бывает трудно предугадать варианты ответа учащихся, но обращение к основным понятиям и к тексту позволяет выстроить беседу в соответствии с целями урока. В качестве оборудования используется презентация в Power Point, созданная или учителем, или учениками (подготовлен визуальный ряд, иллюстрирующий понятие письмо и стихотворение И. Бродского). В описании урока мы используем лишь примерные краткие ответы учащихся, которые бывают сформулированы непредсказуемым образом. Но опыт практической деятельности показывает, что тема ученикам интересна, вызывает бурные споры, способствует живому общению. Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Сегодня, продолжая разговор о поэтическом восприятии времени поэтами второй половины двадцатого века, мы обратимся к творчеству одного из самых парадоксальных и неординарных авторов, чье имя золотыми буквами вписано на страницы всемирной литературы. Он стал одним из пяти русских авторов лауреатов Нобелевской премии. А превыше всего ставил “язык и литературу”. Это имя Знак. Символ эпохи. Это имя звук. Мотив. Вечный образ. 2. Стадия вызова. Учитель: Бродский. Какие ассоциации у вас вызывает эта фамилия? Почему? Вспомните свое знакомство с творчеством поэта. (По ответам учеников выстраивается следующий возможный ряд: Бродский—>Бродить—>Бродяга—>Странник—>Странный—>Сторонний—>Посторонний) Учитель: Кому поэт может стать посторонним? От чего отстраняется? Ученики: Поэт может уходить от своего времени, уклоняться от того, что не приемлет. Учитель: Вот об одном из стихотворений этого блистательного поэта, который сознательно уклонился от тяжбы со Временем, шагнув в Вечность. Итак, запишем тему и эпиграф урока “Образ письма в творчестве Иосифа Бродского. “Письма римскому другу”” Нынче ветрено…
3. Творческая работа. Учитель: Почему письма? Расскажите об этом жанре. Ученики: Письмо – письменное сообщение кому-либо о чем-либо (по словарю С.Ожегова). Письмо позволяет вступать в воображаемый диалог. Оно адресно направлено, предполагает откровенность и искренность. Это опосредованное общение, которое должно быть продумано. Учитель: Попробуем “заглянуть” вглубь понятия “письмо”. Ведь помимо объективного смысла каждый вкладывает в него что-то свое, сокровенное. Чтобы суметь увидеть потаенный смысл каждый сейчас попробует написать синквейн на слово “письмо”. (В технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” Синквейн - это белый стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме, понятию. Порядок написания синквейна: Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное слово. Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия. Четвертая строка – предложение из четырех слов, в котором автор высказывает свое отношение к новой информации, полученной на занятии. Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием). Ученики: (примеры синквейнов) Письмо. Вечное, значимое Вспоминать, узнавать, передавать. Письмо – это вечное воспоминание. Память. (Дарья Д.) Письмо. Сиюминутное, важное Рассказывает, передает, чувствует Письма есть выражение жизни. Душа. (Илья Д.) Письмо. Воздушное, белое Лететь, ждать, плакать Легкость прошла через воздух Признание. (Анна Т.) Письмо. Объемное, желанное Читать, думать, размышлять Письмо – большое собрание символов Общение. (Сергей Р.) Учитель: Как видим, каждый выбрал свои самые главные и верные слова для определения понятия “письмо”. (Далее идет обсуждение синквейнов, возникших образов) Примечание (У учащихся возник вопрос, а что означает суффикс –м- в слове “письмо”? Поскольку в имеющихся словарях мы ответа не нашли, попытались сами определить. у Денисюка Илья возникло мнение, что –м- означает “мыслить”, то есть письмо – это писать и мыслить о то, что пишешь.) Учитель: В чем же коренные отличия письма от всех других видов письменной речи? Ученики: Письмо предполагает определенную структур, логику изложения мысли. В нем обязательно указание даты, обращение к адресату, подпись, иногда постскриптум. Учитель: А чем прозаическое письмо отличается от поэтического? Ученики: Прозаическое письмо стремится передать информацию, а поэтическое – эмоции, впечатления. 4. Чтение текста. Анализ поэтического текста. (Мы организуем анализ по письмам, в зависимости от уровня подготовленности класса предлагаем проблемные вопросы. В методической разработке мы указываем примерные вопросы, которые могут варьироваться, поскольку ответы детей могут стать отправной точкой к совершенно иному полилогу). В ходе анализа могут быть использованы вопросы учебника “Литература 8 класс” под редакцией В.Г.Маранцмана. – М., “Просвещение”, 2003 - стр. 338-341.
Учитель: Почему писем девять? Почему первое письмо начинается с описания пасмурного дня? Какие темы и мотивы звучат в первом четверостишии? Какими вам видятся собеседники, разделенные пространством и временем?
Учитель: Каким образом происходит развитие темы? Почему так много вопросов? Что означает одиночество героя? Какими бы словами вы его описали? Обратите внимание на антитезу “слабые мира этого и сильные”. Как вы её понимаете?
Учитель: Почему, на ваш взгляд, возникает тема смерти? С какими другими мотивами и образами связана эта тема? Какие языковые средства выбирает поэт и почему?
Учитель: Каким образом в прошлое входит современная Бродскому жизнь? Какие аллюзии возникают с образом вьюги? Попробуйте сами составить вопросы к этому письму.
Учитель: Почему так неромантично заявлена тема любви? Какие эмоции вызывает она у читателя?
Учитель: Как вы понимаете слова раба, приведенные в письме? Какова роль противопоставления мира и война во втором четверостишии письма? Какие средства выразительности и почему использовал автор? Какое настроение создают эти строфы?
Учитель: Какова палитра чувств в этом письме? Попробуйте составить цветовое решение. Обоснуйте выбор цвета.
Учитель: Переплетение каких тем и образов использовано в этом письме? какова цел автора, на ваш взгляд? Какое значение имеет мотив цены? Почему появляется образ денег?
Иосиф Бродский Учитель: От чьего имени написано последнее письмо? На протяжении девяти писем прошла целая жизнь. Какой она была? Определите те идеи писем, которые кажутся вам общечеловеческими, вечными. И все же почему в вечность Бродский обращается при помощи самого сиюминутного жанра – жанра письма? 5. Творческая работа. Учитель: Попробуйте и вы написать небольшое стихотворное письмо. Ученики (примеры работ) чтение без обсуждения. Письмо Данте.
(Дарья Д.)
(Илья Д.)
(Виктория Л.) Продолжение писем римскому другу И. Бродского.
(Полина М.)
(Марина С.)
(Владимир Т.)
(Анастасия М.)
(Антон Л.) Письмо себе.
(Антон Б.) Возможно, опыты детей несовершенны (они написаны в течение небольшого количества времени, сразу “на чистовик”, по итогам урока), но они позволяют открыть для себя и для других новое, неожиданное, творческое. Традиционных итогов урока мы не подводим, на наш взгляд, достаточно детских работ. 6. Домашнее задание (перспективное): Напишите письмо о самом ярком событии лета. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |