Преподавание литературы Литературный мир на страницах романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1003 Богачёва Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Обучающие цели: Продолжить работу по закреплению навыков анализа художественного текста, литературоведческих источников. Развивающие цели:
Воспитательные цели:
Методы обучения: использование элементов проблемного метода обучения. Используемые формы работы:
Дидактические материалы, ТСО:
1 этап. Добрый день. Сегодня мы с вами продолжим разговор об одном из самых загадочных произведений русской литературы 20 века – романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.
Вы услышали две цитаты из произведений эпохи 30-х годов. Откуда первая? Совершенно верно, это начало романа Мастера о Понтии Пилате. Может, кто-то назовет автора второй? Это “Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна” - очень популярная в те годы поэма пролетарского поэта Демьяна Бедного. Очень разные произведения. И все же, что, по-вашему, может объединять их авторов? (Эпоха, тема произведений, а главное, что каждый из этих авторов считал себя настоящим писателем.) К слову “писатель” у нас в стране особое отношение. Мы произносим его с уважением и даже пиететом. Но вспомним тот эпизод из романа, когда Иван Бездомный впервые встретился с Мастером в психиатрической клинике: “Вы – писатель? – с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: Я – Мастер, он сделался суров”. Почему же Мастер так негативно относится к слову “писатель”, сознательно отгораживая себя от него? Как вы думаете, о кого мы будем обсуждать сегодня на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? (Формулирование темы урока) 2 этап А главный вопрос, на который мы попробуем ответить в конце урока, сформулируем так: “Почему на вопрос Бездомного “Вы – писатель?” герой романа сурово отвечает “Я – Мастер”. 3 этап Чтобы ответить на главный вопрос урока нам необходимо выполнить несколько заданий.
Рассмотрим, что же скрывается под этой внушительной аббревиатурой. Работать вы сейчас будете в парах. Каждый ряд получает свое задание. 1 ряд попробует рассказать нам какие они, члены МАССОЛИТа.
Прежде чем дать задание второму ряду, напомню эпизод встречи двух друзей: красногубого великана Амвросия, обладателя заветного массолитовского билета, и худосочного Фоки, с завистью взиравшего на него.
Третий ряд проведет анализ художественных особенностей произведений писателей-массолитовцев. Для этого вы заполните буклет, составив пособие (своеобразную шпаргалку для членов МАССОЛИТа), используя уже предложенный очерк, взятый из романа И. Ильфа и Е. Петрова “Золотой теленок”, в котором отражена массовая стилистика произведений того времени. Итак,
Время, отведенное на выполнение заданий – 10 минут. 4 этап (Ответы учащихся первого ряда). Итак, фамилии героев подчеркивают узость их кругозора, скудость их внутреннего мира. Они зачастую и пишут-то о том, чего не знают. Кроме того, под МАССОЛИТом Булгаков подразумевал реальную писательскую организацию, РАПП, проповедующую командный тон в литературе. Кроме того, многие из персонажей имеют прототипов среди писателей и критиков того времени. 5 этап (Ответы учащихся второго ряда). Итак, оказывается члены МАССОЛИТа пользовались множеством привилегий. Обратимся к такому герою романа, как Берлиоз.
6 этап В романе звучит фраза, сказанная о таланте Ф.М. Достоевского: “Да возьмите вы любые пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем”.
Итак, излишняя пафосность, призывность, шаблонность мысли, заштампованность – вот, что отличает их стиль. Вот каково писательское окружение, которое оценивало роман Мастера.
(Мастер не хочет называть себя писателем, потому что литераторы в романе опошляют писательское звание, рассматривая свою мнимую причастность к литературе как возможность сыто и праздно жить, не обременяя себя ни духовным трудом, ни счастьем и муками слова, без чего невозможно подлинное литературное служение). 7 этап Тогда естественно задать вопрос:
(Талант, правдивость, а главное – внутренняя независимость от идеологических постулатов, свобода творчества) 7 этап Несомненно, главному герою романа, Мастеру, присущи все эти качества, но
8 этап А можно ли вообще, идя по пути приспособленчества, заигрывания с властью, сохранить, свободу творческого духа? Наверное, нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Но судьбы таких советских писателей, далеко не лишенных таланта, как А.Фадеев, А.Толстой, в какой-то мере, М. Шолохов, показывают – за конформизм хорошо платят, но и самим приходится расплачиваться за него очень высокой ценой – своим талантом. Не будем никого осуждать. Сложное время. Жестокая эпоха. И тем величественнее духовный подвиг тех писателей, которые сумели сохранить в себе эту творческую свободу несмотря ни на что. М.Булгаков, Б.Пастернак, А.А. Ахматова – все они достойно противостояли враждебному им времени. Вот как об этом говорит в своем стихотворении “Гамлет” Б.Л. Пастернак, чья судьба была в чем-то сходна с судьбой Булгакова. (Чтение стихотворения Б. Пастернака “Гамлет” учителем) 9 этап Стихотворение Б.Л. Пастернака и роман Булгакова объединяют размышления о взаимоотношениях человека и враждебного ему времени. Булгаков сумел противостоять ему. Но почему же его любимый герой, Мастер, так схожий с автором, в финале романа не заслуживает свет, а заслуживает покой? Вы попробуете ответить на этот вопрос в домашнем сочинении-миниатюре: “Почему Мастер не заслужил свет, а заслужил покой?”. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |