Преподавание русского языка Урок русского языка по теме: "Роль имени существительного в речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2850 Парфенюк Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы Эпиграф: “Существительное – хлеб языка” (Л.Успенский). Вид: урок объяснения нового материала. Технология: элементы развивающего обучения. Оборудование: запись на доске, ромашки с грамматическими признаками существительных, ПК, компьютер, карточки, тексты. Цели: Образовательная:
Развивающие:
Воспитательные:
Знать: грамматические признаки имён существительных, о роли имён существительные в речи Уметь: находить существительные, правильно их писать, использовать в речи; конструировать предложения; использовать средства выразительности. Ход урока I. Организационный момент. Цель: объяснить учащимся цель урока. Слово учителя: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие, т. к. я не могу сообщить вам заранее тему и план сегодняшнего урока. Скажу только: приготовьтесь к неожиданностям, ведь вам самим придётся назвать тему урока, свои задачи на уроке и то, чему вы должны будете научиться, а в конце занятия - чему научились. - Работать вы будете в группах. В каждой группе есть свой руководитель, который, учитывая ваши ответы на уроке, выставит в конце оценки. Для этого я даю им ведомость учёта ответов.
II. Актуализация знаний. 1. Словарный диктант. Цель: проверить уровень правописных умений и навыков. - Но сначала давайте напишем словарный диктант, который поможет вам назвать тему урока. Учитель диктует: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, обращение, синоним, антоним, омоним, изображать, изобразительный, репродукция, выразительный, значение, употребление. - Правильно ли вы написали данные слова с орфографической точки зрения? Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями и сверьте написанное с доской. (открывается доска с правильным написанием этих слов). Выставьте оценки. Нормы оценок смотрите на доске. Подпишитесь, кто проверял работу. 2. Беседа. Цель: заинтересовать учащихся новой темой, помочь сформулировать тему, задачи. - Итак, ещё раз посмотрите на записанные слова и сгруппируйте их по грамматическим значениям. - У кого сколько групп получилось? - Для какой части речи характерны эти признаки? - Так о какой же части речи пойдёт сегодня разговор на уроке? 3. Игра “Кто быстрее?”. Цель: проверить знания учащихся по грамматике. - У вас на столах лежат лепестки от ромашки, давайте составим 4 красивых цветка. А о красоте будет говорить то, правильно ли вы подберёте к существительному его грамматические признаки, потому что кроме признаков этой части речи вам встретятся и признаки других частей речи. Лепестки вы должны будете прикрепить к серединке на доске. - Итак, кто быстрее и правильно выполнит задание? - Молодцы! 4. Беседа. Цель: формулировка темы и задач урока. - Эпиграфом нашего урока являются слова Льва Успенского “Имя существительное – хлеб языка”. Как вы понимаете их смысл? - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Как можно сформулировать тему? - Молодцы! Да, на самом деле тема нашего урока: “Роль имени существительного в речи”. Давайте запишем её в тетрадь, а также эпиграф. Валеопауза. - А теперь послушайте, что вам расскажет Казанцева Катя об имени существительном. Цель: сообщить сведения о существительном. III. Мозговой штурм. Цель: формирование речеведческих навыков. - Так для чего же нам нужно изучать существительные? IV. Лексико-стилистическая работа. Цель: показать возможности имени существительного как средства выразительности. - Итак, в речи без имени существительного невозможно обойтись. Слова этой части речи используют поэты в своих стихах. У вас на столах лежат записи отрывков стихотворений наших красноярских поэтов. Ваша задача: сделать презентацию, т. е. выразительно прочитать и подобрать картины художников, которые соответствуют данному отрывку.
- С какой целью авторы так много используют имён существительных? - Найдите средства выразительности. V. Лингвистический эксперимент. Цель: учить наблюдению над языковыми явлениями, строить рассуждение на лингвистическую тему. - Давайте, дети, ещё раз убедимся в том, насколько важна эта часть речи. Можно ли в речи обойтись без неё? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте поэкспериментировать: прочитайте текст, пропуская имена существительные. VI. Творческая работа. Цель: Уметь подбирать синонимы к существительным. - Чтобы правильно, без ошибок использовать существительные в речи, нужно знать их лексическое значение. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете лексическое значение слов и умеете ли правильно употреблять их в речи. - Давайте вернёмся к словарному диктанту. - Какие слова здесь записаны? - Итак, задание: (на выбор) 1. Придумайте предложения, используя слова из словарного диктанта. 2. Составьте словосочетания, используя слова из словарного диктанта. 3. Вспомните строчки из стихотворений, в которых встречаются данные средства выразительности. VII. Редактирование. Цель: уметь подбирать синонимы к именам существительным. - Но давайте посмотрим и убедимся, будет ли наша речь правильной, точной, если мы не будем уметь подбирать синонимы. - Исправьте текст. (напечатан на листках) Рябина – небольшое красивое дерево с ажурными листьями. Плоды рябины круглые красные блестящие. Растёт рябина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек. Можно видеть рябину у домов , по огородам. VIII. Итоги урока. Цель: подвести итоги урока. - Как вы думаете, мы всё исследовали об имени существительном? А вы, как исследователи, что открыли новое для себя? Так почему Успенский назвал имя существительное хлебом языка? IX. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему “Имя существительное – хлеб языка” или подготовить сообщение “Роль имени существительного”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |