Преподавание русского языка Урок по теме "Правописание чередующихся гласных в корне". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1999 Требтау Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Задачи: Оборудование урока: карточки, учебные принадлежности. Методические приемы: карточки-задания, таблицы-правила. Ход урока I. Организационный момент. Проверить по журналу наличие учащихся и готовность группы к работе на уроке русского языка. II. Повторение пройденного материала Вступительное слово учителя Гласные звуки бывают ударные и безударные. Безударные гласные слышатся нечетко, поэтому при написании слов с такими гласными возможны ошибки. Безударные гласные корня делятся на проверяемые ударением и чередующиеся. На предыдущем уроке мы с вами работали над упражнениями с проверяемыми гласными в корне. Давайте вспомним, что нужно знать, для того чтобы правильно написать слово с безударным гласным в корне: 1. Выяснить значение проверяемого слова: например, старожил - старый житель города или сторож - человек работающий сторожем. 2. Подобрать родственное(однокоренное) слово, которое позволяет проверить безударный гласный в слове: например, очерстветь (черствый), удивительный (диво). Задание: (на доске) Спишите словосочетание, вставляя пропущенную букву. Подберите однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Правило №1: выяснить значение проверяемого слова и подобрать родственное слово, которое позволяет проверить безударный гласный.
Правило №2: Подобрать родственное слово, которое позволяет проверить безударный гласный в слове.
III. Работа над новым материалом. Сегодня на уроке мы рассмотрим правописание чередующихся гласных в корнях, зависящих от суффикса - а. При написании чередующихся гласных корня нужно руководствоваться основными правилами: *** Работа с книгой 1. Если за корнем следует суффикс - а, то в корнях (лаг - лож, кас - кос) нужно писать букву - а, например, (касаться - коснуться); (прилагательное - приложение) 2. Если за корнем следует суффикс - а, то в корнях (бер - бир, дер - дир, пер - пир, мер - мир, блест - блист, жиг - жег,) нужно писать букву - и, например, (убирать - уберет); (задирать - задерет); (отпирать - отпереть); (умирать - умереть); (блистать - блестит); (зажигать - зажечь). Задание: (на доске) Вставьте пропущенные буквы. Обл..гать, зам..реть, отб..рать, прил..гать, заст..лить, прип..реть, зап..рать, обж:гает, уд..рает, к..сание, бл..стательно, выб..ри, выст..лет, прип..рался выб..рал, прик..сновение, прот..реть, прил..жение, нат..рать, бл..стеть. *** Работа по карточкам Конкурсное задание: "Кто быстрее" Вставить пропущенные буквы.
IV. Закрепление нового материала Самостоятельная работа по учебнику Задание: выполнить упражнение № 88 (8 предложений) стр.59 1. Когда миновали подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому вып..рали всюду огромные каменные глыбы. 2. Теперь я стал иначе понимать дело. 3. Книжные полки зан..мают всю стену. 4. Все по-французски вслух читает зап..ршись. 5. Ящик зап..рается автоматически. 6. С самым напряженным вн..манием и нежностью ухаживала Софья Николаевна за больным отцом. 7. Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в бриллиантах дождя. 8. Бл..стал солнечный знойный день. V. Подведение итога урока Вспомнить о чем говорили на уроке. Основные правила правописания чередующихся гласных в корне. (Опрашивается, по возможности, каждый ученик) Домашнее задание: Пользуясь правилом, выписать 20 слов с чередующимися гласными в корне слова из любого литературного текста. (Для всех) Работа с дидактическим материалом (для более слабых учащихся). Составить 3-4 предложения на тему " Зачем нужны правила". (Для сильных учащихся) Оценка учащихся за работу на уроке. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |