Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Образ Богородицы в иконописи. "Владимирская Богоматерь"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Образ Богородицы в иконописи. "Владимирская Богоматерь"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1267

Казакова Анна Борисовна, учитель русского языка и литературы

Цель:

  • познакомить учащихся с происхождением иконы “Владимирская Богоматерь”, с историей ее появления на Руси, помочь рассмотреть самую древнюю и самую почитаемую икону на русской земле.

Задачи:

  1. Познакомить с историей появления иконы “Владимирская Богоматерь”.
  2. Учить “читать” иконы, понимать язык этого особого вида живописи.
  3. Учить работать в группе.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап

– Сегодня у нас необычный урок – наш урок посвящен самой древней, самой почитаемой, самой прославленной на Руси иконе “Владимирская Богоматерь”. Богоматерь, богородица.. .Как вы понимаете эти слова? (Приложение)

Православная церковь утверждает, что Богоматерь кровно связана со всем человечеством. Она самая святая.

Божья Матерь...Из всех людей только одна Дева Мария переступила грань, отделяющую время от вечности, и уже находится в Царствии Божием. Только в V столетии было признано и провозглашено, что Дева Мария “истине Матерь Божия”, совершеннейший образец преданности Христу, любви к Нему и служения.

Сегодня мы будем рассматривать икону “Владимирская Богоматерь”.

2. Основной этап. Слово о Богородице

– Что же такое икона?

Слово икона по-гречески означает изображение, образ. Иконопись – особый вид живописи. Икона отличатся от картины или портрета не только тем, что она пишется на деревянной доске темперными красками (растертыми на яичном желтке или специальном клее). У нее свое содержание, свой язык, свое назначение: говорить людям о Боге, говорить о вечном.

Рассмотрим икону “Владимирская Богоматерь”.

Первоначальный размер иконы 78 х 55 см. Икона была написана на двух досках неравной ширины. Поля надставлены со всех четырех сторон под оклад.

– Что изображается на иконе “Владимирской Богоматери”?

– На иконе изображена Богородица и Богомладенец Иисус Христос.

Ребенок нежно ласкается к матери, а она бережно держит его на руках. Есть немало картин, на которых художники изображали мать с ребенком. То, что Младенец нежно припал щекой к щеке матери, понимается в иконописи как высшее проявление Его любви к людям, и как прообраз крестной жертвы Спасителя ради любимого Им человечества.

Иконы такого иконографического типа получили на Руси наименование "Умиление" (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность “Владимирской Богоматери” – левая ножка Младенца согнута так, что видна вся ступня.

На иконе Богоматерь с Христом. Мы узнаем об этом по золотым сияниям над головой (нимбам). Одежды Христа светлые, как бы струящиеся золотым сиянием -– это тоже знак Божественного. Богоматерь изображается в темно-вишневом покрывале – мафории, украшенном тремя звездами и золотой каймой с кистями, это говорит о царственном достоинстве.

А всмотритесь в лик Богоматери, тоже особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, /ежные губы. Она не похожа на обычных людей, каких мы встречаем в жизни. Это человек святой, т.е. уподобившийся Богу. Таково содержание иконы.

Икона представляет собой высокое богословие, которое человек, предстоящий пред образом, воспринимает на языке линий и красок. К примеру, нимб – символ святости и напоенности отсветом Божественной славы; соприкосновение двух ликов: Богоматери и Богомладенца – знак соединения небесного и земного, а Сама Богородица знаменует Собой Церковь Христову.

Внимательно вглядитесь в черты лица, наклон головы, движение рук Матери.

Задание: из приведенных слов выберите такие, которые помогут вам выразить свое впечатление от иконы: грусть, гордость, кротость, нежность, ласка, печаль, радость, скорбь, страдание, тревога, умиление.

Искусствовед М.В. Алпатов так писал об иконе Владимирской Богоматери: “Растроганная лаской Младенца, Мария своими широко открытыми глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания Сына”.

Согласны ли вы с этими словами?

РЕСУРСНЫЙ КРУГ

А хочется ли вам узнать, как и когда появилась эта икона у нас на Руси? Выступление подготовленных учащихся.

В 1165 году из Византии в Киев привезли драгоценный дар константинопольского патриарха – икону Богоматери. По преданию написал ее сам евангелист Лука на доске того стола, за которым сидел Христос со своей Матерью. Считается, что “Владимирская Богоматерь” написана в Иерусалиме еще при жизни Пречистой Девы. Так ли это, или создана она византийским мастером XII века, но икона эта — одна из самых знаменитых произведений мирового искусства.

Великий князь Юрий Долгорукий с благоговением принял дар и поместил икону в Вышегородском монастыре близ Киева.

Это было время жестоких междоусобиц. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, решил уехать из Киева в более спокойные северные земли. И “вместо иных сокровищ, взял с собою греческий образ Марии, украшенный, как говорят летописцы, пятнадцатью фунтами золота, кроме серебра, жемчугу и камней драгоценных” (Карамзин Н.М. История государства Российского, глава XV).

Там, во Владимире, построил он в честь Богоматери Успенский собор на высоком берегу Клязьмы. И засияла в том храме икона, и стала называться Владимирской.

Когда князь Андрей отправился в поход против булгар, он взял с собой икону и с ее помощью одержал победу. Слава о чудотворной расходится далеко за пределы Владимиро-Суздальского княжества. Люди видели в ней свою заступницу, защитницу Руси от врагов.

Накануне Куликовской битвы молились перед иконой Богоматери московский князь Дмитрий Донской и все его войско.

Летопись рассказывает о многих чудесах, связанных с этой иконой. Вот одно из них. В 1395 году великий Тамерлан, завоевавший уже почти весь Восток, с войском в 400 тысяч человек пошел на Русь. С ужасом слушали московские люди рассказы беженцев о несметных полчищах завоевателей, о том, как тысячи жителей городов и сел угоняются в плен, в рабство. Вот враг уже прошел саратовские степи и вторгся в рязанские земли, захватил город Елец и двинулся прямо к Москве.

Князь Василий Дмитриевич собрал войско, выступил к Коломне и готовился у берегов Оки встретить врага. Но войско князя намного меньше, чем у Тамерлана, своими силами с врагом не справиться. И повелел тогда князь отправить посольство во Владимир за чудотворной иконой.

Владимирцы со слезами провожали свою святыню, и на всем пути люди выходили навстречу иконе и молились о спасении Руси.

И, как говорит летописец, произошло чудо. В тот самый час, когда в Москве торжественный крестный ход встретил эту икону, Тамерлан вдруг повернул свои полчища и ушел от Москвы. Было это 26 августа.

С тех пор икона Владимирской Богоматери почитается не только как охранительница Владимира и Москвы, но и как святыня всей Руси.

Чудодейственное заступничество иконы Богоматери сказалось и в 1451 г., когда к Москве подошло войско ногайского царевича Мазовши. Митрополит Иона совершил крестный ход по стенам города, и на следующее утро врагов у стен первопрестольного града не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что идет великий князь Василий Дмитриевич с огромным войском, и отступили.

В XV веке в Московском Кремле знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиоравенти построил Успенский собор, и там поместили эту икону. Предание рассказывает, что она еще не раз спасала Москву от врагов.

В Успенском соборе в Московском кремле икона находилась вплоть до Октябрьской революции.

В 1918 году икону изъяли из Успенского собора и передали в 1926 г. в Государственный исторический музей. В 1930 году Третьяковская галерея вытребовала икону к себе. Долгие годы она экспонировалась в залах древнерусского искусства, сейчас находится в церкви Никона в Столпах на территории галереи. Перед нею совершают молебны, а в великие престольные праздники переносят в Успенский собор Кремля для всеобщего поклонения. Празднество в честь Владимирской иконы Божией Матери совершается три раза в году: 21 мая, 23 июня и 26 августа по старому стилю.

Русский народ воспринимал Пресвятую Матерь как предстательницу перед Своим Сыном, которая испрашивает у Него прощение за грехи человеческие. А Россия постепенно осознавалась и осознается Домом Божией Матери.

3. Работа в парах.

Замечательный русский поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин (1877 -1932) увидел икону Владимирской Богоматери в московском музее. Тогда ее только не давно реставрировали: сняли с нее темные слои копоти и открыли под ними прекрасную древнюю живопись. Волошин так был потрясен этим произведением искусств, что несколько дней подряд приходил на свидание с иконой в музей и подолгу смотрел на нее. Репродукция иконы с тех пор стояла на столе Волошина.

Прочитайте стихотворение М.А. Волошина “Владимирская Богоматерь” и подумайте, что говорит он об истории произведения древней живописи? Найдите примеры в тексте.

Не на троне – на Ее руке,
Левой ручкой, обнимая шею, –
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует.. .Немею –
Нет ни сил, ни слов на языке...
Собранный в зверином напряженье
Львенок-Сфинкс к плечу Ее прирос,
К Ней прильнул и замер без движенья,
Весь – порыв, и воля, и вопрос.
А Она в тревоге и печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где престол пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.
Кто разверз озера этих глаз?
Не святой Лука-иконописец,
Как поведал древний летописец,
Не печерский темный богомах:
раскаленных горнах Византии,
В злые дни гонения икон
Лик Ее из огненной стихии
Был в земные краски воплощен.
Но из всех высоких откровений,
Явленных искусством, – он один
Уцелел в костре самосожжений
Посреди обломков и руин.
От мозаик, золота, надгробий,
От всего, чем тот кичился век, –
Ты ушла по водам синих рек
В Киев княжеских междоусобий.
И с тех пор в часы народных бед
Образ Твой, над Русью вознесенный,
Во тьме веков указывал нам след
И в темнице выход потаенный.
Ты напутствовала пред концом
Воинов в сверканье литургии...
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом.
Не погром ли ведая Батыев –
Степь в огне и разоренье сел –
Ты, покинув обреченный Киев,
Унесла великокняжий стол.
И ушла с Андреем в Боголюбов,
В прель и глушь владимирских лесов,
В тесный мир сухих сосновых срубов,
Под намет шатровых куполов.
А когда Хромец предал
Окский край мечу и разорил,
Кто в Москву ему проходу не дал
И на Русь дорогу заступил?
От лесов, пустынь и побережий
Все к Тебе за Русь молиться шли:
Стража с богатырских побережий...
Цепкие сбиратели земли...
Здесь, в Успенском, в сердце стен Кремлевых,
Умилясь на нежный облик Твой.
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
Простирались старцы и черницы,
Дымные курились алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари...
Черной смертью и кровавой битвой
Девичья светилась пелена,
Что осьмивековою молитвой
Всей Руси в веках озарена.
И Владимирская Богоматерь
Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам,
На порогах киевских ладьям
Указуя правильный фарватер,
Но слепой народ в годину гнева
Отдал сам ключи своих твердынь,
И ушла Предстательница – Дева
Из своих поруганных святынь.
А когда кумачные помосты
Подняли перед церквами крик, –
Из-под риз и набожной коросты
Ты явила подлинный Свой Лик
Светлый Лик Премудрости Софии,
Заскорузлый в скаредной Москве,
А в грядущем – Лик самой России –
Вопреки наветам и молве.
Не дрожит от бронзового гуда
Древний Кремль, и не цветут цветы:
Нет в мирах спасительнее чуда
Откровенья вечной красоты!

4. Обсуждение в классе, которое заканчивается выводом.

Е.Н. Трубецкой в книге “Умозрение в красках” приводит слова Шопенгауэра “к великим произведениям живописи нужно относиться как к Высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы первыми с ними заговорили; вместе того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с нами заговорить”.

По отношению к иконе это изречение сугобо верно именно потому, что икона – больше чем искусство. Ждать, чтобы она сама с нами заговорила, приходится долго, иногда всю жизнь.

Дева – Богородица, где душа находится?
Там душа находится, где любовь живет.

Дева – Богородица, где любовь находится?
Там любовь находится, где печаль поет.

Дева – Богородица, где печаль находится?
Там печаль находится, где трава растет.

Нежность с небом сходится,
Зло с добром расходится,
Там, где бог находится,
Там душа живет.

Нежность с небом сходится,
Зло с добром расходится,
Там, где бог находится, там любовь поет.

Нежность с небом сходится,
Зло с добром расходится,
Там любовь находится, где печаль поет.
Где печаль находится, там душа растет.

Пусть ваши души растут. Пусть они ждут, когда с ними заговорит сама Богородица.

Звучит духовная музыка “Богородица Дева, радуйся” в исполнении братского хора Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни.

5. Рефлексия

Ученики анализируют:

  • Я увидел сегодня на уроке
  • Я услышал сегодня на уроке
  • При встрече с иконой я почувствовал

Приложение


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21