Преподавание литературы Конспект урока–путешествия по рассказу А.И. Солженицына "Захар-Калита" по теме: «Забытые дороги "срединной" России»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1157 Харчёва Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цель: на примере рассказа А.И.Солженицына «Захар-Калита» воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к памятникам истории; показать учащимся, как в русской литературе ХХ века отражаются исторические события и отношение к ним, история России; рассмотреть, как организовано в рассказе пространство и время. Оборудование: портрет А.И.Солженицына, карта автомобильных дорог Центрального района России, репродукции изображения Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, картины художника М.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», схема Куликовской битвы, тексты рассказа, «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Ход урока I. Орг. момент Эпиграфы к уроку.
Перед уроком учащиеся получили задания. 1. Из исторических источников подготовить сообщение о Куликовской битве. 2. Выучить наизусть стихотворение (по выбору) из цикла «На Поле Куликовом» А.Блока. 3. Поработать со словарем, объяснить значение слов. Басурман, ражий, брюки офицерские диагоналевые третьего срока. Почему пишутся с прописной буквы слова Поле, Книга Отзывов, Смотритель, Дух, Четырнадцатый, Девятнадцатый. II. Слово учителя Сегодня на уроке мы обратимся к славной истории России и совершим путешествие вместе с А.И.Солженицыным и героями его рассказа «Захар-Калита» на Поле Куликово. В основе композиции рассказа – путешествие, дорога. У Солженицына много предшественников: дорога была композиционной основой многих произведений Лескова, Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Бунина, Есенина. И я приглашаю вас в замечательное путешествие. Силой великого писателя мы перенесемся в ХIV век, заглянем в глаза «русоволосых ратников», вставших на защиту Руси на Куликовом Поле. Обратимся к карте. Наш путь начнем от села Есеновичи до Москвы. От стен Кремля до Поля Куликова. ( Учитель по карте показывает путь) Работа с текстом. Вопросы классу (Здесь и далее курсивом даны примерные ответы учащихся) 1. Теперь обратимся к тексту рассказа: «Друзья мои, вы просите рассказать из летнего велосипедного? Ну вот, если вам нескучно, послушайте о Поле Куликовом». Что сулит читателю такое начало? Автор готовит читателя к началу серьёзного разговора. Наверняка, что-то увлекательное, что расскажет автор, что-то незабываемое, что произошло с ними во время этого путешествия. 2. О чем эта история? Куда привела дорога автора и куда он зовет нас? Дорога привела автора на Поле Куликово, вместе с ним мы и совершим путешествие. Дорога зовет в прошлое. Обращаясь к этому рассказу, т.е. читая его, мы попадаем на Куликово поле, и автор как бы переносит наше настоящее время в тот далекий 1380 год. Задача автора помочь читателю почувствовать ту атмосферу, которая царила 8 сентября в 14 веке, что чувствовали тогда, когда шли на верную смерть. Слово учащимся, готовившим сообщение о Куликовской битве. Работа с текстом. Вопросы классу 1. В каком году написан рассказ? В 1965 году. 2. Значит время, отображенное в рассказе – это наше время. Почему мы можем так сказать? Для истории отрезок времени в 40 лет – мгновение. 3. Как сейчас можно добраться до Куликова Поля?«Да ведь туда раскрашенные щиты не зазывают, указателей нет, и на карте найдешь не на каждой, хотя битва та по Четырнадцатому веку досталась русскому телу и русскому духу дороже, чем Бородино по Девятнадцатому». 4. Что нас настораживает, тревожит в этой фразе? Нет дороги, кроется затаенная обида: такой дорогой ценой досталась победа в кровавой битве – ни указателя, ни значка на карте. Забыто много, забыты дороги. Разочаровывают нас первые страницы. Люди. Приезжая отдыхать всё разбрасывают, какое-то пренебрежение к Куликову полю. Не берегут святыню. «Таких битв не на одних нас, а на всю Европу в полтысячи лет выпадала одна. Эта битва была не княжеств, не государственных армий – битва материков». Слово учителя Наше движение не только к Куликову Полю, но и во времена Куликовской битвы. Учащиеся зачитывают отрывки из «Истории государства Российского» Н.М Карамзина. Слово учителя Обратимся к эпиграфу урока. Автор рассказа, осматривая Поле, мыслями уносится в прошлое, видит наших воинов. «Эта земля, трава, эта луна и глушь были все те самые. Что и в 1380 году. В заповеднике остановились века, и, бредя по ночному Полю, всё можно было вызвать: и костры, и конские тёмные табуны, и услышать блоковских лебедей в стороне Непрядвы». Итак, от стен кремля мы с войском Дмитрия Донского подошли к обширному Полю Куликову… еще тепло днём, а ночью обелит инеем травы. Дневное солнце разогреет разнотравье, и над полями поднимается сказочный запах. Голубеет небо, высоко над землей плывут облака. И по краям поля выступают могучие сторожевые полки – леса. Словно солдат в строю – в один рост, неколебимые. «Легенда переживет легенду. И из соседней деревни Ивановки старик рассказывает все по-своему: что туман, мол, никак не расходился, и в тумане принял Мамай обширный дубняк обок себя за русское войско, испугался: «Ай, силён крестьянский Бог!» - и так-то побежал, - читаем в рассказе. Это – вечное… (с. 140) Мелькают спицы велосипедных колес. Вьётся тропка – вот впереди деревенька, вот лесок; от леса до леса, от маковки до маковки ведёт дорога. Как хорошо думается в пути, как легко читаются эти травяные строчки! И выступают из небытия лица, звучат голоса. Никуда это не ушло. Это здесь – в земле, в небе, в сверкающей на пригорке маковке, в нас, живущих на земле. Работа с текстом. Вопросы классу 1. Какие сюжетные планы мы можем выявить в рассказе? Можем выявить два плана: внешний, событийный: поездка рассказчика на Куликово Поле, знакомство со Смотрителем Захаром Дмитриевичем. Внутренний – погружение рассказчика в глубину истории, его размышления. 2. Какую роль выполняет сюжетный внутренний план? Он выводит читателя на темы исторической памяти, осознания себя как части нации, живой души народа и омертвляющей систем. 3. Какие основные проблемы высвечивает внутренний план? В чем причины беспамятства людей? Люди стали плохо относится к памятникам истории. Туристы, местные жители оставляют после себя мусор, надписи в храме, на памятнике. И только смотритель приводит в порядок окружающее пространство. Не все ещё знают хорошо значение этой битвы. Многие скажут: «Ну и что? Что было, то было». Проблему исторической памяти, совести человека. Проблемы, связанные с патриотическим воспитанием. 4. Как случилось, что на родной земле человек чувствует себя не рачительным хозяином, а временщиком, которому только бы успеть утащить? В погоне за сиюминутным человек забывает о вечном. Надо постоянно ему об этом напоминать. 5. Почему человек, по-настоящему болеющий за свою землю, за её культурное и историческое наследие, системе не нужен? На культуре и истории невозможно заработать огромных денег. Болея за свою землю. Человек всё отдаёт ей ничего не беря взамен. Сейчас таких людей мало, каждый думает о своей личной выгоде. 6. Что является ведущим элементом композиции? Ведущим элементом композиции является хронотип (организация времени и пространства). Он помогает автору воплотить свой замысел: высвечивает основное в главном герое (и в рассказчике) – кровную связь с полегшими здесь ратниками. Слово учителя Уже в начале рассказа прошлое и настоящее существуют в едином пространстве: по этой земле стекались к месту битвы полки в XIV веке, по ней же идут наши путешественники. Так сильно у автора это ощущение прикосновение – через века – к истории, так зрима сопричастность всему, что было, словно это под нашими ногами сотрясается земля от топота тысячи конских копыт. И это на наших глазах сходятся Пересвет с Челубеем, и русский воин свечечкой останется в седле и мертвый проскачет мимо замерших полков. Ещё миг - и все сорвется с места и смешается в неистовой схватке. Но это там, в Четырнадцатом веке. А сегодня перед читателем предстаёт церковь со сквозными куполами «в струях жаркого августовского дня колебались и морочили – то ли есть они, то ли нет», и, словно ратники, леса. Задание классу Сопоставьте два отрывка. 1-й отрывок: «Просто это выпало нам так в тот день … и прошли как по священному безмолвному заповеднику». 2-й отрывок: «Нам без помех думалось … чтоб только Русь встряхнулась от басурманов». (с.137) 1. Почему «без помех думалось»? 2. Почему именно в такую ночь, именно в это место привел писатель своего читателя? Думалось без помех, потому что ничего не изменилось на этом Куликовом поле. Так же все и осталось: тот же Дон, та же Непрядва, впадающая в Дон. Поэтому, попадая на это поле, попадаешь в ту атмосферу, которая царила в 1380 году, и, погрузившись в неё, любой из нас это будет чувствовать .Именно в такую ночь с 7 на 8 сентября собралось русское войско, сильное уверенное в своей победе. И каждый знал, что 9 из 10 погибнет в предстоящей схватке. Но всё равно настроение было приподнятое, это было общее настроение. Путешественники, а вместе с ними и мы, можем видеть и чувствовать то же самое. Слова учителя Перемещение во времени и пространстве – эта способность литературного произведения перенести нас в прошлое, в места, где мы никогда не были, открылась нам, когда изучали «Слово о полку Игореве». Это прием ретроспекции – один из способов композиционного воплощения замысла автора. «… вдыхай дикий воздух. Оглядывайся и видь! – как по восходу солнца сшибаются Телебей с Пересветом, как стяги стоят друг против друга, как монгольская конница… гонит нас назад, откуда мы пришли, туда, где молочная туча тумана встала от Непрядвы и Дона. И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами». (с. 138) Работа с текстом. Задание классу 1. Как в данном отрывке проявляется авторское я, позиция автора? «…вдыхай дикий воздух. Оглядывайся и видь! – как по восходу солнца сшибаются Телебей с Пересветом, как стяги стоят друг против друга, как монгольская конница… гонит нас назад, откуда мы пришли, туда, где молочная туча тумана встала от Непрядвы и Дона. И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами». 2. Находите описание памятника. Проанализируйте его. Они создают образ – героя, века - или символ. 4. Проанализируйте отрывок: «И тут-то легла на нас от солнца дородная тень… Это был Смотритель Куликова Поля! – тот муж, которому и довелось хранить нашу славу». 5. Найдите описание Смотрителя. Героев, каких произведений он напоминает? Русского богатыря Просто мужика 6. Каково отношение к Захару Дмитриевичу, меняется ли оно по ходу разговора? Представление о Захаре у приезжих вначале складывается как о пьянице. Он не охраняет Поле, а просто это его случайный заработок, и ему наплевать, то, что творится там. Автор отмечает такие детали портрета в описании Захара как мешок, офицерские диагоналевые брюки. Но затем постепенно отношение к Смотрителю меняется. Мы видим, что он многое знает о Куликовской битве, следит, что туристы не оставляли надписи. Дотошно расспрашивает каждого путешественника о цели путешествия. Предупреждает, чтобы не бросали мусор. Когда он говорит о разорении, то выражение его лица меняется. Он не умеет скрывать свои чувства. Уходя в деревню ужинать, ночевать возвращается на Поле. Сторожит его день и ночь. 7. Как относится Захар Дмитриевич к посетителям? К памятнику? В начале с недоверием. Старается понять цель их путешествия, отношение к истории России. Если видит, что туристы с уважением и интересом отзываются о Куликовской битве и её героям, становится доброжелательным. Памятник для него святыня. Хочет, чтобы все поняли ценность событий, происходивших здесь в 14 веке. 8. Как относятся к памятнику жители деревни? Каково было отношение к памятнику в годы Великой Отечественной войны? Как относятся к памятнику туристы? Жители относятся как потребители .В годы войны были другие проблемы. Люди думали только о происходящем, об опасности. С восхищением. Некоторые с удивлением. Кто-то порой равнодушен. 9. Что меняется с появление на Поле Куликовом Смотрителя? Становится больше порядка. Появляется уважение. 10. Какие авторские чувства здесь проявляются? Какие мысли пробуждает писатель в читателе? Некоторые, прочитав, захотят познакомиться с историей России более подробно. Автор не скрывает своего разочарования отношением к истории России. Он хочет, чтобы молодое поколение знало свою историю. 11. Какая нужна власть, чтоб не царапать памятник, не мостить плитами, украденными с мемориала, свой двор? Не надо никакой власти, только власть совести. Чтение учащимися стихотворений из цикла «На поле Куликовом» А.Блока. III. Подведение итога урока 1. Что узнал, почувствовали, совершив путешествие вместе с Солженицыным? 2. Нужно ли нам знать историю России, беречь памятники? IV. Домашнее задание Написать сочинение-размышление на тему: «Какое значение для современного россиянина имеет историческое прошлое Родины»? Список использованной литературы 1. Солженицын А.И. Собрание сочинений. Т.2. М.: Художественная литература, 1990 г. 2. Журнал «Литература в школе» №5-1998 г. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |