Преподавание литературы Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках литературы (урок литературы в 10-м классе в технологии педагогических мастерских)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1738 Домская Татьяна Аркадьевна, учитель русского языка и литературы Тема урока: "Философская лирика Ф.И. Тютчева"Характеристика замысла урока Работа в инновационном учебном заведении требует инновационных подходов к организации учебного процесса, внедрения новых педагогических технологий. Технологии проблемного обучения, мастерских, критического мышления и др. помогают учителю на уроке литературы создать условия для формирования умения анализировать текст, формулировать проблемы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, работать над речью учащихся, формировать нравственные понятия, то есть совершенствовать исследовательские умения учащихся. Технология уроков-мастерских привлекательна в том плане, что это - форма сотрудничества ученика и учителя; здесь важен не только результат, но и сам процесс; происходит приобщение к радости творчества, открытия, познания самого себя. Педагогическая мастерская предполагает следующие этапы работы:
Урок литературы "Каждый человек есть мир…"(Философская лирика Ф.И. Тютчева) в технологии педагогических мастерских был проведен в 10-м "A" классе. Учащиеся этого класса имеют стабильный высокий познавательный интерес, любят и умеют учиться. У 14 учащихся класса интеллектуальные общеучебные умения и навыки находятся на оптимальном уровне, у 9 – на допустимом. Коммуникативные умения и навыки у 5 учащихся – на оптимальном уровне, у 17 – на допустимом, у 1 – на низком уровне. Организационные общеучебные умения и навыки у 11 – на оптимальном, у 12 – на допустимом уровне. Тема "Творчество Ф. И. Тютчева" в 10-м классе рассчитана на 4 часа. Она входит в раздел "Литература XIX века". Предварительно был проведен один урок, на котором ребята познакомились с биографией Ф.И. Тютчева. К уроку-мастерской учащимся было дано домашнее задание:
Общедидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации. Образовательный аспект триединой дидактической цели – создать условия для анализа поэтического текста, выделения ключевых слов, образов, идей; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу. Развивающий аспект триединой дидактической цели – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования, развитию речевых навыков. Воспитательный аспект триединой дидактической цели – способствовать процессу духовного развития, формирования нравственных ценностей; воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативных навыков. Прогнозируемый результат Учащиеся, анализируя стихотворения Ф.Тютчева, должны приблизиться к сложному миру его идей, представлений, образов, попытаться понять поэта и самих себя; задуматься над философскими вопросами о месте человека в мире, о вечном и преходящем, о смысле человеческого существования, о себе как о личности; получить радость от общения друг с другом и учителем, поделиться мыслями, эмоциями, находками, испытать чувство комфорта и удовлетворения от своей работы. Участвуя в групповой работе, ребята не просто представят результаты своего труда, но и дадут самооценку и проведут самокоррекцию. Контроль за деятельностью учащихся осуществляется через составление опоры, небольшие творческие работы-эссе на уроке и через выполнение домашнего задания. Ход урока На доске записана тема, эпиграф, выписаны значения слов: Элизиум – обитель блаженных, загробный мир для праведников (из греческой мифологии), то же, что Елисейские поля. Геба – богиня вечной юности, дочь Зевса (Зевеса) и Геры (из греческой мифологии. Атлас (Атлант) – титан, державший на своих плечах небесный свод (из древнегреческой мифологии). Апокалипсис- откровение Иоанна, содержит пророчество о конце света. Сфинкс – в греческой мифологии крылатая полуженщина, полульвица, которая задавала прохожим неразрешимую загадку. Хаос – в греческой мифологии беспредельная первобытная масса, из которой образовалось впоследствии все существующее. Космос – синоним определения Вселенной. Сонм (книжн.) – скопление, множество. Длань (устар.) – рука, ладонь. Пантеизм – философское учение, отождествляющее бога и мировое целое. 1. Вступительное слово учителя (индуктор): Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму – ночью… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И благословил его Бог.
Сотворение мира и человека. Эти слова будут ключевыми на нашем уроке. В теме, записанной на доске, есть оба эти слова, причем одно понятие постигается через другое. Запись темы. 2. Работа с темой (деконструкция): Подчеркните ключевые слова в теме. Запишите в 2 столбика: "человек", "мир". Подберите ассоциации к этим словам. Примерная опора
Прочитайте высказывания философов о человеке.
Каждый человек, живущий в этом мире, по-своему интересен. Но люди творческие, их внутренний мир, нам интересен вдвойне. И сегодня на уроке мы будем говорить о русском поэте Федоре Ивановиче Тютчеве. Тургенев писал: "Кто его не чувствует, тот не чувствует поэзии". Тургенев удивительно точно нашел слово: Тютчева надо "чувствовать".
Тютчев – один из самых закрытых, трудно досягаемых поэтов. Он раскрывается постепенно, и интерес к нему – верный признак взросления души. Цель. Сегодня мы попробуем "повзрослеть" на уроке, помочь друг другу приобщиться к сложному миру идей, представлений, образов поэзии Тютчева и через его лирику попытаться понять поэта и самих себя. 3. Работа с эпиграфом на доске. Запись в тетрадь.
4. Дома вы самостоятельно познакомились с поэзией Тютчева, прочитали его стихи. Тургенев писал: "Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама проникает нераздельно и неразрывно". 5. Групповая работа (реконструкция, социализация). Работа в группах с подборкой стихотворений Тютчева. Выписать в тетрадь образы тютчевского мира (ключевые словосочетания, слова), распределив на 2 столбика: состояние человека, состояние мира. Обсудить в группе. Составить групповую опору, вывесить на доску. Сделать вывод. Примерная опора:
У Тютчева не было того противоречия между личностью автора и лирического героя, которое так поражает у Фета. Роковое стремление к запретному, вечное бегство от гармонии в мир хаоса – это не только мотивы тютчевской поэзии, это и страницы его жизни. Но внутреннее противоречие, "двойное бытие", было обычным состоянием и самого поэта, и его лирического героя.
6. Групповая работа (реконструкция, социализация). В начале 1820-х годов поэт, которому не исполнилось еще и 20 лет, оказался за границей, в Германии (прожил в Германии 22 года). Здесь молодой дипломат знакомится с учеными, литераторами, художниками, являющимися цветом европейской культуры; он сближается с известным философом Шеллингом, поэтом Гейне и увлекается идеями немецкой натурфилософии. Поработайте в группах с раздаточным материалом, выделите идеи, которые нашли отражение в поэзии Тютчева (см. приложение). Составьте в тетради опору "Поэтический мир Тютчева", взяв за основу выделенные идеи и стихотворения Тютчева. Сравните с выданной опорой. Что бы вы еще выписали? Примерная опора:
7. У Тютчева есть стихи, знакомые нам с детства; они отличаются от тех, с которыми вы сейчас работали. Чтение стихотворений "Весенние воды", "Весенняя гроза", "Чародейкою зимою…"
Создание проблемной ситуации. 8. Чтение высказываний исследователей творчества Ф.И. Тютчева, В. Баевского и В. Соловьева. Сравните. Кто, по-вашему, прав?
Мир природы Тютчева – мрачная бездна или бесконечная красота? Итог урока. Творческая часть. Разрыв. 9. Возвращение к теме. "Каждый человек есть мир, который с ним рождается и умирает; под каждою могильною плитой лежит всемирная история" (Генрих Гейне). Человек - «всемирная история». Пишут эссе: "Тютчев есть мир…" (5 минут). Представление своих работ. 10. Домашнее задание. "Жизнь сердца" у Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной. Для любовной лирики Тютчева тоже характерно "двойное бытие". Дома: Прочитать стихотворения "Денисьевского цикла": "О, как убийственно мы любим…"; "Я очи знал…"; "Последняя любовь"; "Предопределение"; "Чему молилась ты с любовью…"; "Не раз ты слышала признанье…"; "Не говори: меня он, как и прежде, любит…" Выучить одно из стихотворений наизусть и, опираясь на план анализа лирического произведения, проанализировать его. Попытаться увидеть "двойное бытие" и в стихотворениях Тютчева о любви. 11. Рефлексия. Загляните в себя: "Тютчев есть мир…" и "Я есть мир…". Закончите предложения. (Листочки вывешиваются на доску). Работы учащихся (рефлексия)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |