Преподавание литературы Урок литературы по теме "Жанр оды в лицейской лирике А.С. Пушкина"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 805 Белянкина Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы Дидактическая цель: овладение процедурой исследования. Целеполагание:
ХОД УРОКАВступительное слово учителяНаш урок сегодня посвящен творчеству А.С.Пушкина. // 2 СЛАЙД Как вы помните, имя поэта неразрывно связано с Царскосельским лицеем, первым в России привилегированным учебным заведением для дворян с университетским уровнем образования и воспитания. Александр Сергеевич Пушкин принадлежит к первому лицейскому выпуску, он учился в Царском Селе с 1811 по 1817 год. Это время оставило неизгладимый след в творчестве и судьбе поэта. Неслучайно литературоведы выделяют в творчестве поэта Лицейский период. В лицейской программе очень важное место уделялось изучению изящной словесности, лицеисты в большом объёме знакомились с историей мировой литературы и произведениями выдающихся представителей русской словесности 18 века. – Какие имена вам известны? Но лицеисты еще должны были уметь сами создавать произведения изящной словесности. – Какой срок составляло обучение в Лицее? / 6 лет: 3 года – младший курс и 3 года – старший / По окончании младшего курса лицеистам предстояли переводные экзамены, которые в то время носили открытый и очень торжественный характер. Такое торжественное испытание были запланированы в лицее на октябрь 1814 года, однако в силу объективных причин экзамен был перенесён на январь 1815 года. Юный Пушкин под руководством своего учителя профессора Галича тщательно готовится к этому событию: чтобы показать свои знания и навыки публичного выступления, он пишет стихотворение “ Воспоминание в Царском Селе”. Именно это стихотворение станет объектом вашего исследования на уроке. Мотивация Постановка и формулирование проблемы – Какую же исследовательскую проблему поставим перед собой? 3СЛАЙД Почему Пушкин избирает для своего экзаменационного произведения жанр высокого “штиля”? Прояснение неясных вопросов
Формулирование гипотезы – Как вы думаете, почему юный поэт избирает жанр оды? Формулируем гипотезу, которую необходимо будет подтвердить данными исследования: избранный жанр позволил юному поэту наиболее полно выразить своё эмоциональное состояние. //4 СЛАЙД Ход исследованияПланирование деятельности детей (работа в 3-х группах):
1 группа “Лингвистический анализ поэтического текста” //5-6 СЛАЙДЫ 1. Найдите элементы высокого “штиля” в предложенном фрагменте; заполните таблицу.
2. Сделайте вывод, каким стилем написано стихотворение. 2 группа “Образный анализ поэтического текста” //7 СЛАЙД Система вопросов:
Сделайте вывод Какие чувства и мысли рождают у лирического героя пейзажи парка? 3 группа “Анализ поэтического текста на основе историко-культурного комментария” //8 СЛАЙД Используя раздаточный материал, установите: о каких событиях 18-19 веков вспоминает лирический герой? Вывод– представление: 1) лирический герой вспоминает о героической победе русского народа в 18 веке; связывает эти события с событиями своей эпохи – 1812г.//1814г. 2)Пушкин перенимает традиции старших литераторов, “подхватывает” их торжественную песнь, воспевает ратный подвиг своего народа. Итог работы групп
9-13 СЛАЙДЫ; 14-17СЛАЙДЫ – систематизируйте свои наблюдения: 1) стихотворение написано высоким “штилем”, 2) это лироэпический жанр: мы выделили эпическое и лирическое начала 3) стихотворение посвящено крупному событию/ – определите, какой поэтический жанр соответствует этим трем критериям – определите пафос стихотворения ( за счет чего он формируется) 18 СЛАЙД ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОД Организация процесса рефлексии Слово учителя // 19 СЛАЙД Обучение в Лицее совпало с войной 1812 года. Через Царское Село под аркой, соединяющей Лицей и церковный корпус Большого дворца, проходили по Садовой улице к Павловскому шоссе и дальше к Москве гусары, гренадеры, казаки, уланы, ополченцы. А.С.Пушкин писал: Вы помните: текла за ратью рать Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас… – Какие эпизоды истории нашего Отечества вы назвали бы в своей выпускной оде?//20СЛАЙД Самооценка Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |