Преподавание литературы Урок в 9-м классе "Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1626 Евдокимова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оформление: на доске тема, эпиграф. Выставка книг Лермонтова. Оборудование: слайды о жизни Лермонтова, автор – Евдокимова Н.И. (Презентацию можно просмотреть, связавшись с автором статьи.) Эпиграфы:
Ход урока Учитель: М.Ю. Лермонтов – великий поэт, прозаик, драматург талантливый живописец и скульптор, храбрый боец, шахматист и способный музыкант. Его творчество – высокая точка развития русской поэзии послепушкинского поэта. С именем Лермонтова связывается понятие 30-е годы XIX века. Это время двадцатипятилетнего правления одного из самых жестоких русских самодержавцев – Николая Первого. Зловещая расправа над декабристами, деспотизм и произвол, нетерпимость ко всякому проявлению независимости, по словам А.И. Герцена “глубокое отчаяние и всеобщее уныние царили в России. Но в то же время нарастал народный гнев, проявлялось стихийное недовольство крестьян”. На развитие русской общественной мысли значительное влияние оказало национально-освободительное движение в Европе. “Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества” (Белинский). Литературная жизнь Лермонтова – от ученических опытов до “Героя нашего времени” – продолжалась неполных 13 лет, за которое им было написано более 400 стихотворений, 6 драм, около 30 поэм и 3 романа. Белинский дал такую оценку: “Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он глубоко знаком и с внутренним миром души...” Сообщения учащихся, чтение стихов Лермонтова 1) Лермонтова – достойный преемник А.С.Пушкина. Начало поэтической славы.
2) Детство, юность поэта. Годы учения в Москве (2-й ученик)
3) Чтение стихотворения “На севере диком” (4-й ученик) 4) Рассказ о Вареньке Лопухиной (5-й ученик) 5) Чтение стихотворения “Молитва” (5-й ученик) 6) Слово учителя. В 1832 году Лермонтов был зачислен в лейб-гвардию Гусарского полка на правах унтер-офицера. Вначале юнкер, затем – корнет. Мы видим Лермонтова в мундире гусарского офицера на портрете работы художника Буркина. 27 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Раненый поэт доставлен на квартиру. Разнесся слух, что Пушкин убит. На следующий день Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта” – первые 56 строк. Чтение стихотворения (6-й ученик) 29 января скончался Пушкин. Стихотворение Лермонтова в рукописных копиях разошлись по столице. “Смерть поэта Пушкина возвестила Россию о появлении нового поэта – Лермонтова”, – вспоминал поэт В.А.Сологуб. 7 февраля Лермонтов написал продолжение стихотворения – 16 заключительных строк. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: “Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону”. Последовали обыск, арест, ссылка на Кавказ, где в то время шла война с горцами. Кавказ
Дуэль с Барантом. Вторая ссылка на Кавказ Учитель: В январе 1840 Лермонтов был на балу во французском посольстве, где познакомился с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. А в феврале Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась на Черной речке утром. Бой шел сначала на шпагах, затем взялись за пистолеты. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелили вверх. За эту дуэль Лермонтов был передан военному суду – поэт был арестован и посажен под арест. Затем последовала вторая ссылка на Кавказ. 11 июля у речки Валерик произошло кровопролитное столкновение с чеченцами. Это сражение Лермонтов описал в стихотворении “Валерик”. Будучи храбрым, самоотверженным, боевым офицером, Лермонтов задумывался о преступной жестокости войны, в которой ему суждено было принимать участие. Дважды Лермонтова представляли к военной награде, но Николай Первый отказал ему в награде. Вместо награды Лермонтову дали отпуск в Санкт-Петербург на 2 месяца. Лермонтов начал хлопотать об отставке. Когда кончился отпуск, Лермонтову передали: за 48 часов покинуть столицу и ехать не в полк, а в Пятигорск и сказаться больным. Роковые события развернулись 13 июня вечером в доме Верзилиных, где собиралась молодежь. Сообщение о Мартынове и о дуэли (11-й ученик) Слово учителя. Хоронили поэта при стечении всего Пятигорска. Представители всех полков, где служил Лермонтов, пришли, чтобы почтить последней почестью поэта и товарища. Тело 27-летнего поэта принял скалистый Машук. Но эта могила была временной. Бабушка поэта, Е.А.Арсеньева, выхлопотала разрешение перевести прах внука из Пятигорска в Тарханы. Наследник Пушкина, Лермонтов, погиб так же, как его великий предшественник и учитель. Чтение слов Ираклия Андроникова: “И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, и проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого”. Стихотворение “Парус” (1832) (12-й ученик) В течение урока учащиеся пишут в тетради основные даты биографии поэта и основные темы его лирики.
Основные мотивы лирики Лермонтова
Домашнее задание
Материал к уроку “Москва не безмолвная громада камней холодных... Нет! У нее есть своя душа, своя жизнь!” Сражение при реке Валерик “Лермонтову начинало казаться, что он всегда так жил: в боях, в переходах, с постоянным чувством опасности и подстерегающей на каждом шагу смерти...” (Сизова М.И. из книги “Из пламя и света”) “Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед... В правом боку дымилась рана, пуля пробила сердце и легкое... Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу”, – секундант Лермонтова князь Васильчиков. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |