Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок литература + руский язык по теме "Рассказы М.М. Пришвина о природе"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок литература + руский язык по теме "Рассказы М.М. Пришвина о природе"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2036

Реут Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы

Цели: раскрыть ребятам мир произведений М. М. Пришвина, мир единения человека и природы; простоту, точность, живописность языка Пришвина; обобщить знания учащихся о строении слова, его составе, о том, как значение слова связано с его строением и происхождением; повторить чередование звуков в слове.

Оборудование:

  • Портрет М. М. Пришвина (1873-1954)
  • Эпиграфы:
  1. “Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звёзд над лесным краем” (К. Г. Паустовский).
  2. “… Всё счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому” (М. М. Пришвин).
  3. “Мир всегда одинаков и стоит, отвернувшись от нас. Наше счастье – заглянуть миру в лицо” (М. М. Пришвин).
  4. Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский. Вот возьми, например, слово “Родина”. Сколько слов с тем же корнем: родина, род, роды, родственник, родимый, рожденный, родник, родничок, родственный, родственное внимание...” (М. М. Пришвин).
  • Пьесы Чайковского из цикла “Времена года”: “Апрель. Капель”, “Июнь. Баркарола”, “Октябрь. Осенняя песня”, “Январь. У камелька”.
  • Картины русских художников: Шишкин “Туманное утро”, “Лес”, “На севере диком”, Волков “Октябрь”, Левитан “Озеро”.
  • Аудиозапись “Голоса весеннего леса”.
  • Иллюстрации к произведениям Пришвина.
  • План урока на доске.
  1. Как становятся “волшебниками”.
  2. В поисках чудес по лесным и луговым тропинкам.
  3. Поляна “Времена года”.
  4. В стране Морфемике.
  5. Удивительные встречи.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

– Как вы думаете? Бывают на свете волшебники? (Да, в сказках).

– А вот и нет. Жил на земле такой писатель, которого читатели называли волшебником или колдуном, сказочным Берендеем.

Он понимал птичий язык и разговор деревьев, мог ощущать дыхание и движение листвы, каждой травинки и цветка. Этот писатель – М. М. Пришвин.

Секрет его колдовства – в удивительной зоркости, когда в каждой малости открывается интересное и значительное.

Пришвин так писал: “Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват”.

“Чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие, как они свершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим”.

Книги Пришвина, говоря его же словами – это “бесконечная радость постоянных открытий”. Наш урок сегодня называется “Путешествие в царство Берендея”. Он необычный, объединяет в себе литературу и русский язык.

Мы совершим путешествие в мир книг М. М. Пришвина, мир единения человека и природы, открывая его для себя; будем учиться видеть в обычном – необычное, в обыденном – чудесное и волшебное. Вдумаемся в мысли и размышления Пришвина, человека неспокойного, с открытой и смелой душой, почувствуем красоту, точность и живописность языка Пришвина, а также вспомним, что вы знаете о строении слова, его составе, чередовании звуков в корне, постараемся понять, как значение слова связано с его строением и происхождением.

Такова цель нашего урока.

2. Содержание урока

1. Как становятся “волшебниками”.

Учитель. Всё на свете имеет своё начало, свои истоки , и наше путешествие начнётся с рассказа о том, как Пришвин стал писателем.

Как появился в России добрый волшебник Берендей, писатель Пришвин? Откуда он родом? Что было главным в его детстве?

Доклад ученика о том, как Пришвин стал писателем. (по ПаустовскомуК.Г.)

Ученик. Пришвин родился в д. Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии 23 января (5 февраля н. с.) 1873г. Природа вокруг Ельца – очень русская, очень простая и по существу небогатая. И вот в этой её простоте и даже некоторой суровости и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. В простоте яснее выступают все прекрасные качества земли, острее делается человеческий взгляд.

Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге – купеческая семья, гимназия, учёба в Германии, в Лейпцигском университете, служба агрономом в Клину и Луге. И вдруг – резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на Север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьём и записной книжкой.

Он повинуется голосу сердца – быть среди народа, слушать его удивительный язык, записывать сказки, поверия, приметы.

По существу жизнь Пришвина так резко изменилась из-за его любви к русскому языку. Он вышел на поиски сокровищ этого языка, обошёл пешком весь север и написал об этом своём путешествии книжку.

Был тогда наш Север диким, людей там было мало, птицы и звери жили, не пуганные человеком, и назвал он свою первую книгу “В краю непуганых птиц”.

Так Пришвин стал писателем. Есть одна старинная сказка, она начинается так “Бабушка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, набрала муки пригоршни две и сделала весёлый колобок. Он полежал, полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца во двор, да за ворота – дальше и дальше…”

Пришвин к этой сказке приделал свой конец, будто за этим колобком сам он, Пришвин, пошёл по белу свету, по лесным тропам и берегам рек, и моря и океана – всё шёл и шёл за колобком. [4]

Учитель. Пришвин исходил и изъездил всю среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний Восток.

И после каждой поездки появлялись книги. Писал он только о том, что сам видел и пережил в природе.

Вспоминая своё детство, Пришвин писал, как часто он “уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда и теперь.– в находках.

Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался. Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные”.

Давайте представим себе, что и перед нами сейчас катится тот волшебный колобок, и мы идём вместе с ним в мир книг волшебника М. М. Пришвина. А настроят нас на это путешествие прекрасные картины природы русских художников и стихотворение Н. Рыленкова (см. Приложение 1).

Беседа с классом.

Какая разница между словами “увидеть” и “всмотреться”? “Услышать” и “вслушаться”?

2. В поисках чудес по лесным и луговым тропинкам.

Учитель предлагает ребятам аудиозапись “Голоса весеннего леса”.

Учитель. Итак, отправимся в путешествие.

Будем искать чудеса вместе, зорко вглядываясь и внимательно вслушиваясь. Дома вы читали рассказы Пришвина, расскажите, что показалось вам особенно интересным, чудесным, выделите те детали, которые помогли взглянуть по-новому на явления природы. Представим себе, что мы в лесу. Поют птицы, где-то журчит ручеёк, трепещут листья на деревьях.

Мы отправляемся за чудесами по лесным и луговым тропинкам.

Ребята читают и пересказывают отрывки из рассказов Пришвина: “Берестяная трубочка”, “Старый гриб”, “Соляная кислота”, “Золотой луг” (см. Приложение 2).

3. Беседа с классом:

– Нужно ли было говорить “отыскал одуванчик”? Ведь на лугу множество одуванчиков?
– Почему автор говорит: “раскрывает свои ладони”? Разве у одуванчика есть ладони!
– Чувствуется ли в этих рассказах отношение Пришвина к птицам, цветам, природе?

Обобщение: в природе всё неслучайно, всё разумно. Нужно только быть внимательным, наблюдать терпеливо.

4. Поляна “Времена года”.

Продолжение путешествия за чудесами.

Учитель. Погуляли мы по лесным и луговым тропинкам, надо отдохнуть. Отдыхаем мы на волшебной поляне. Помните ту, на которой встретились все 12 месяцев? А мы попытаемся представить и почувствовать за несколько минут красоту всех времён года: осени, весны, лета и зимы. А помогут нам в этом строки произведений Пришвина и прекрасная музыка Чайковского из цикла “Времена года”.

Читаются отрывки из “Календаря природы: “Серебряное утро”, “Парашют”, “Первый мороз”, “Неведомому другу” (см. Приложение 3). Звучат пьесы Чайковского из цикла “Времена года”: “Апрель. Капель”, “Июнь. Баркарола”, “Октябрь. Осенняя песня”, “Январь. У камелька”.

Учитель. Пришвин в “Лесной капели” писал: “Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза и возможность для человека жить прекрасно…”.

Пришвин говорил: “В моей борьбе вынесла меня народность моя, язык мой материнский, чувство родины”.

Язык, слово – это главное. Вся жизнь Пришвина изменилась из любви к русскому языку.

Чтобы понять глубинный смысл слов, надо разобраться в строении, структуре слова.

– А какой раздел изучает строение слова? (Морфемика)

– Следующее наше путешествие в страну Морфемику.

5. В стране Морфемике.

Учитель. Разобраться в структуре слова, значит понять его смысл, значение, открыть его.

Чтение стихотворения С. Острового “Первородство” (см. Приложение 1).

Попробуем и мы вникнуть в смысл и суть слов. А для этого вспомним:

– Из каких частей состоят слова? Как они называются?
– Почему все части слова называются значимыми?
– Какая часть слова самая главная? Почему?
– Какие слова называются однокоренными?

А сейчас мы посмотрим, как Пришвин писал об однокоренных словах?

– Давайте разберём по составу слово: Родина

Что такое Родина? (Построить на доске схему разбора).

Родство – близость по крови или по духу. (Построить схему).
Родственник – состоит в кровном родстве. (Построить схему).
Родственный. (Построить схему).

Как вы понимаете слова родственное внимание? (Внимание как к родному, близкому человеку).

“Со всей летающей, плавающей, бегающей тварью я чувствовал родственную связь” (М. М. Пришвин)

Учитель читает слова Пришвина, записанные на доске, о любовном внимании к каждому.

Учитель. Попробуйте теперь и вы проявить по отношению друг к другу внимание, понимание, умение работать вместе. Это нам нужно для последующих упражнений по русскому языку. Вы повторите теоретические вопросы о каждой части слова, потренируйтесь практически, затем обменяйтесь тетрадями и оцените друг друга. Поставите карандашом две оценки за теоретический вопрос и за практическое выполнение.

Работа в парах (см. Приложение 4).

Проверка работы в парах.

Учитель. Итак, у каждой морфемы есть свой смысл, своё значение. Посмотрим, как эти “смыслиночки” играют в предложениях Пришвина.

Работа с текстом на доске.

Значение суффиксов.
Задание
: Из данного текста выпишите слова, имеющие суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, выделите эти суффиксы, укажите, с какой целью использовал их автор.

Текст 1

Вот взять ягоду черничку – та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький, тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёненькие маленькие листочки, а у листиков сидят горошком чернички, чёрные ягодки с синим пушком.

Работа с приставками.
Задание
: посмотрим, какое значение в тексте Пришвина имеют приставки. Задание усложняется. Некоторые слова пропущены. Ваша задача – вставить слова с приставками и объяснить, какое они имеют значение.

Текст 2

Ветер разлетелся, липа вздохнула и (выдохнула) из себя миллион золотых листиков. Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождём.

Другую тучу ветер нагнал и (погнал), и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Учитель. В этом тексте есть однокоренные слова, они различаются только приставками.

– Можно ли в обыденной речи о липе сказать “вздохнула и выдохнула”?
– О каком отношении к природе говорят эти слова?
– Итак, к какому же выводу мы можем прийти после путешествия по стране Морфемике , после наблюдений над отрывками из произведений Пришвина?

Вывод: все части слова имеют значение, и, чтобы понять его, надо проникнуть в его структуру. Когда мы проникаем в смысл каждой морфемы произведений Пришвина, мы чувствуем бережное, ласковое, одухотворённое отношение к природе.

Чередование звуков.

Учитель. Разобраться в смысле слов нам помогут сообщения о чередовании звуков.

– О чередовании каких звуков мы знаем?

Сообщения учащихся о чередовании гласных и согласных звуков (см. Приложение 5).

Учитель. А сейчас мы посмотрим, какие чередования звуков использует М. М. Пришвин.

Работа по учебному пособию (упр. 571). [8, с. 186]

– Читаем слова на доске, затем всё задание к упражнению:

1) Озаглавить текст.

2) Найти слова с чередованием.

3) Выделить звукоподражательные слова, придуманные писателем. Какая это часть речи? Какие морфемы помогают это определить?

4) Найти слова с неполногласным сочетанием, подобрать однокоренные.

5) Почему Пришвин считал слово здравствуйте чудесным? А какие слова вы считаете чудесными?

Чтение стихотворения В. Солоухина “Здравствуйте…”(см. Приложение 1).

5. Удивительные встречи

Учитель. Пришвин с этим прекрасным словом обращался ко всем птичкам, зверушкам, цветам, деревьям.

В своих произведениях он хочет нам сказать, что всё единственно и неповторимо, всё это нужно беречь: и цветок, который нам встретился на пути, единственный, и это грустная ива, что склонилась над водой, и этот ёжик, что перебежал нам дорогу в лесу. А в одном из его рассказов мы узнаём о единственном и неповторимом зайце.

Инсценировка 1. Как заяц сапоги съел (см. Приложение 6).

Учитель: “… То, что мы обыкновенно называем природой – леса, озёра, реки, всё это слабо, как ребёнок, и умоляет доброго человека о защите”.

Инсценировка 2. Ястреб и жаворонок (см. Приложение 6).

Чтение стихотворения о Пришвине моряка Д. Тихонова (см. Приложение 1).

3. Итоги урока

Учитель. Закончилось наше путешествие в царство Берендея.

– Интересным ли оно было для вас?
– Достигли ли мы той цели, что ставили в начале урока?
– Смогли ли мы всмотреться и вслушаться?
– Что показалось особенно интересным?
– Какие мысли Пришвина запомнились? Понравились?

4. Задание на дом

Написать сочинение “Удивительное рядом”; “Какие открытия я совершил, читая рассказы Пришвина”.

Литература

  1. Глебова Е.Ф. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 1979.
  2. Курбатов В. М. Пришвин. – М.: Сов. писатель, 1986.
  3. Новосельцев В.И. Любить природу – любить Родину // Литература в школе. – 1990. – № 4.
  4. Паустовский К.Г. Наедине с осенью. – М.: Сов. писатель, 1972.
  5. Пришвин М.М. Рассказы и очерки / вступ. ст. Ю. А. Козловского. – М.: Правда, 1986.
  6. Пришвина В.Д. Путь к слову. – М.: Молодая гвардия, 1984.
  7. Поэзия Берендеева царства (по страницам дневников М. Пришвина) // Литература в школе. – 1991. – № 6.
  8. Русский язык: Практика. 5 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Ю. А. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. – М.: Дрофа, 2003.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21