Преподавание литературы Проблема добра и зла (по повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1375 Абдулаева Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы Тип урока: творческая мастерская. Цели урока:
Подготовка к уроку:
Оформление доски:
Ход урокаI. Подготовка учащихся к восприятию текста.(Звучит музыка…): У: Здравствуйте!
У: В прочитанном четверостишии содержится вопрос, ответить на который мы постараемся в ходе урока. Откройте тетрадки, запишите тему. Добро и зло… Два противоположных понятия, два непримиримых врага, две крайние позиции. Сегодня мы попробуем понять, где тот порог, за которым кончается добро и начинается зло. Эпиграф нашего урока…(Запись эпиграфа, схема-опора.) Учитель представляет консультантов, у них эмблемы со словом «Добро». II. Анализ исходных понятий.У: Давайте попробуем разобраться, что такое добро и зло, что скрывается за этими морально-этическим категориям, с помощью которых мы выносим оценку нравственному поведению других людей и своему собственному. (Ответы учеников.) Справка консультантов (ответы из словаря):
У: Итак, ребята, мы узнали о том, как вы сами толкуете эти понятия, и как толкуются они в словаре. Ваш жизненный опыт, ваши друзья, родители, учителя помогли вам сформировать представления об этих сложнейших категориях. А литература, книги, прочитанные вами, помогают в этом разобраться. Всегда ли проблема добра и зла решается однозначно? Сегодня на уроке мы посмотрим, как решается данная проблема в повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». В литературе, как в жизни, эта проблема, оказывается, не столь проста. III. Краткая информация о писателе.IV. Словарная работа.Запись: интеллигентный (от лат.) – высокий уровень развития интеллекта (ум, рассудок, разум: мыслительная способность человека), образованность, высокая культура поведения. V. Введение в тему. Беседа по тексту– Вспомним что такое повесть? – Передадим сюжет одним предложением. – О чём произведение (определим тему)? – Какие чувства вы испытывали, прочитав повесть? – Художественный образ… Как создает автор образы? Кто главные герои? – Перечислите детали портрета Бима (кратко.) Обобщим образ Бима. – Как вы понимаете значение « интеллигентная собака»? Какие слова поморгают это понять? VI. Краткая информация о породе сеттеров(консультант из произведения или словаря зачитывает информацию.) VII. Работа по тексту + составление схемы-опоры.– Какие герои злые, а какие добрые? – Повесть начинается с того, что щенок скучает. Как живет Бим у Ивана Ивановича? Что он постоянно ощущает? (С ответами учеников постоянно появляются на доске слова) – Д: Ласка (Консультант даёт справку из словаря.) – Что больше всего любил Бим? Обобщение (консультант.) – А кто еще с ним, после того как хозяин попал в больницу? Разговаривал как с человеком? – Что на всю жизнь Бим понял, при произнесении слова «хорошо»? (Консультанты: ласка, доверие, благодарность, дружба.) – Как понять смысл слов: «До беды жили на равных – человек и собака»? (Консультанты: понимание, любовь.) –Чем становилась тёплая дружба и преданность, по словам автора? (Консультант: счастье.) – Кто впервые оклеветал Бима, кем он был обижен? (Консультанты: обида, клевета.) – Где, ребята, кульминационный момент в повести. Меняется ли судьба Бима в этот момент? Может это будет переход к какому-то злу или борьбе? (Увозят хозяина в больницу.) – Прочитайте в слух, как он стал себя вести. (6 глава..) – Какая цель его жизни? (Ждать и искать) – Что с ним происходит? (Консультант: скука.) – Встречаем ли мы еще добрых людей в повести? – Автор говорит, что Бим начал разбираться в людях. Вы согласны? – Послушайте стихотворение Э. Асадова. – Какой момент, похожий в повести, упоминает поэт? – Играет ли речь людей особую роль для животных? Мог ли Бим по жестам, интонации, мимике, словам различать людей? Приведите примеры. – Автор говорит, что Бим начал терять веру в людей. Когда впервые он начал терять эту веру? – Когда в нем появилась злоба? (Консультант: злоба.) – А кто еще бил Бима? Автор подчеркивает в повести, что через промежуток времени люди научили его ненавидеть. Кто это? (Консультант: ненависть.) – Когда Бим разочаровался полностью и перестал доверять людям, опасаться? (Консультант: недоверие.) – Давайте посмотрим отрывок из художественного фильма. (Кадр: отец Толика увозит Бима в лес и привязывает к дереву.) – Ребята, что происходит с Толиком после? (Сын больше не верит своему отцу.) – Умеют ли животные плакать как люди? – Найдите и зачитайте, когда впервые Бим заплакал. – Какие приемы использует автор в своем произведении? («очеловечивание», детали: дверь, ружье.) – Приведите примеры таких приемов. – А почему для Бима часто слово «дверь» имеет определенное значение? Что она обозначает? (Консультант: вера, надежда, свобода.) – А какое слово для Бима обозначало горе. Для людей это слово несет горькие воспоминания? (Консультант: горе, осколок.) – Какое время напоминают эти слова? (Консультант: война.) – Кто упоминает об этом в повести? Назовите героев. – Подводя итог урока, хочется спросить: «Оставил ли след Бим на земле?» (Консультант: след.) VIII. Проверка индивидуальных заданий.1. Обращение к рисункам. – Что хотели показать вы на своих рисунках? (выступления учащихся.) 2. Игра «Собери цепочку предложений». IX. Обращение к экспозиции (фото).В жизни от каждого из нас зависит очень много. Разные породы собак приспособлены к разной службе: охраняют дом, спасают людей из завалов, помогают слепым людям, разыскивают преступников. Но иногда в городских квартирах живут, как говорят, «бесполезные» собаки. Зачем они человеку? У кого из вас есть домашние животные? Они вам дороги? А почему? (Консультант обращает внимание присутствующих на стенд и делает вывод.) – Посмотрите на нашу схему – дорогу. Каждый в жизни выбирает свой путь. Почему же тропинка от добра до зла коротка? Каким людям в жизни труднее жить, а каким легче? Что чаще всего порождает зло? (Консультант: безответственность.) X. Вывод урока.– Вот и составили мы с вами схему понятий добра и зла. Благодаря повести Г.Троепольского лишь частично мы смогли осознать значения этих понятий. Мое пожелание: пусть обиды, скука, злоба, недоверие…уйдут из вашего сердца. Пусть в нем не будет места безразличию, безответственности. Тогда в любых ситуациях вы всегда останетесь добрыми людьми. XI. Учащиеся зачитывают по цепочке мудрые мысли.XII. Чтение стихотворения К. Кулиева одним из учеников.
XIII. Домашнее задание.Написать мини-сочинение о добре и зле. XIV. Исполнение куплета песни под музыку «Чему учат в школе».
XV. Учитель благодарит за работу на уроке и предлагает желающим посмотреть фильм.Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |