Преподавание литературы В мире художественного слова повести "За тремя волоками" В.И. Белова (9-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1221 Петухова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цели: Воспитание любви к творчеству В. И. Белова, к “малой родине” через анализ повести “За тремя волоками” и использование литературоведческих понятий в собственной письменной речи. Задачи:
Занятие представляет из себя учебное исследование. Оно построено так, что класс работает и по группам, и коллективно. При этом выполнение общего задания зависит от индивидуальных усилий отдельного школьника. Основная задача учителя состоит в организации исследования учениками. Действия педагога направлены на то, чтобы выявить возможности обучающихся и разбить их на группы, пробудить интерес к изучаемой проблеме, раскрыть многообразие содержания изучаемого материала и наметить варианты его изучения, указать пути и методы самостоятельного и коллективного исследования. Работа обучающихся ведется при консультировании и общем руководстве учителя. Решение проблем, затронутых в произведении, приводит к развитию у ученика исследовательских умений. Предварительное домашнее задание.
Ход урока 1. Слово учителя. Нравственные проблемы в литературе конца 20 века осмыслялись в произведениях писателей так называемой “ деревенской прозы”: В. М. Шукшина, Ф. А. Абрамова, В.И. Белова. Все они так же, как и их герои, по происхождению своему люди деревенские и убеждены, что русский человек веками вырабатывал свое отношение к крестьянскому труду, к окружающему миру, к Родине. В. И. Белов – наш земляк. Вспомните, какие произведения этого автора вы читали раньше? А знаете ли вы, что он когда-то жил у нас на Вохтоге? 2. Сообщение ученика. (Фотографии писателя на слайдах). Использован материал из “Хрестоматии по литературе” для 9 класса. Часть 2. Автор-составитель: С. Ю. Баранов. Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области. Детство его пришлось на тяжелое военное время. В первые послевоенные годы трудился в колхозе, затем освоил специальность столяра в школе ФЗО (фабрично-заводского обучения) г. Сокола. До службы в армии (1952-1955) он успел поработать в строительно-монтажном управлении на станции Вохтога и получил там еще одну специальность – моториста-дизелиста, был также электромонтером на одном из заводов г. Ярославля. Являлся сотрудником грязовецкой районной газеты, публиковал в местной печати рассказы и стихи, занимал должность первого секретаря райкома комсомола. Учился в Литературном институте им. Горького, жил в Москве. В 1964 году обосновывается в Вологде и посвящает себя писательскому труду. Им написаны такие книги, как “Деревенька моя лесная. Стихи”(1961), “Привычное дело”(1966), “Лад. Очерки о народной эстетике”(1982), роман “Кануны”, “Все впереди”, “Час шестый”, пьесы, публицистические статьи. Повесть “За тремя волоками” появилась в 1965 году. (Цели урока называют учащиеся.) 3. Анализ произведения.
Композиция.
Портрет – изображение внешности героя (черты лица, одежда, фигура, поза, особенности мимики, жестов, походки, манера говорить, держаться) является в повести, как и в других произведениях, средством характеристики. Майор любит свою “малую” родину, стремится увидеть Каравайку. Он добрый (“…жалость к Мите кольнула сердце”). В. И. Белов использует безличное предложение, чтобы выразить чувства майора (“…и смешно, и грустно, и радостно” было ему). Не боится грязной работы, когда вынужден помогать шоферу. “Он теперь знал, что жил и рисковал иногда жизнью из-за нее, ради этой родины, ради ее людей, и все, что было с ним до этого, наполнилось теперь новым смыслом”– пишет автор об этом кадровом военном. Разбудила воспоминания в нем и встреча с Катериной, которую когда-то любил.(Зачитываем эпизод). Совсем другим человеком предстает перед нами мужчина в соломенной шляпе. Он, “…намертво вцепившись в борт, сидел молча”, когда все помогали шоферу. Не смог выдержать такой трудной дороги, на середине пути возвратился назад, хотя его и ждали родные. Наверное, поэтому писатель с иронией называет его “соломенная шляпа”. “Новоженя”, беловолосый парень, и Коля, сын Катерины, трудолюбивы, приветливы. Беловолосый парень недавно женился (“новоженя”), рос в семье, где было девять детей. В.И. Белов, рассказывая о родителях юноши, подчеркивает роль семьи в жизни человека. Катерина одинока, “…красива последней бабьей красотой…”, оштрафована за “охапку” сена для скотины.
Ответ 5 группы. В повести заметны признаки северного диалекта, разговорного языка: “ к секлетарю”, “ по ей”, “тамотка”, “пондравилось”, “опеть”, “заместо его”, “евонное”, “бонба”, “эко место”, “ноне”, “сулят”, “ишшо”, “зетя-то”, “тилиграму”. Эти слова принадлежат сельским жителям, простым труженикам. В. И. Белов помогает понять читателям, что народ не только создатель всей материальной культуры, но и творец поэтического мира. Писатель, изображая речь героев, передает свое отношение к действительности, свои мысли о самом важном для человека – о добре и зле, о мире. “А то все войну сулят. Хоть и не первый дождь на голову, а не надо бы, парень…Всем крышка”, – говорит старик майору. Смысл высказывания создается у В. И. Белова в повести средствами фонетики (интонацией в речи сельчан) и средствами словообразования (“Олешка”, “батюшко”, “новоженя” ). Средства художественной выразительности показывают отношение писателя к событиям, героям, усиливают выразительность речи. Метонимию “ соломенная шляпа” автор применяет, когда речь идет о мужчине в соломенной шляпе, угрюмом, ленивом. Сравнения “золотым блином висела в небе луна”, “хмельник еще бодро топорщился пиками нескольких кольев”, “хмель спиралями вился кверху” показывают красоту русской природы. Метафора “ луну пополам разрезало плоское слоистое облачко” и антитеза “…свистели ракеты, а здесь была тишина” словно подчеркивают одиночество майора, его боль. Эпитеты, инверсии, параллелизм в песнях, которые пел старик, придают тексту народно – поэтический колорит. Эпитеты в повести не только рисуют картины, но и выражают чувства героев, указывают на внезапность происходящих перемен. Такая окраска языка говорит о том, что утверждаемый В. И. Беловым идеал – это народная правда, выработанная веками.
Конфликт можно назвать психологическим. В. И. Белов ставит своих героев в ситуацию нравственного выбора. Майор, несмотря ни на что, находит свою родную деревеньку, мужчина в соломенной шляпе возвращается назад, не выдержав трудной дороги. Такие герои, как Катерина, родители “новожени”, честно трудятся на родной земле, не покидают ее.
Таким образом, главным стилевым принципом, закономерностью прозы В. И. Белова становится обращение к теме русской северной деревни, теме крестьянства, использование разговорного языка с целью создания мира сельских жителей в его природных, бытовых, речевых чертах.
Учащиеся отмечают, что интересно было бы узнать о жизни писателя в Грязовце, о его работе в районной газете, о произведениях, написанных в последние годы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |