Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
"Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…" (по поэме С.Есенина "Черный человек")
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

"Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…" (по поэме С.Есенина "Черный человек")


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1100

Козлова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы

Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек.
А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»

Душа моя устала и смущена от самого
себя и происходящего.
С.Есенин

Цели:

  • Продолжить знакомство с творчеством С.Есенина
  • Выявить идейно-художественное своеобразие поэмы
  • Развитие навыка анализа поэтического текста

На сегодняшнем уроке, который является завершающим в изучении творчества Сергея Есенина, мне бы хотелось поставить перед вами не столько учебные цели, сколько нравственные. Очень важно, чтобы после нашего с вами разговора, у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то «певец бревенчатой избы».

Звучит стихотворение С.Есенина «Моя жизнь».

В 1913 году в письме к Марии Бальзамовой юный Есенин размышлял о жизни: «Есть люди, которые с тоскою проходят свой жизненный путь…Дух их тоскует и рвётся к какому-то неведомому миру», но «жизнь идёт не по тому направлению, и люди, влекомые её шумным потоком, не в силах сопротивляться ей… Я не могу так жить, рассудок мой туманится…»

Любимый Есениным Гоголь предупреждал: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

Тема утраченной молодости, несбывшихся, погибших надежд очевидна в лирике С.Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921г.); «Да! Теперь решено. Без возврата…» (1922г.); «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…» (1922г.); «Цветы мне говорят – прощай…» (1925г.). (Если позволяет время, стихи могут быть прочитаны на уроке заранее подготовленными учениками).

Звучит стихотворение в исполнении учителя «Не жалею, не зову, не плачу».

1925 год отмечен для Есенина особенно тягостными предчувствиями, разочарованиями, крушением надежд и по отношению к России, и по отношению к собственной судьбе:

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Из этих настроений и родился «Чёрный человек», над которой С.Есенин работал 2 года. Эта жуткая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения.

Работа с Интернет-ресурсами

Расскажите об истории создания произведения. Как ценили критики эту поэму?

(www.school-collection.edu.ru)

Эпизод из к/ф

(Сцена в туалете. Погашен свет, гром, молния. Есенин видит в зеркале Чёрного человека).

Чтение поэмы учителем.

(Задание перед прочтением: подчеркнуть слово чёрный в поэме.)

Вопросы после прочтения

  1. Ваши впечатления?
  2. Кто такой чёрный человек? (дьявол, двойник, галлюцинация пьяного человека)

Причина болезни поэта не в «осыпающем мозги алкоголе», а в его собственной душе.

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.

Разговор пьяного человека перед зеркалом с самим собой. Но тема стороннего взгляда на себя встречается в творчестве поэта неоднократно, начиная с юношеского периода и до периода творческой зрелости:

С каждым годом я становлюсь чужим
И себе, и жизнь кому велела.
Где-то в поле чистом, у межи,
Оторвал я тень свою от тела.
(1916)

Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу,
Себе, любимому,
Чужой я человек.

Мотив «двойника» довольно распространён как в фольклоре, так и в литературе. Это тень, уходящая от человека и ведущая самостоятельную жизнь. (Андерсен «Тень», Достоевский, чёрт Ивана Карамазова).

Двойник литературного героя, принимающий то или иное обличье, как правило, - это воплощение тёмной, «чёрной» стороны души самого человека, дьявольской.

Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот чёрный
На кресло моё садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.

Словарь Г.Дьяченко даёт следующие значения прилагательного «чёрный»:

  • противоположный белому, нечистый
  • название дьявола
  • нечистая сила – сила мрака, холода и всего враждебному человеку

Показательно и количество употреблений этого определения в тексте поэмы.

Подсчитайте, сколько раз вы подчеркнули слово «чёрный»?

13 раз. Чёртова дюжина.

Почему? Давайте этот вопрос оставим пока открытым.

Итак, поэма открывается тягостным признанием:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен…

Эти же строки повторяются и в середине поэмы, деля её пополам.

Что представляет собой поэма?

Поэма построена как диалог Чёрного человека с лирическим героем. Как оказывается, это беспощадный разговор с самим собой, откровенный до «блевоты», исповедь перед самим собой.

О чём же этот разговор?

«Прескверный гость» посетил поэта. Он явился прочитать «мерзкую книгу» его постыдных деяний, отнять у него последнюю надежду на спасение.

Таким образом, герой С.Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени.

Так кто же Чёрный человек?

Работа в группах

(1 ученик набирает ключевые слова из ответов групп на заготовленные заранее слайды. Учитель редактирует, затем производится запись в тетрадях.)

1 группа

  • Проследите по тексту, чего больше глаголов или имён?
  • В какой форме употреблены глаголы (в настоящем времени, прошедшем или будущем)?
    Следовательно, можно сделать вывод: действие поэмы развёрнуто в … времени.
  • Чёрный человек – это прошлое или настоящее? (Обратите внимание, глаголы какого времени часто встречаются в его речи).

Записи в тетрадях

Поэма почти лишена на грамматическом уровне действия: глаголов, в сравнении с именами и местоимениями, относительно мало – поэма номинативна. Здесь представлена картина.

Действие поэмы развёрнуто в настоящем времени.

Чёрный человек – это скорее прошлое. В его речи наиболее часто встречается употребление глаголов в прошедшем времени.

Неважно, какой ты сейчас или будешь потом, вот в прошлом ты…

Чёрный человек стремится повернуть вспять время лирического героя, стремится противопоставить себя современности.

2 группа

Найдите противопоставления в поэме

  • Цвет
  • Образ родины (Страна самых отвратительных/Громил и шарлатанов», но «…»)
  • «Книга жизни» («Мерзкая», но «..»)
  • Образ Чёрного человека (глаза)

Какие цветовые эпитеты использует С.Есенин в поэме?

Чёрный и белый. Борьба двух тем: «чёрной и белой»: «Страна отвратительных/ Громил и шарлатанов», но «в декабре в той стране снег до дьявола чист»; когда «грустно», надо казаться «улыбчивым»; книга жизни «мерзкая», но в ней «прекраснейшие мысли и планы»; глаза Чёрного человека и мальчика-ребёнка (у Чёрного человека покрываются «голубой блевотой», то есть они мертвы. Это антитеза живым глазам мальчика-ребёнка. Образ ребёнка – олицетворение божественного начала, образ «гостя» - демонического. Юность героя светла до сияния («жил мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами» - не лицо, а лик!) А финал тёмен – скандальный поэт.

Это борьба света и тьмы. Граница между светлым и тёмным – зеркало.

Легенда о зеркале.

Зеркало держать в комнате – грех, по утверждению староверов, потому что оно дано дьяволом, и доказывают следующей легендой.

Какой-то старец, спасаясь в пустыне, прочёл следующие слова: «просите и дастся вам». Пустынник усомнился, и желая удостовериться, что всё ли получить может, что захочет, пошёл к какому-то царю просить руки его дочери. Царь, почудясь такому требованию, сказал о том своей дочери, которая тоже подивилась немало и потом сказала: « Так как это дело необыкновенное и чрезвычайное, то должно, чтобы старец, если захочет жениться на мне, оказал бы мне чрезвычайную услугу и принёс бы в подарок такую вещь, в которой бы я всю себя видеть могла». Это желание было высказано царевною ещё в то время, когда зеркала не были выдуманы. Монах, узнав от царя такое требование, пошёл искать такую вещь. Долго ходил он по лесам, наконец вступил в пустыню, никем не обитаемую. Посидев в ней несколько времени, он начинает слышать стон. Старец окликнул и получил ответ: «Почтенный старче! Сжалься на моё страдание, ибо я уже несколько лет заключён в этом рукомойнике, выпусти меня из этой темницы, и я тебе за это услужу, чем пожелаешь». Старец, прежде, чем освободить из рукомойника заключённого, стал требовать от него вознаграждения тою вещью, о которой говорила царевна. Заключённый обещал, и старец, сняв с рукомойника крест, выпустил чёрта. Дьявол в скором времени принёс к нему зеркало, которому старец, взяв в руки, чрезвычайно подивился, но когда увидел себя с морщинами, сединами, дряхлого и слабого, отложил навсегда намерение жениться. Однако зеркало снёс к царю и тут же, отказавшись от своего слова, стал молиться о своём прегрешении в том, что взымел сомнение противу священного писания. И так как зеркало доставлено впервые старцу дьяволом, то самые крепкие староверы долгое время не имели в своих домах зеркал. (Кирьянов, с. 71-72)

Записи в тетради

Противопоставления

  1. Чёрный – белый
  2. «Страна отвратительных/ Громил и шарлатанов» - «в декабре в той стране снег до дьявола чист»
  3.  Книга жизни «мерзкая» - в ней «прекраснейшие мысли и планы»
  4. Глаза Чёрного человека – глаза желтоволосого мальчика

Борьба двух тем: света и тьмы. Проблема выбора человека. Свет и тьма разведены в поэме не только эмоционально, но и ритмически.

Определите размер (задание всему классу)

  1. 1, 11, 12 и 13 строф
  2. речь Чёрного человека
  3. «…Не знаю, не помню,
    В одном селе,
    Может, в Калуге,

    С голубыми глазами».

Записи в тетради

  1. 1, 11, 12, 13 строфы – анапест
  2. Речь Чёрного человека – ударник
  3. «В одном селе…» - дольник

Ударник (акцентный стих) – форма тонического стихосложения, стих, в котором урегулировано только число ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется (обычно 0-4 слога). Самые употребительные размеры 4- и 3-ударный.

На протяжении всей поэмы ритмический лад нарушается.

3 группа

Есть ли отличия в описании Чёрного человека в 1-ой и 2-ой частях поэмы? Найдите их.

Отличия в описании Чёрного человека

В первой части Чёрный человек почти бесплотен. Правда, он садится на кровать, «водит пальцем по мерзкой книге», гнусавит, читает, бормочет, глядит в упор, передаёт свои мысли. То есть он описан через действия. Во второй части Чёрный человек упоминается лишь дважды, но зато описание его конкретизируется:

Вот опять этот чёрный
На кресло моё садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув сюртук.

Он уже не «бормочет», а «хрипит», а сам «всё ближе и ближе клонится». Он уже не просто читает книгу жизни героя, а открыто издевается над ним:

Ах, положим, ошибся!

Издёвка сменяется ностальгической картиной детства героя: «жил мальчик…», Чёрный человек дразнит утерянной навсегда праведной дорогой. И снова издёвка:

И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.

Выносить издевательства уже невозможно. Брошенная в Чёрного человека трость приносит герою не освобождение, а лишь опустошение. Рассвет обычно символизирующий начало, обновление, сопровождается безысходным: «Месяц умер…».

Записи в тетрадях

Чёрный человек в первой части почти бесплотен (описан через действия) во второй части – конкретизируется.

Начало и конец последней строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через 1,5 месяца. До сих пор не пришли исследователи к единому мнению о гибели поэта.

Кому было выгодно, чтобы его не стало? Кто желал его смерти? (Риторические вопросы)

Эпизод из к/ф

(заключительная серия, приход Чёрного человека)

Вопрос о Чёрном человеке: кто он?

Может, символ внешнего представления о лирическом герое поэме, характеризующий не столько поэта, сколько отношение к нему его окружения.

Изучили творчество С.А.Есенина. Кто же он: хулиган, каким представляла его пролетарская критика, или человек, надевший на себя маску хулигана, чтобы отгородиться от жестокого мира?

Звучит песня «Отговорила роща золотая».

Домашнее задание

Подготовить презентацию «Мой Есенин».

Приложение


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21