Преподавание литературы Урок литературы в 8-м классе "В сомнениях, человек, воздержись?!"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1911 Джаппарова Сария Каламдаровна, учитель русского языка и литературы Класс: 8 (программа «Школа – 2100») Тип урока: урок – диспут Цели урока: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование урока: мультимедийная установка с материалами урока. Ход урока 1. Организационный момент Слайд 2, 3, 4, 5, презентация. Слово учителя: Добро пожаловать в «Дом без стен». Само название символично. Дом без стен – это сценическое пространство театра. Дом без стен – это окружающий нас мир, это сам человек со своим духовным «Я». Пусть каждый из вас внесет в него свою творческую индивидуальность, свою неповторимую личность. Уроки литературы в этом году построены как некое театральное действие, которое состоит из пролога, трех действий и финала-эпилога, объединенных одной мыслью В.Шекспира «Мир – театр, люди - актеры». Все мы люди разные, и каждый имеет право на собственное суждение собственное мнение, свою оценку, свой взгляд на человека – свойства размышляющего человека. Исходя из этого, выслушаем противоречивые суждения Оптимиста и Пессимиста. Слайд 6, презентация. Сценка. Пессимист и Оптимист ведут спор о вреде и пользе сомнений в жизни человека. - В чем основная мысль спора? (Сомнение, по мысли Пессимиста, отравляет жизнь человека, делает его слабым; по мысли же Оптимиста, сомнение дает человеку импульс к развитию) Слайд 7, презентация. Словарная работа Сомнение –
Слайд 8, презентация. 2. Введение в тему. В сомнениях, человек, воздержись?! Слайд 9, презентация. Слово учителя. Сегодня на уроке мы рассмотрим рассказы А.П.Чехова из «Маленькой трилогии» - «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» как рассказы о человеческих сомнениях. - Что объединяет эти рассказы в трилогию? (герой, рассказчик – слушатель – действующее лицо; конструкция – рассказ в рассказе; общий образ человека в «футляре») Предыстория - Два приятеля-охотника, расположившись на ночлег, рассказывают друг другу разные истории. Это Иван Иванович с довольно странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, который считает, что людей «одиноких по натуре», которые, как рак-отшельник, стараются уйти в свою скорлупу «на этом свете немало». Слайд 10, презентация. - О ком он рассказывает? (Об учителе греческого языка Беликове: внешний вид; обстановка в квартире; вещи; его речь; жизненные принципы) - Отчего Беликов умирает? Зачитайте эпизоды, которые доказывают, что после его смерти «беликовщина» осталась. (…Все испытали чувство удовольствия, чувство свободы. Но жизнь в этом городе не стала лучше. Беликов умер, а сколько таких человеков в футляре осталось, сколько еще будет! – говорит Буркин) Слайд 11, презентация. «Беликовщина» - бесцельное, бессмысленное существование, изолирование от деятельной энергии своего народа. - Есть ли духовное родство между Беликовым и Буркиным? - Является ли Буркин человеком сомневающимся? - Какой вывод делает Иван Иванович? ( А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, и играем в винт – разве это не футляр?..) - Согласны вы с ним? Физкультминутка. Слайд 12, презентация. Следующую историю рассказывает Иван Иванович. Рассказ называется «Крыжовник». - О ком Иван Иванович повествует? ( О своем брате, который в жизни хотел только одного - иметь дом с крыжовником. Чехов показывает, как люди, не занятые полезной общественной деятельностью, не умеющие по-настоящему трудиться, ограничивают себя малой задачей, создают иллюзии цели, расходуют энергию, молодость на её выполнение) Слайд 13, презентация. - Действительно ли то, что кажется ему счастьем, является истинным счастьем для человека? Сомневается ли сам Николай Иванович или доволен собой? ( Николай Иванович обнаруживает высокое человеческое чувство – любовь к свободе, но это чувство укладывается в футляр, и понятие о счастье человека суживается до крохотного счастья собственника... Достижение узенькой цели вытравило из него все человеческое и которое привело к скотоподобной жизни) - А Иван Иванович сомневается ли в том, что его брат достиг истинного счастья? Счастлив ли он сам? Воплотил ли в жизнь какие-либо из своих убеждений? ( Он критически осмысливает весь неразумный путь брата к достижению нищенской цели. В итоге он говорит,что «как много довольных счастливых людей!..», но он не принимает спокойствие современной общественной жизни, стремится разбудить у слушателей дух протеста…Он предлагает как один из способов борьбы и переустройства: «Делайте добро», но при этом сам решительно ничего не делает, а только бранит себя и признаётся: «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я не способен даже ненавидеть. Я только душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня болит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать… Ах, если бы я был молод!» - Как к нему относится автор? ( Наверное, в душе и сознании самого Чехова тоже шла борьба и его тоже одолевали сомнения: каким должен быть человек? Какое добро он должен делать? Что за борьба, которую надо вести и с кем?) Слайд 14, презентация. Чтение наизусть стихотворения П.А.Вяземского «Жизнь наша в старости – изношенный халат» (читает заранее подготовленный ученик)
- Сравните душевное состояние лирического героя в стихотворении П.А.Вяземского и Ивана Ивановича. Кто из них вспоминает свое прошлое с умилением, а кто с недовольством? Верно ли утверждение, что в старости возможен лишь пессимистический взгляд на жизнь? От чего зависит то, в каком душевном состоянии пребывает каждый человек в старости? Слайд 15, презентация. Слово учителя. Следующий рассказ А.П.Чехова «О любви» вновь обращает наше внимание на то, что приносят сомнения человеку, какую роль они могут сыграть в жизни человека. - Что нам известно об Алёхине из предыдущего рассказа? - Как перекликается его история с историей Николая Ивановича? - Какую угрозу видит автор для своего героя, человека благородного и благодарного, умного, образованного, искреннего и чувствительного? (автор боится, что Алехин, которому он симпатизирует, пойдет по пути Беликова и Николая Ивановича, найдя свой футляр в виде этой усадьбы, где он тяжко трудится, крутится, как белка в колесе, ничего больше не видит, а ему уже сорок лет) Слайд 16, презентация. - История любви Алехина и Анны Алексеевны. Чем могло бы стать это чувство для чеховских героев? Какие сомнения их одолевали? Осуждаете ли вы героев за их сомнения? К какому выводу Алехин приходит в конце рассказа? Вывод: Человек, считает Чехов, не должен жить "в футляре", а "футляр" может принимать любую форму: в данном случае это "футляр" условностей, внешних приличий, ненужных рассуждений и т.д. Индивидуальное задание. - Попробуйте найти внутреннюю эмоциональную связь между рассказом А.П.Чехова "О любви" и стихотворением В.Тушновой "Мы шли пустынной улицей вдвоём". Слайд 17, презентация. Ученица читает наизусть стихотворение В.Тушновой "Мы шли пустынной улицей вдвоём".
- Что общего есть в стихотворении Тушновой и рассказе Чехова? (Человек не должен жить в «футляре», а «футляр» может принимать любую форму, в этом рассказе это футляр условностей, внешних приличий, для чувства, любви) Слайд 18, презентация. Заполнение таблицы
Слайд 19, презентация. 3. Итог урока: - Чем же были сомнения для чеховских героев – мучением, которое привело к слабости и внутреннему разладу, или необходимым условием для развития, более глубокого понимания жизни и назначения человека, для усовершенствования самого себя? Слайд 20, презентация. Вывод. Сомнения для героев были мучительны, но через эти мучения человек мыслящий и приходит к постижению своих собственных целей и смысла своего бытия. Даже если герои Чехова не знают, что делать им в этом мире, как действовать, они, благодаря этим сомнениям, уже не смогут стать мещанами, для которых главное в жизни – огород и крыжовник и которые каждое слово изрекают как неоспоримую истину. Автор убеждает нас в том, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо «исходить от высшего», надо бороться за красоту, любовь и свободу. Обратимся к эпиграфу урока: «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» А.П.Чехов Слайд 21, презентация. 4. Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на одну из тем.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |