Преподавание литературы Литературная игра по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", "Преданья старины глубокой"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1862 Левандовская Ольга Егоровна, учитель русского языка и литературы, МХК 1.Разминка капитанов 1) В связи с чем в 1820 году В.А.Жуковский прислал Пушкину свой портрет с надписью? Что было написано на портрете? (Прочитав поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», В.А.Жуковский прислал начинающему поэту свой портрет с надписью«Победителю-ученику от побежденного учителя») 2) Когда А.С.Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила»? (В петербургский период, он работал над ней долго, видимо, задумал еще в лицее, но всерьез принялся за нее в 1818 году. Завершено произведение было в апреле 1820 года. Позднее, в 1828 году, к тексту поэмы был дописан пролог «У лукоморья дуб зеленый…»)
2.Лексическая работа
3. Мифические персонажи
4.Теория литературы 1) Что называется поэмой? (Поэма – большое по объему стихотворное произведение. Поэмы могут быть эпическими, лирическими, лироэпическими) 2) Что соответствует зачину в поэме «Руслан и Людмила»? (Пролог) 1) Что соответствует концовке (Эпилог) 2) Что называется рифмой? (Рифма – от греч. соразмерность) – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк) 1) Какие рифмы по расположению в строках вы знаете? (По расположению в строках рифмы делятся на парные, или смежные, связывающиесоседние строки (по схеме аа, бб), перекрестные, в которых созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки (по схеме аб, аб), опоясанные, или кольцевые, в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (по схеме абба) 2) Какие элементы эпического произведения есть в поэме? (Повествование, сюжет, действующие герои) 1) Чем поэма похожа на драму? (Сюжет развивается быстро, действие напряженное, большое место занимает диалог) 2) Какие двусложные стихотворные размеры вы знаете? (ямб - двусложный стихо- творный размер, где ударение приходится на четные – 2,4, 6 и т.д. – слоги; хорей – двусложный размер стиха с ударением на нечетных 1,3,5 слогах)
5. Соперники Руслана 1) Как их звали? (Ратмир, Фарлаф, Рогдай) 2) Как искал Людмилу Ратмир? (Отправляясь в путь, он думал до заката дня найти Людмилу, но остановился на ночлег в замке, его приютили, так позаботились о его отдыхе, что он забыл о Людмиле. Его встречает Руслан, когда возвращается в Киев со спящей Людмилой, встречает в обществе пастушки. всем довольного в жизни) 1) Как спасал Людмилу Фарлаф? (Все утро проспал, потом сел перекусить, вдруг увидел кого-то на коне и, бросив копье, кольчугу, шлем, перчатки и свой обед, пустился наутек:
До слов:
2) А когда уже Руслан возвращался в Киев со спящей Людмилой, что сделал Фарлаф? (Наина, обратившись кошкой, привела Фарлафа к уснувшему Руслану, Фарлаф убил Руслана, а Людмилу привез Владимиру спящей, сочинив историю о спасении. В конце поэмы был прощен всеми на радостях) 6. История финна 1) Что в начале их отношений ответила Наина на признание пастуха? («Пастух, я не люблю тебя!») 2) Как решил завоевать ее расположение финн? (Десять лет он сражался со своей дружиной, стал героем и богатым человеком:
7. Защита рисунков Каждый учащийся готовил к игре свой рисунок. Во время игры к доске выходят два учащихся – представители от команд - со своими рисунками. Они могут рассказать своими словами, почему выбрали именно этот эпизод поэмы или выразительно прочитать текст произведения. Как вариант защиты может быть просмотрен фрагмент художественного фильма А.Птушко. 8. История головы 1) Что искал на поле брани Руслан и не нашел? (меч):
2) Как разбудил Руслан спящую голову? (пощекотал ноздри копьем)
До слов И, сморщась, голова зевнула, 1) О чем попросила разбуженная голова? (чтобы ей не мешали спать)
2) Как все-таки Руслан победил голову? (он вонзил ей в язык копье, затем грозною десницею ударил в щеку, грозясь обрубить нос и уши) 1) Когда был найден меч, как обхитрил витязя, своего брата, Черномор?
До слов
2) Когда умерла голова? (когда увидела Черномора без бороды)
9. Жанр поэмы «Руслан и Людмила» 1) Поэма «Руслан и Людмила» по своему жанру – шуточная поэма-сказка. Создавались ли до Пушкина такие произведения? (Да. Большой известностью пользовалась шуточная поэма русского поэта 18 века Богдановича «Душtенька». В ней в шутливой форме, с юмором рассказывалось о любви Купидона (в римской мифологии – Бог любви) к дочери царя Психее. Однако поэма Пушкина была не только похожа, но еще более отличалась от предшествовавших ей поэм в шутливом роде. «В этой поэме, - писал Белинский, - все было ново: и стихи, и поэзия, и шутка, и сказочный характер вместе с серьезными картинами».) 2) Каково происхождение имен героев поэмы? (Одни имена восходят к «Истории Государства Российского» Карамзина: таковы Рогдай, Фарлаф. Другие восходят к русским народным сказкам, например, Еруслан Лазаревич. Третьи – к былинам.) 1) Каков сюжет поэмы? (Сюжет поэмы «Руслан и Людмила» - сказочный. Герой – богатырь Руслан отправляется на поиски похищенной невесты – Людмилы. По пути он вступает в борьбу со своими соперниками и со сказочными злодеями. При этом, как и полагается сказочному герою, он совершает подвиги. Между тем похищенная героиня попадает в заколдованное царство. Там она всеми способами борется со своим похитителем, пока в конце концов ее не спасает герой. В событиях, которые развертываются в поэме, большую роль играют колдовство, чары, помощь добрых сил и препятствия, чинимые злыми силами. Все это как в сказке. Повествование в поэме движется по принципу сказочного повествования.) 2) Каковы художественные особенности поэмы? ( Наряду со сказочными элементами большую роль играет у Пушкина и бытовое, обыденное, современное. Сказочное переплетается с современным и обыденным, фантастическое оказывается в близком соседстве с реально-бытовым. Из этого вытекают художественные особенности: колдунья в поэме Пушкина оказывается не только злой и всесильной, как ей полагается быть в сказках, но и весьма жалкой старухой. Свирепый злодей Черномор выглядит немощным стариком. Волшебницы похожи на совсем не сказочных, легкомысленных девиц. Ужасная сказочная голова отнюдь не по-сказочному морщится, зевает и чихает. Автору поэмы явно весело, он иронически относится к тем событиям, которые описывает.) 1) Приведите примеры из поэмы, в которых мы чувствуем иронию Пушкина.
Или:
2) В чем, на ваш взгляд, особенность образа Людмилы? (Людмила соединяет в себе сказочную героиню и современную, очень живую женщину. Она и героиня, и остроумная пародия на героиню. Пушкин смеется над героями, над читателем, над самим собой как автором поэмы. Его ирония и шутка распространяются на самый замысел поэмы:
Подведение итогов. Подсчитываются командные очки, награждаются грамотами и сувенирами учащиеся, принимавшие активное участие в игре. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |