Преподавание русского языка Урок русской словесности в 6-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 908 Чеклецова Ирина Викторовна, учитель русского языка Цели урока:
Оборудование:
Структура и ход урока: I. Орг.момент (2 мин) II. Проверка домашнего задания (10 мин) Чтение учащимися своих исследовательских работ (работы прилагаются). III. Чтение учителем текста (4 мин) В.Г.Белинского о М.В.Ломоносове. ,,Сила воли есть один из главнейших признаков гения, есть его мерка. И как изумительно, как чудесно проявилась эта сила в Ломоносове! Чтобы понять это вполне, надо забыть наше время, наши отношения, надо перенестись мысленно в ту эпоху жизни России, когда грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда ученье было чем-то тождественным с колдовством, когда книга была редкостью и неоценённым сокровищем. И в это время на берегу Ледовитого океана, на рубеже природы, в царстве смерти, родился у рыбака сын, который с чего-то забрал себе в голову, что ему надо, непременно надо учиться, что без ученья жизнь не в жизнь. Ему этого никто не толковал, как толкуют это нынче, его даже били за охоту к ученью, как нынче бьют за отвращение к науке. Чуден был этот мальчик, не походил он на добрых людей, и добрые люди, глядя на него, пожимали плечами. Все, и старше его, и моложе его, и ровесники, все смотрели на вещи глазами здравого смысла и, по привычке видеть их каждый день, не видели в них ничего необыкновенного: солнце им казалось большим фонарём, светившим им полгода, чудное сияние в полугодовую ночь – отблеском большого зажжённого костра дров; необозримое море они почитали за большой рыбный садок – словом, этим благоразумным людям всё казалось обыкновенным, кроме денег и хлеба. Но мальчик смотрел на всё другими глазами: в полугодовой ночи он видел что-то чудное, скрывавшее в себе таинственный смысл, океан манил его в неисходную даль, как бы обещая объяснить всё непонятное, всё, что сообщало его душе странные порывы, волновало грудь неизъяснимою и сладкою тоскою, возбуждало в его уме вопросы за вопросами… Да, мальчик был любимое дитя природы, родной сын между миллионами пасынков, а между любимым сыном и любящей матерью всегда существует симпатическое чувство, которым они молча понимают друг друга. Но мальчику мало было понимать чувством, он хотел понять разумом; ему надо было любоваться на прекрасную природу, он хотел заставить её говорить с собою, открыть себе её заветные тайны – словом, ему хотелось чего-то такого, чего он не умел назвать и чего боялся. И вот он, покорный внутреннему голосу, оставляет любимого отца и ненавистную мачеху, бежит в Москву… Зачем? – учиться! Кто дал ему средство идти с таким упорством к своей цели? – никто, кроме этой могучей воли, которая есть орудие гения!..” IV. Комплексный анализ текста (15мин) – Определите основную мысль данного текста. – Какое впечатление он произвёл на вас? Какие чувства вы испытываете сейчас? – Чему учит этот текст? – Какое произведение М.В.Ломоносова,,перекликается” с текстом В.Г.Белинского? Прочитайте его наизусть Чтение наизусть отрывка из,,Оды” М.В.Ломоносова.
– К чему призывает М.В.Ломоносов в своей оде? – Автором текста о М.В.Ломоносове является В.Г.Белинский. Что вы можете сказать о нём? – Какими чертами характера нужно обладать, чтобы написать такие проникновенные строки? Ответ учащегося:,,Этот человек благодарный, умеющий восхищаться другими людьми, человек с богатым внутренним миром, человек объективный и мудрый.” Определите стиль текста, докажите своё мнение. Ответ учащегося:,,Данный текст публицистического стиля. Главная функция текста – воздействие на читателя. Также автор использует специальные лексические и грамматические средства, посредством которым ему удаётся достичь своей цели” – Какие лексические средства использует В.Г.Белинский? (слова со значением оценки: изумительно, чудесно, чуден и другие; синонимы: изумительно, чудесно; Ломоносов, гений, мальчик, сын, дитя природы; антонимы: чувства – разум, обыкновенный – необыкновенный, любимый – ненавистный, сын – пасынок) – Какие грамматические средства использует автор? (прилагательные в превосходной степени, предложения вопросительные и восклицательные, слово да в начале предложения.) – Для чего автор использует вопросительные и восклицательные предложения? (Этим автор подчёркивает значимость личности М.В.Ломоносова, его масштабность. Восклицательные предложения придают тесту эмоциональность, колорит, торжественность, позволяют автору выразить восхищение личностью М.В.Ломоносова) – К какому типу речи относится данный текст? Докажите. (Рассуждение) – Что вы можете сказать о языке, который позволяет так метко, точно, ёмко отразить мысли и чувства автора? (Этот язык гибкий, волшебный, многообразный, в нём много синонимов, слова русского языка точны и наполнены глубоким смыслом. Эти слова заставляют плакать и смеяться, сопереживать, надеяться и верить). – А сейчас давайте вспомним афоризмы о русском языке и прокомментируем их. V. Эстафета афоризмов о русском языке. (5мин) [Начинает учитель или ученик, а далее весь класс декламирует] ,,Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.” И.С.Тургенев. Начинает ученик: ,,Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”. Начинает учитель: ,,Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”. К.Г.Паустовский. Начинает ученик: ,,Русский язык является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одарённый чудесной сжатостью, соединённой с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались для этого целые фразы.” П.Мериме, французский писатель. – Какой афоризм запомнился более других и почему? Ответ учащегося: ,,Мне запомнился последний афоризм, потому что он принадлежит иностранцу, человеку, который объективно оценивает наш язык. Именно Проспер Мериме говорит о точности и ёмкости нашего языка, и я горжусь тем, что я русский, точнее русскоговорящий, который живёт в России и говорит на великом русском языке.” – А сейчас давайте обратимся к текстам других авторов и подумаем над вопросом: что общего между этими текстами? Что лежит в их основе? VI. Чтение учителем наизусть стихотворения А.Т.Твардовского и высказывания Л.Н.Толстого. (5 мин)
А.Т.Твардовский. ,,Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать. И вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость.”Л.Н.Толстой. (Общим между этими тремя текстами является отношение авторов к жизни, их предельная целеустремлённость и великодушие, благородство и альтруизм, трудолюбие, стремление к совершенству и безграничная любовь к окружающему миру. В основе всех этих текстов лежит общечеловеческая тематика.) – А что является общечеловеческими ценностями?
VII. Подведение итогов (2 мин) – Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке? (Мне больше всего запомнился древнеиндийский афоризм ;,Не совершай ничего, что будет мучить тебя на смертном одре. Ибо жизнь мгновенна.” Это означает, что жизнь нужно прожить достойно и осознанно.) – Что вы, шестиклассники, можете сделать для окружающих в реальной жизни? [Помогать пожилым людям,, детям из детского дома, беречь природу, хорошо учиться, стараться быть похожими на тех, кто всю свою жизнь посвятил достижению великой цели.] VIII. Комментирование оценок. (1 мин) IX. Домашнее задание. (1 мин) – Подумайте, какое домашнее задание вы хотели бы выполнить после нашего урока (Написать эссе,,В знак благодарности”. Написать стихотворение, посвященное М.В.Ломоносову, выписать из энциклопедии афоризмов высказывания о нравственности и выучить их наизусть. Написать мини- сочинение о русском языке.) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |