Преподавание литературы
Стихи… Проза… Стихотворения в прозе И.С. Тургенева
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2173
Лилякова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева. Задачи урока: - Развивающие – развивать навыки выразительного чтения;
- Обучающие – показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь раскрыть и понять смысл стихотворений, тему, идею;
- Воспитательные – воспитывать доброту, чуткое отношение к людям.
Оснащение урока: - Толковый словарь С.И.Ожегова
- Карточки с вопросами
- Карточки для групповой работы
- Выставка книг по творчеству И.С.Тургенева
- запись на доске эпиграфа
ХОД УРОКА Хочу вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слёз и благодарной мужской мысли, которая называется «стихотворения в прозе…» П.Анненков Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза. I. Организационный момент II. Фронтальный опрос – Мы продолжаем изучение творчества И.С.Тургенева. Вопросы к классу: 1. Какие произведения И.С.Тургенева вы знаете? («Бежин луг», «Бирюк») 2. В какой сборник входят эти рассказы? («Записки охотника») «Записки охотника» были созданы в начале творческого пути писателя. А сборник «Стихотворения в прозе» Тургенев выпустил в конце своей жизни, в 1882 году, как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве. П.Анненков с восхищением пишет: «Хочу вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слёз и благодарной мужской мысли, которая называется «Стихотворения в прозе…» Итак, вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о стихотворениях в прозе. Поговорим об особенностях жанра стихотворений в прозе, попытаемся раскрыть и понять смысл стихотворений Тема урока в тетрадь 3. Дома вы читали статью в учебнике о стихотворениях в прозе. В чем их особенность? 4. Найдите определение стихотворений в прозе. На доске записано еще одно определение. Что мы выделим основное в этих определениях? Запишите в тетрадь. III. Сообщения учащихся – А сейчас мы послушаем … Он дополнительно готовил сообщение о стихотворениях в прозе. (Сообщение ученика) – Как вы думаете, почему Тургенев просил читателей читать свои произведения враздробь? Чтобы прочувствовать каждую строчку, уловить смысл этих произведений, которые действительно созданы из солнца, радуги, алмазов, женских слёз и мужской мысли. На доске записаны ключевые слова 1882 год «Русский язык» Александр II август 1882 года 4 министра 1883 год У … было индивидуальное задание – составить сообщение о политической обстановке России в этот период. (Сообщение ученика. Исторический комментарий) IV. Выразительное чтение стихотворения в прозе «Русский язык» (учитель) V. Беседа по вопросам 1) Какая мысль заключена в данном стихотворении? (Мысль о величии русского языка и русского народа) 2) Какие чувства передает Тургенев? («Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,» «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома») – Давайте посмотрим в словаре значение слов: сомнение, тягостный, отчаяние. – Чем вызваны эти чувства? (Размышлениями о судьбе Родины) 3) Почему мы это произведение относим к лирическому жанру? (Выражает чувства автора) 4) Какие художественные приемы используются? (Эпитеты: их только 4,они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу – его носителю: «великий язык – великому народу») – Найдите в словаре значение слов великий, могучий, правдивый, свободный – На основании каких признаков мы можем судить, что перед нами не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств языка? Определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий, могучий, правдивый, свободный», – сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в публицистических выступлениях, использоваться в критических работах. В этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств языка. VI. Работа по группам Выразительное чтение стихотворений. Ответы на вопросы. 1 группа: «Нищий» 2 группа: «Близнецы» 3 группа: «Без гнезда» VII. Чтение стихотворения «Природа» по ролям наизусть VIII. Беседа по вопросам 1) Какие мысли и чувства выражены в этом стихотворении? – Чувства и разум выделяют человека из мира природы. Природа живет по своим законам, люди – по другим. Противиться и возражать этому бессмысленно. Горе человеку, если сам он забудет о человеческих жизненных ценностях. IX. Задания по группам на карточках Карточка № 1. Отгадайте стихотворение - «Я видел спор двух близнецов…»
- «я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик…»
- «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…»
- «Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину…»
Карточка№ 2. Найдите соответствия «Нищий» Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! «Близнецы» Я понял, что я получил подаяние от моего брата «Русский язык» Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко Карточка№ 3 Стихотворение …. «Русский язык» написано в …. году. Основная мысль этого стихотворения-… русского языка и русского народа. Автор использует изобразительно-выразительные средства, такие как…. : великий, … , правдивый, свободный. X. Итог урока – Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворениями в прозе И. С. Тургенева, рассмотрели особенности этого жанра стихотворений, раскрыли смысл некоторых стихотворений в прозе. XI. Домашнее задание - Попытаться самим написать одно или два стихотворения в прозе- о жизни родной природы, о привычках и отношении животных к человеку и т.д.
- Выучить одно стихотворение в прозе
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|