Преподавание литературы Урок пропаганда "Вечен труд безвестных зодчих". Творения искусства и духовная жизнь народа. (По творчеству Д.Кедрина)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1405 Котенева Фаина Викторовна, учитель русского языка и литературы Задачи урока: “Пропаганда” – (лат.) распространение в массах каких-либо идей, учений, знаний.
Оснащение урока: 1) мультимедийное оформление (слайды): портрет Д.Кедрина, высказывание Д.С.Лихачева, фотографии египетских пирамид, репродукции картин Г. Венецианова, изображение Храма Василия Блаженного, изображение Храма Христа Спасителя; 2) выставка книг Д.Кедрина. Ход урока Вступительное слово учителя. Каждый человек воспитывается в культурной среде, сложившейся на протяжении веков, вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. Прошлое – это та почва, на которой мы стоим и , отталкиваясь от которой, идем в будущее. А это прошлое, духовный опыт народа запечатлен в улицах и площадях, домах и парках, храмах и книгах, картинах и скульптурах. Необходимо все это бережно сохранять и беречь, постоянно пополняя этим свой духовный мир. Д.С.Лихачев, известный деятель современной культуры, считает, что “если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране”. Писатели и поэты помогают нам это понять. Например, поэт Дмитрий Кедрин. Краткая справка о поэте. Сообщение ученика. Дмитрий Кедрин родился в 1907 г. в Донбассе. Детство и юность прошли в Днепропетровске. Учился в техникуме путей сообщения, работал в редакции молодежной газеты. Начал печататься в 1924 г. с 1931 г. работает и печатается в Москве. В 1943 г. ушел добровольцем на фронт. Работал в газете Северо-Западного фронта. После демобилизации, в 1945 г., трагически погиб. Единственный прижизненный сборник стихов – “Свидетели”. Кедрин – мастер исторической поэмы и баллады, замечательный лирик. Он очень любил Русь. Написал о ней целый ряд поэм: “Зодчие”, “Конь”, “Ермак”, “Набег”, “Песня про Алену-старицу”. Слово учителя. История родины – главное в творчестве поэта. Он обращается к прошлому, чтобы показать истоки настоящего, талантливость народа, красоту его души. Кедрин показывает, что одной из черт народного характера является красота и способность создавать прекрасное вопреки жестоким условиям, в которых жил народ. Чтение учащимся стихотворения “Красота” и его выступление с мини-исследованием по стихотворению. Тезисы исследования:
Чтение подготовленным учащимся поэмы “Пирамида”. Выступление учащегося с мини-исследованием по поэме. Проблемы, которые исследовал ученик: Слово учителя. История не сохранила имени царя, для которого была построена пирамида и который решил себя возвеличить, оставить свое имя в веках, а дело рук строителей, мысль гениального зодчего, усилия талантливейших инженеров – бессмертно, вечно. Эту мысль Кедрин развивает в другой поэме – “Зодчие”. Чтение учителем поэмы “Зодчие”. Работа с текстом поэмы. Прокомментируйте название поэмы. (От старославянского здати – “создавать, строить”. Однокоренные слова: здание, созидать, зиждитель, создание). Основной композиционный прием – антитеза. Что противопоставлено в поэме? (добро – зло; царь – мастера; храм – торговая площадь, повседневная жизнь). Заполните “рабочий лист”: в чем выражается добро и зло? Представьте ваши наблюдения. Вариант заполнения “рабочего листа”:
В чем смысл образа храма? В чем его ценность? (Храм, а значит, искусство, противостоит злу и бездуховности. Напоминает человеку, что он человек. Пробуждает все лучшее в нем. Символ бессмертия искусства.) Что победило: добро или зло? (Добро торжествует – храм стоит века, несет добро грядущим поколениям. Нравственный человеческий закон, который он воплощает, выше любой власти. Все это знает, может оценить народ, о чем свидетельствуют запретные песни гусляров). Историческая справка о Храме Василия Блаженного. Сообщение ученика. В основу поэмы положена легенда. Она рассказывает о строительстве храма, известного всему русскому народу, и всемирно известного. Это крупнейшее на Руси архитектурное сооружение XVI в. Его называют Храм Покрова “что на рву” или Собор Василия Блаженного. “Что на рву” означало, что храм стоит рядом со рвом, проходившим перед Кремлем. А Василием Блаженным назван по имени юродивого, которого особо почитала церковь и который похоронен у стен храма. Храм был построен в честь взятия Казани Иваном Грозным и возводился в течение 5 лет – с 1555 г. по 1560 г. До нас дошли имена его создателей. Это псковские зодчие Барма и Постник Яковлев. В летописи есть сведения, что царь повелел зодчим воздвигнуть храм из 8 престолов в честь тех восьми святых, чьи праздники падали на решающие дни Казанского похода. Но постник и Барма основали 9 престолов, как того требовала симметрия и задуманная ими композиция собора. Они поступили как истинные художники, по своему разумению. Воля царская спасовала перед красотой. Этот храм выражает красоту, силу и славу Руси. Он и был задуман ликующим, как победа, и сияющим, как слава. Слово учителя. О многом нас заставил подумать, много почувствовать проникновенный, умный, чуткий поэт. Его поэзию любят за тонкие и чистые краски, за умение строить сюжет, придавать многим стихотворным произведениям дух и облик легенды, а главное – любят за светлую душу, полную ласкового внимания к человеку и навек плененную красотой родины. А красоту эту он призывал трепетно хранить как высшую святыню и ценность. Все этапы урока сопровождаются показом слайдов. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |