Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Анализ поэтического текста с помощью эйдос-конспекта. 5–7-е классы
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Анализ поэтического текста с помощью эйдос-конспекта. 5–7-е классы


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2078

Головацкая Надежда Феоктистовна, учитель русского языка и литературы

Художественный текст является импульсом к рождению образов в различных вариациях, представленных в сознании читателей. Диалог писателя и ученика скрыт от учителя. Эйдос-конспект /размышление, рожденное образностью текста, сопровождаемое созданием собственных образов на основе цитат произведения/ может показать глубину понимания текста, чем и интересен [подробнее об эйдос-конспекте ? http://www.tomsk.fio.ru/works/503/Golovazkaja/].

Знакомство с эйдос-конспектами /ЭК/ я начинаю в 5 классе

Вначале ЭК помогает делать зримыми метафору, олицетворение или сравнение.

Например, изучая стихотворение П.А.Вяземского «Степь», ученица захотела показать на ЭК метафору «тонет время» - на рисунке изобразила, как в волнах тонет будильник, а в комментарии к нему назвала термин (метафору) и указала роль данного средства: метафора подчеркивает, что время уходит от нас далеко, погружается на дно.

Г.Молочко увидел главного героя рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга» на ЭК похожим на огонь благодаря эпитету-метафоре «огненно-рыжий» и пояснил, что писатель подчеркнул яркую окраску животного. <Рисунок 1>

Л.Быкова отметила уже несколько художественных средств в стихотворении С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...»: «Колесом за сини горы солнце тихое скатилось» - Cолнце изображено в виде колеса, съезжающего с неба: сравнение по форме круга рождает метафору - действие: «скатилось» (происходит знакомство с цепочкой изобразительных средств); «дремлет дорога», «ей ... примечталось» – дорога показана как человек с закрытыми глазами, а рядом с ней - её мечты: олицетворение оживляет природу, делает её ближе человеку. Легче запоминались эпитеты: «звонкая» чаща - мы видим лес, из которого вылетают ноты, мы слышим звуки; «седая» зима - возникает лицо с седыми волосами, зима предстает старым человеком. Таким образом, ученицей создавалась не просто иллюстрация, а оживлялись художественные находки автора, благодаря которым произведение становится неповторимым. <Рисунок 2>

В 6 классе эйдос-конспекты усложняются.

В стихотворении А.С.Пушкина «Узник» учащиеся видели не отдельные образы, а антитезу, лежащую в основе композиции. Темницу, решётку рисовали как темное начало, неволю, а гору, море, вбирающие белый, синий цвета, ветер, «гуляющий» с человеком, изображали как символы свободы. Комментарий к рисунку тоже расширялся. Обязательным становилась формулировка идеи произведения: призыв к свободе. <Рисунок 3>

Урок анализа поэтического текста с помощью эйдос-конспекта на тему: «Лирика М.Ю.Лермонтова». 7-й класс

(По учебнику Т.Ф.Курдюмовой [1])

Цели:

  1. развивать умение выразительного чтения наизусть; воспитывать чуткость к художественному слову;
  2. вырабатывать навык анализа поэтического текста по схеме;
  3. развивать с помощью эйдос-конспекта ассоциативное мышление, помогать более глубокому восприятию образов, идеи;
  4. вырабатывать умение обобщать материал с использованием таблицы.

Оборудование урока:

  • опорный конспект «Компоненты анализа поэтического текста»;
  • эйдос-конспекты учащихся к стихотворениям М.Ю.Лермонтова.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы продолжим разговор о поэзии одного из интереснейших русских поэтов - Михаила Юрьевича Лермонтова, попытаемся проникнуть в мир его творчества.

А поможет нам опорный конспект «Компоненты анализа поэтического текста». <Рисунок 4> Обратите внимание, что все составляющие элементы анализа расположены вокруг идеи. Надо уметь увидеть эту сердцевину, почувствовать её.

С чего всегда нужно начинать? (С выразительного чтения.) Да, от того, как прочитаем стихотворение, зависит, возникнет или нет то чувство, которое хотел передать поэт, создастся художественный образ, видимый художником, составными частичками которого являются художественные средства, использованные им. «От нашей читательской работы - восприятия (увидеть внутренним взором всё, что нарисовал автор) зависит всё», - отмечает В.А.Лазарева. [2]

Всё значимо в произведении, всё обдумано. И чем больше мы сумеем увидеть, тем лучше поймем творение, хотя всегда останется что-то недосказанное, поэтому не раз возвращаемся мы к уже вроде прочитанным и понятым стихотворениям...

Давайте вспомним, на какие темы писал Лермонтов, попытаемся взглянуть на изученные произведения пристальнее. Поможет нам эйдос-конспект как индивидуальное видение прочитанного. Ведь рисунок - это начало вашего разговора с поэтом.

А приоткроют тайны поэзии наши одноклассники, которые выполняли индивидуальное задание.

Задачи классу: к концу урока заполнить таблицу, указав темы и мотивы лирики Лермонтова (с названием стихотворения), выделить художественные приемы, которые поэт использует. Третий столбик /примеры/ - домашнее задание. (Раздаются таблицы)

темы и мотивы

художественные приемы

примеры

Повторение изученных в 6 классе стихотворений при помощи эйдос-конспектов по схеме.

2. Стихотворение «Парус» - чтение наизусть. Эйдос-конспект и комментарий ученицы А.Риммер <Рисунок 5>: Читая стихотворение, мы испытываем состояние грусти и жажды движения. Вместе с лирическим героем каждый ощущает себя одиноким парусом на безбрежных волнах моря, что передано поэтом эпитетом «одинокий». Композиционная особенность произведения - описание происходящего с парусом - чередуется с рассуждениями человека о своей судьбе. Смысловой параллелизм наблюдается в каждой строфе: две строки - о парусе и о том, что его окружает, следующие две - о состоянии души лирического героя. Например, в первой строфе: 1,2 - «Белеет парус одинокий В тумане моря голубом» - картина моря и паруса; 3,4 - риторические вопросы и синтаксический параллелизм: «Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?» отражают внутренний поиск смысла жизни. Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит». Любимый прием – антитеза («край родной» - «страна далёкая», «ищет» - «кинул», «под ним» - «над ним»). Самая яркая ? в конце стихотворения («буря» - «покой») ? заставляет нас сравнивать и тоже делать выбор в пользу бури, в которой заключён особый покой души «мятежной», ищущей, какой была душа молодого Лермонтова.

Проверка записей:

темы и мотивы

художественные приемы

одиночества и мятежа («Парус»)

эпитеты, риторические вопросы, олицетворения, антитеза, параллелизм

3. «Тучи» - выразительное чтение стихотворения наизусть. (Возможен ЭК «Тема родины и мотив изгнания, одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи») Написанное в период ссылки, стихотворение, конечно, отражает грустные раздумья поэта о своей участи. Но передает он их через образ тучек, вечно скитающихся по свету. И снова оттолкнувшись от описания туч, применив сравнение их с «цепью жемчужной», назвав их «вечными странниками», поэт в основном рассуждает о своем сходстве и различии с ними. Вторая строфа - гамма вопросов, возможных причин скитания, изгнания. Самая страшная – «друзей клевета ядовитая», это подчеркнуто последним месторасположением вопроса и таким резким эпитетом «ядовитая», поставленным в позицию рифмы («открытая» - «ядовитая»), следовательно, под логическое ударение. Все вопросы относятся к миру людей, и хотя Лермонтов олицетворяет природу, он отказывается от сравнения себя с тучами ярким «нет», стоящим в начале третьей строфы. Дважды повторяя слово «чужды», он показывает самое главное различие между ними - это чувство родины. Поэт любит свою «милую» родину и глубоко переживает изгнание.

Мы заметили, что для поэта одной из сквозных тем стал мотив одиночества. Интересно сравнить несколько стихотворений, обратить внимание на образы, которые использует художник для передачи своего чувства.

4.Мотив одиночества в лирике Лермонтова.

Эйдос-конспект «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова» и комментарий к нему: В стихотворениях «На севере диком стоит одиноко», «Утес», «Листок» Лермонтов передаёт свое одиночество через разные образы природы (Сосна, Пальма, Утес, Листок), поэтому сквозным является и приём олицетворения. Их объединяет сходное состояние души: «стоит одиноко» сосна, «одна и грустна» пальма; утёс «одиноко ... стоит, задумался глубоко», «тихонько плачет»; «один и без цели по свету носится» листок, «без сна и покоя». Замечаем повтор слов, придающих произведениям грустное звучание. В каждом стихотворении видим антитезу: «север» - «пустыня»; «весело играя» - «плачет»; тучка (молодая) - старый утес; листок, «гонимый бурей»,- чинара, с которой «шепчется ветер», «лаская»; засохший лист – «свежие» листья. Контраст усиливает настроение печали, создаваемое и трехсложным размером стиха - амфибрахием или (в «Утесе») умелым сочетанием хорея с пиррихиями. У каждого стихотворения не только свои образы, но и разный ритмический рисунок. Обращаем внимание на длину строк: в 1-м («На севере диком...») - четырех- и трехстопный амфибрахий, во 2-м («Утёс») - пятистопный хорей, в 3-м («Листок») - пятистопный амфибрахий. Такое варьирование говорит о художественном мастерстве Лермонтова, находящего разные образы и формы для передачи схожих настроений.

5. Работа с классом по учебнику Т.Ф.Курдюмовой. Выразительно прочитаем стихотворение «Романс» /«Стояла серая скала на берегу морском»/, учитывая жанровую особенность произведения, переданную в названии.

Беседа по вопросам (по схеме):

  • Какова тема? (Тема любви, разлуки)
  • С каким настроением читаем? (Грустным, печальным)
  • Связано ли оно с жанром, названием? (Да, романс - небольшое лирическое стихотворение песенного типа. Как правило, романсы грустного характера, напевные.)
  • В чём особенность композиции? (Выделяем две части: описание скалы, разделенной громом на два утеса, и размышление о чувствах любящих людей, разлученных злословием)
  • Определите прием, который организует композицию? (Сравнение похожих явлений в жизни.)
  • Что с чем сравнивается? Что для поэта главное? (Любовь людей - с природным явлением.)
  • К какому утверждению приходит поэт, используя сравнение? Сформулируйте идею стихотворения? (Если разлуки суждены, минуты счастливых дней, как трещины у скал, навсегда остаются с людьми. ? Мгновения счастья незабвенны.)
  • Какие художественные средства встречаем в тексте? Для чего их использует поэт? (Сравнение людского злословия с громом передает силу влияния слова на человека. Параллельное расположение строк позволяет сравнить «чувства», «слова» и «минуты прежних дней» с рядом «глубоких трещин», сопоставление усиливается и метафорой «союза ... следы» - прием важен для раскрытия идеи стихотворения. Метафора «чело» (скалы) - для создания живого образа скалы. Эпитет «седой» передает и цвет, и долгий временной промежуток жизни потока.)
  • Интересно и употребление Лермонтовым особых знаков препинания в данном тексте: тире, многоточия в середине строки - для создания пауз, для передачи смены чувств и настроений.

Задание: создайте эйдос-конспект «Тема любви в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Романс». Один из вариантов комментария: стихотворение «Романс» - о любви. ЭК отражает композиционный прием сравнения: описание природы сопоставляется с отношениями влюбленных, поэтому утесы изображены в виде людей, которых разделяет сверху удар «небесного грома» – снизу «поток седой» «злословия людского». На утесах видны «союза прежнего следы» (метафора), «глубоких трещин ряд», в них заключены лучшие мгновения чувств людей, «минуты прежних дней», которые навсегда остаются в памяти. Главная мысль стихотворения: мгновения счастья незабвенны.

6. Возможен самостоятельный анализ одного стихотворения поэта и представление эйдос-конспекта по нему. Например, стихотворение «Нищий».

7. (Работа с классом) Проверим заполнение таблицы.

Назвать темы и мотивы, на которые писал Лермонтов. Подчеркните приемы, которые чаще использует Лермонтов в данных произведениях (подчеркнуть).

темы и мотивы

художественные приемы

примеры

одиночества и мятежа («Парус»)

родины и изгнания («Тучки»)

одиночества («На севере диком стоит одиноко», «Утес», «Листок»)

неразделенной любви («Романс», «Нищий»)

эпитеты, олицетворения,

риторические вопросы, антитеза, параллелизм, повтор,

сравнение, метафора,

использование тире, многоточия

  • На какую тему стихотворение «Смерть поэта», проанализированное на предыдущем уроке? (тема поэта и поэзии, мотив обличения убийц).
  • Дописать самостоятельно и художественные средства. Какие ещё не были названы? (риторические восклицания и обращения, гиперболы).

Лермонтов преклонялся перед Пушкиным, глубоко переживал внезапную его гибель, поэтому ворвётся в литературу с таким гневным стихотворением, сочетающим в себе сатиру и элегию.

8. Но был у поэта ещё один кумир. В 1830 году Лермонтов напишет такие строки:

Я молод; но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел;
У нас одна душа, одни и те же муки;
О если б одинаков был удел!..

Вспомните, что вы знаете о Байроне? (Английского поэта Байрона отличало романтическое мироощущение: неприятие действительности, бунтарский дух, одиночество, вечное странничество души в поисках идеала.)

Видите ли вы сходство этих поэтов? (О близости мироощущения этих поэтов говорит сходство настроений, близость некоторых образов, а также тот факт, что Лермонтов переводит его стихи.) Вспомните элегию Байрона «Душа моя мрачна», изучаемую в этом же году - вольный перевод стихотворения английского поэта, названный Лермонтовым «Еврейской мелодией». Послушаем это произведение (выразительное чтение наизусть) и создадим эйдос-конспект.

Стихотворение наполнено трагическим настроением, так свойственным романтическому мироощущению. Муки души так сильны, что должны выйти слезами, иначе разорвётся грудь. Сравнение с полным яда кубком показывает высшую степень состояния неудовлетворенности. Только «арфа золотая» (метафора - поэзия) способна пробудить «звуки рая», мечту. На эйдос-конспекте можно изобразить, с одной стороны, мрачную душу лирического героя, сердце, в котором кубок яда с извивающейся змеей, а с другой стороны ? застывшие очи со слезой, с каплей спасения, руку певца, играющего на арфе. От божественного инструмента исходят «звуки рая», рождающие полет ангела.

Теперь понятно, почему мотив одиночества, странничества так свойственен Лермонтову. Но неужели поэт - только подражатель? Давайте откроем другое стихотворение. (Чтение стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой...» учителем)

В этом стихотворении звучат главные мотивы будущего творчества Лермонтова: «ощущение его избранничества («или Бог - или никто!»), обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире... на раннюю трагическую гибель, на невозможность осуществить всё, что предначертано. И - принадлежность к России, особый строй «русской души»[3]. Лермонтов обретает свой неповторимый голос.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся на выбор: закончить таблицу, перечитав стихотворения на стр. 100-111, привести примеры, приготовить устный рассказ на тему «Поэзия Лермонтова» с чтением строк наизусть или создать эйдос-конспект с анализом одного стихотворения по схеме.

Таким образом, работа с эйдос-конспектами является составной частью урока, помогает развитию творческих способностей учеников, постепенно готовит одаренных учащихся к исследовательской деятельности. А самое главное, верится, что диалог писателя и ученика, прочувствованный, отображенный в совместно рождённых образах, будет продолжаться всю жизнь.

Ссылки:

  1. Литература. 7 кл.: Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. - 4-е изд. М.: Дрофа, 2002. - с.100-110
  2. В.А.Лазарева. Принципы и технология литературного образования школьников: Журнал «Литература в школе»,1996, № 2 ,с.83
  3. Монахова О., Стишова М. Русская литература ХIХ века. - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - с.109

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21