Преподавание литературы Урок-конференция к 200-летию казахского поэта XIX в. Махамбета Утемисова по теме: "Певец во стане казахских воинов"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 843 Жанисова Роза Нурахметовна, учитель казахского языка и литературы ЦЕЛЬ:
ЗАДАЧИ:
ОБОРУДОВАНИЕ: объявление о проведении пресс-конференции, портреты М. Утемисова и К. Сагырбаева, выставка книг, музыка казахских композиторов, рефераты учащихся, иллюстрации учащихся к лирическим произведениям поэта, цитаты. Тип урока: пресс-конференция. Основные этапы пресс-конференции: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП включает создание пресс-центра в составе ведущего и литературоведов, представители СМИ лицея и города в лице учеников 9-11 классов, выбор оператора, фотографа, декоратора, интервьюера. ОСНОВНОЙ ЭТАП включает постановку вопросов, получение на них ответов, чтение и анализ стихов Махамбета. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП включает подведение итогов, рефлексию.
I. Организация пресс-конференции ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ Уважаемые лицеисты! Мы приглашаем Вас на пресс-конференцию по теме “Певец во стане казахских воинов”. В 2003 году мировая общественность отмечает 200-летие со дня рождения великого казахского поэта Махамбета Утемисова, вдохновенного борца за народное счастье. – ЧТО ЖЕ ОПРЕДЕЛИЛО СУДЬБУ ПОЭТА, ПОБУДИЛО ЕГО НА ПОДВИГ? Об этом мы сегодня будем говорить. Мы получили Ваши вопросы и по ним определили следующие направления: “Я БЫЛ ОСТРИЕМ КОПЬЯ…” “МОИ СЛОВА – ДЛЯ СИЛЬНЫХ ДУХОМ” “БАТЫРОМ КАЖДЫЙ СТАТЬ РОЖДЕН” ВЕДУЩИЙ – Разрешите представить Вам членов пресс-центра: литературоведы (ученики 9-11 классов), чтецы. Вопросы будут задавать представители СМИ – корреспонденты газет “Лицей”, “Зеркало”, “Вечерняя газета”, ведущие “Радио 102” и “Русское радио” Казахстан. П. Работа по теме 1. ВЕДУЩИЙ Махамбет… Его имя дорого каждому, кто знаком с историческим прошлым, литературой и культурой Казахстана, кому близок свободолюбивый дух казахского народа. Махамбет Утемисов для казахской поэзии, для духовной культуры казахского народа, как Пушкин для русской. ЗВУЧИТ МУЗЫКА “Я БЫЛ ОСТРИЕМ КОПЬЯ…” 2. ЧТЕЦ 1
Ж. Абдирашев 3. ВЕДУЩИЙ – Уважаемые корреспонденты! Ваши вопросы к пресс-центру. 4. ГАЗЕТА “ЛИЦЕИСТ” – Махамбет Утемисов был признан в 16 лет лучшим акыном из рода бершей, а в 19 лет был объявлен лучшим поэтом Младшего жуза. ЧТО СПОСОБСТВОВАЛО ТАКОМУ РАЗНОСТОРОННЕМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ПОЭТА? ОТВЕТ Природный поэтический талант, врожденный острый ум, пример отца, воспитание в спартанском духе, мусульманское образование, активная жизненная позиция, обостренное чувство лидерства, желание принимать участие в различных состязаниях акынов. 5. ГАЗЕТА “ПЕРЕМЕНА” Хан Жангир избирает его в качестве учителя-наставника своего сына. В КАКОМ ДУХЕ ВОСПИТЫВАЛ МАХАМБЕТ ХАНСКОГО НАСЛЕДНИКА? ОТВЕТ – Пять лет Махамбет жил вместе с ханом. Сопровождал ханского наследника в Оренбург на учебу. У наследника было много наставников и нянек, так что Махамбет на целые дни мог уезжать на охоту или проводить время по своему усмотрению. Получается, практически Махамбет воспитанием наследника не занимался. Хану он нужен был для престижа. 6. ГАЗЕТА “ЗЕРКАЛО” Хана Жангира считают “реформатором”, так как он хотел полностью реорганизовать строй, быт, обычаи казахского народа на так называемый “просвещенный лад”. Пиры, украшения, налоги, отнять власть у султанов, выбираемых народом, желание во всем подражать русским – вот цели хана. КАК ВЕЛ СЕБЯ БЛЕСТЯЩИЙ ПОЭТ В СТАВКЕ ХАНА? ОТВЕТ: Жизнь, люди, обстоятельства заставили задуматься не только о себе, но и о своем народе в целом. Сначала гордый и величественный батыр Исатай больно хлестнул его словами: “Ты живешь в саду, взращенном рабами, ты пьешь вино, купленное ханом на деньги, отнятые у народа… Так пой же славу Жангиру под вздохи своего народа”. Слова Исатая больно задели Махамбета, и он увидел бедные кочевья, нищие аулы. До глубины души потрясла его продажа джигитов, девушек и детей. Он навсегда покинул “НЕНАВИСТНЫЙ ЕМУ ХАНСКИЙ ДВОР” 7. ВЕДУЩИЙ: – Однажды хан приказал захватить аксакалов из бедных аулов, тогда Махамбет не выдержал: 8. ЧТЕЦ 2
“Хана-Жангиру” 9. ВЕДУЩИЙ (обобщение) Махамбет не стал слагателем од для ханов, а жизнь свою посвятил “клинку свободного блистанья, свободе, славе, чести и восстанью” ЗВУЧИТ МУЗЫКА “МОИ СЛОВА – ДЛЯ СИЛЬНЫХ ДУХОМ” 10. ЧТЕЦ 3
11. ВЕДУЩИЙ: Казахское сердце несет с детства глубоко запавшие строки Махамбета о достоинстве джигита, о преданности своему народу, о ненависти к ханам и султанам. Махамбет - человек кипучего темперамента, неукротимой энергии, беспощадной правдивости, завораживающей речи, пламенного и чистого чувства. – Уважаемые корреспонденты, Ваши вопросы по этому направлению… 12. ВЕДУЩИЙ ПЕРЕДАЧИ “ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА” РАДИО 102 – ПОЧЕМУ ХАН ТАК БОЯЛСЯ ПОЭЗИИ МАХАМБЕТА? ОТВЕТ: Первыми поэтами казахской земли были жырау. А жырау ощущали себя адвокатами своего народа. Они были абызами – предсказателями, ведь их слова имели магическую силу. Махамбет продолжает традиции жырау в своей поэзии. Таким словами он проклинает Жангира: “…пади на тебя, придави тебя тяжесть вражеского духа, духа демона”. Казахи всегда боялись проклятий, а в устах певца-поэта такие слова наделялись шаманской силой. 13. “ВЕЧЕРНЯЯ ГАЗЕТА” – КАКИЕ ТРАДИЦИИ ЖЫРАУ БЫЛИ ПРОДОЛЖЕНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ МАХАМБЕТА УТЕМИСОВА? ОТВЕТ: В творческом наследии поэта можно встретить агитационные песни (“Призыв к походу”, “Обращение к друзьям”), песни-элегии (“Отставший лебедь”, “Тоска по Нарыну”), песни батального жанра, в которых дается картина сражения (“Битва Исатая”), а традиции жырау продолжает Махамбет в песнях-толгау (жанр философского размышления “Одиночество”), в песнях-плачах (“Пасмурный день”). 14. ЧТЕЦ 1
15. ГАЗЕТА “ЛИЦЕИСТ”: В основном лирика Махамбета связана с восстанием под руководством Исатая Тайманова. Известный ученый-фольклорист Каскабасов отмечает, что Махамбет создал особый тип исторической песни. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПЕСЕН МАХАМБЕТА ОТ ПРОЧИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН? ОТВЕТ: Песни Махамбета в большинстве своем коротки и повествуют об одном каком-либо событии или впечатлении, которое им вызвано. Для Махамбета присущи сжатость, краткость, экспрессивность, злободневность. По времени создания его песни подразделяют на два цикла: песни, созданные в ходе восстания и песни, отражающие сожаление и печаль, вызванные гибелью Исатая и поражением крестьянского движения. 16. ЧТЕЦ 2 <Приложение> 17. ВЕДУЩИЙ: Поэтом-агитатором, поэтом-максималистом назвал Махамбета один из лучших переводчиков его лирики А.Устинов. 18. Чтец 3
19. ЧТЕЦ 1
20. ГАЗЕТА “ЗЕРКАЛО” – В ЧЕМ НОВАТОРСТВО ЛИРИКИ МАХАМБЕТА? ОТВЕТ: Махамбет Утемисов ввел в казахскую литературу новый жанр – жанр батальной поэзии, в которой дается развернутая картина битвы, сражения. Именно в этом Махамбет достигает высокого мастерства. 21. ЧТЕЦ 2
22. ВЕДУЩИЙ: Войско повстанцев обезглавлено… Нет друга Исатая. Махамбет скрывается от преследования, злобы, слухов, домыслов, зависти и глупости. Сколько их, людских пороков, годами терзало сердце Махамбета. И одиночество… одиночество. Не стало надежды, потерялись слова… А как же жить поэту без слов? Много лет скитался, но его убили ставленники султана Баймагамбета. Об этом строки современного поэта Мухтара Шаханова: 23. ЧТЕЦ 3
24. ВЕДУЩИЙ 10 октября родной брат обезглавил Махамбета Утемисова. Это был первый случай в истории казахского народа, когда была поднята рука на поэта. ЗВУЧИТ МУЗЫКА… “БАТЫРОМ КАЖДЫЙ СТАТЬ РОЖДЕН…” 25. ВЕДУЩИЙ Особое место в лирике Махамбета занимает образ батыра. Батыр – это “ер”. 26. ВЕДУЩИЙ ПЕРЕДАЧИ “ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА” – ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “ЕР”? ОТВЕТ: Ер – мужчина, защитник, герой. Честь мужчины возвеличивает его род : “Ер намысы – ел намысы” (“честь мужчины – честь рода”). Понятие “ер” выше понятия “богатырь”. Ером может и должен быть каждый. Он должен быть предан ар іс, то есть “делу чести”. Не всякому дано стать “ар iесі”, то есть “хозяином чести”. Поэтому для батыра важна незапятнанность его имени и важна его цель: служение народу. 27. ЧТЕЦ 4
28. “ВЕЧЕРНЯЯ ГАЗЕТА” – МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ЭТАЛОНОМ ВОЖДЯ ИСАТАЯ ТАЙМАНОВА? ОТВЕТ: Да, идеализированный образ вождя, защищавшего свой народ, представлен в стихах “Битва Исатая”, “Беркут мой” и других. Исатай безупречен как герой, в нем нет недостатков. Ему должны подражать, поклоняться все участники народного восстания. Не случайно поэт сравнивает Исатая с орлом, соколом, львом. 29. ЧТЕЦ 1
30. ЧТЕЦ 2 <Приложение> 31. ВЕДУЩИЙ 12 ИЮНЯ 1838 ГОДА НА РЕКЕ Ак-Булак в бою погиб Исатай. Некоторые стихи Махамбета, посвященные Исатаю, построены в форме песни-плача. В казахском фольклоре много таких песен. 32. ЧТЕЦ 3
33. ВЕДУЩИЙ ПЕРЕДАЧИ “ЛЮДЯМ О ЛЮДЯХ” РУССКОЕ РАДИО – КАЗАХСТАН МАХАМБЕТ И КУРМАНГАЗЫ ЖИЛИ В ОДНО ВРЕМЯ, В ОДНОМ МЕСТЕ. ЗНАКОМЫ ЛИ БЫЛИ ЭТИ ДВА ТАЛАНТЛИВЫХ ЧЕЛОВЕКА? ОТВЕТ: Интересен тот факт, что вместе с Исатаем и Махамбетом в восстании принимали участие акын Шернияз и кюйши Курмангазы, тогда еще юными и малоизвестными. Курмангазы приходился младшим братом Исатаю и его симпатии всегда были на стороне восставших. Муза кюйши воспламеняла праведным гневом, кюи и песни наполняли огнем неповиновения души простых людей, звали их к сопротивлению и бунту. Курмангаз оказал большое влияние на музыкальное творчество поэта. Известно, что Махамбет был не только поэтом, но и виртуозным кюйши.. он отлично исполнял не только свои кюи, но и кюи народных композиторов, в том числе и Курмангаза. ЗВУЧИТ МУЗЫКА ВЕДУЩИЙ (ОБОБЩЕНИЕ) Благодарная память народа сохранила кюи Махамбета, которые со стихами неслись тогда по степи и зажигали сердца людей, вселяя в них мужество и стойкость. Кюи Махамбета записаны в исполнении домбристов Каршимбая Ахмедьярова и Канаша Иманбаева. -МОЖЕТ, У ВАС ЕЩЕ ЕСТЬ КАКИЕ-ТО ВОПРОСЫ? ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ Вот таков выдающийся казахский поэт I половины ХIХ века Махамбет Утемисов. Дитя своего времени, со всеми его предрассудками и законами. Но сила его поэтического таланта и гражданского духа подняла его над временем, чтобы бросить в лицо хозяевам его родной степи “железный стих, облитый горечью и злостью”. Спасибо пресс-центру и представителям СМИ за интереснейший материал, за хорошую подготовку, за плодотворную работу. РЕФЛЕКСИЯ 1. СОСТАВЛЕНИЕ ПЯТИСТИШИЯ
2. ИНТЕРВЬЮЕР БЕРЕТ ИНТЕРВЬЮ У УЧАСТНИКОВ. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |