Преподавание русского языка Правописание О–Е после шипящих и Ц в окончаниях существительныхNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3184 Скаринович Светлана Дмитриевна, учитель Цели урока:
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний и формирования умений. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, групповая. Методы обучения:частично поисковый, метод проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, аналитический, сравнительный, классификационный, практический, устный, словесный. Оборудование урока:
Ход урокаI. Организационный момент– Здравствуйте, ребята. Скажите, по каким признакам можно судить, что человек находится в хорошем настроении? А с каким настроением вы пришли на урок? Отметьте, пожалуйста, на листках «Какое у вас настроение?» знаком «+» своё настроение, с каким вы пришли на урок. А теперь закроем глаза и подумаем о чем-нибудь хорошем. Откройте глаза, улыбнитесь. Подарите свою улыбку тому, кто находится рядом с вами. Молодцы! Нет ничего краше улыбающегося ученика! А теперь за работу, за новыми знаниями! II. Повторение изученного– индивидуальная работа учащихся по карточкам; – лингвистическая разминка (диктант «Загадочный», записать отгадки, объяснить орфограммы):
Дополнительные задания: – Докажите на примере слова желудь, что оно является существительным. (Устное задание.) – Выполните морфемный разбор слова щетка. III. Новый материал
– Прочитайте четверостишие и запишите выделенные слова, распределяя их в две колонки. – Подумайте, все ли выписанные слова вам знакомы. 1) Работа по толкованию слова. Вернисаж. (См. «Словарь русского языка» под ред. С.И. Ожегова.) – Составьте с данным словом словосочетание, простое предложение. 2) Наблюдение над языковым материалом: – Перечислите, на какие буквы заканчиваются корни выделенных слов. – Как мы можем назвать эти буквы одним словом? – Почему в левом столбике после шипящих пишется - О? – А в правом столбике какая буква пишется? – Какой частью речи являются выписанные слова? – В какой части слова выделены буквы? 3) Формулирование темы и цели урока. – Почему при совершенно одинаковых условиях в словах пишутся разные буквы? – Решению этого вопроса посвящена тема нашего урока. (Учащиеся формулируют тему урока; цели, опираясь на его тему.) 4) Проблемный вопрос: – Посмотрите, произнесите записанные нами слова еще раз и подумайте, что же является условием выбора данной орфограммы? (Выводы делают учащиеся) – В окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения – е. 5) Работа с учебником: – Прочитайте правило на стр.221, параграф 101. – Составьте опорную схему. ó… – ключÓм сущ. – после Ж, Ч, Ш, Щ, Ц е… – лýжЕй – Озвучьте опорную схему, подберите примеры (работа в парах). Физкультминутка Тюша-Плюша.
IV. Формирование орфографических умений. Первичная проверка изученного материала1) Устный орфографический разбор.Работа по «цепочке» с комментированием, применение опорных знаний учащихся. Слова записаны на доске:
V. Закрепление изученного материала1. Игра «Передай мелок другу». Запишите словосочетания, найдите слова с изученной орфограммой, графически её объясните:
– Какое правило мы применили, чтобы правильно написать -о (-е) после шипящих и ц в окончаниях существительных? 2. Творческая работа по группам (задания получают капитаны групп). Закончите предложения подходящим по смыслу существительным с изученной орфограммой и запишите, объясняя орфограмму. В записанных существительных определите падеж, число. Сделайте вывод.
3. Цифровой диктант. Укажите и распределите цифры предложений, в которых есть слова с изученной орфограммой (взаимопроверка по ключу, записанному на доске.)
– С каким новым орфографическим правилом мы познакомились? 4) Проверочная работа с использованием сигнальных карточек (у каждого ученика на парте карточки с буквами О, Е.)
VI. Обобщение– В какой части речи находится изученная орфограмма? – В какой части слова? – Каково условие выбора? VII. Итоги урока– Как вы думаете, ребята, достигли ли мы целей урока, получили ли тот результат, который запланировали? (Мнения учащихся. Учитель оценивает деятельность учеников на уроке, аргументирует и выставляет отметки, делает замечания по уроку.) VIII. Рефлексия– На своих листках «Какое у вас настроение?» отметьте знаком «+» то настроение, с каким вы уходите с урока. (Учитель выполняет задание вместе с учениками.) IX. Домашнее задание.
Использованная литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |