Преподавание русского языка
Конспект урока риторики в 5-м классе "Ваша коммуникативная задача"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2203
Крупская Бэлла Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель Блок “Общение” Цель: создание педагогических условий для развития умений эффективного общения Задачи: - познакомить с понятием “коммуникативная задача (намерение);
- развивать умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение, оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты: - общение (его суть);
- речевая (коммуникативная) ситуация;
- речевая (коммуникативная) деятельность;
- речевая (коммуникативная) задача.
Учебно-методический комплект: - Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2ч. Ч.1/Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: ООО “С – инфо”; ООО “Баласс”;
- Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: ООО “С – инфо”; ООО “Баласс”
Оборудование: - демонстрационный материал:
- карточки для составления схемы процесса общения;
- название раздела “Общение”;
- тема урока “Ваша коммуникативная задача”;
- определение понятия “Коммуникативная задача (намерение)”;
- карточка для рефлексии деятельности на уроке
План урока Организационный момент. Цель: | Содержание: | готовность к уроку; эмоциональный настрой на работу | - приветствие: “Прозвенел долгожданный звонок. Начинается урок. Здравствуйте!” - проверка: - посещаемости;
- готовности к уроку:
- наличие: бейджа; учебника (ч. №1);тетради; письменных принадлежностей; дневника | Результат: эмоциональный настрой на урок; наличие всех необходимых для работы принадлежностей. | Речевая разминка Цель: | Содержание: | учить пятиклассников пользованию своим речевым аппаратом; развивать навыки правильного речевого дыхания | - учитель демонстрирует правильное выполнение упражнений; - коллективное выполнение упражнений: дыхательные упражнения “Подышим? Подышим!”: “Вдох и выдох”, “Посчитаем Егорок”, “Сколько слов мы произносим на одном выдохе” (Ч.1, с. 154); артикуляционные упражнения “Разомнём язычок”: “Колечко”, “Язык змеи”, “Хоботок” (Ч.2, с.137) | Результат: учащиеся подготавливают речевой аппарат к говорению (разогрев); снимается психологический “барьер молчания”. | Актуализация знаний Цель: | Содержание: | актуализировать знания, необходимые для продолжения изучения раздела “Общение” | фронтальная беседа: - Что такое общение? - Какие функции может выполнять общение? Моделирование: - Выберите необходимые условные знаки и изобразите схему, отражающую суть общения: - Как вы понимаете высказывание академика Д.С. Лихачёва: “Общаясь, люди создают друг друга”? | Результат: | Введение теоретических сведений Цель: | Содержание: | познакомить с понятием “коммуникативная задача (намерение)” | самостоятельное чтение текста, с.20, условный знак “Постановка проблемы”. Формулирование вывода: люди общаются ради достижения какой-либо цели. Об эффективности общения судят по результату решения проблемы. В риторике цель общения называется коммуникативная задача или коммуникативное намерение (интенция). Коммуникативные намерения (задачи): попросить, поздравить, успокоить, поблагодарить и т.д. Фиксация темы урока и определения понятия в тетради. | Результат: учащиеся знакомятся с понятием “коммуникативная задача (намерение), фиксируют его в письменной и устной речи. | Физминутка Цель: | Содержание: | развивать эмоциональность речи, выполнять двигательный режим | ученики выполняют комплекс упражнений, сопровождающийся речитативом. | Результат: учащиеся учатся активному бережному отношению к своему здоровью. | Риторическая практика Цель: | Содержание: | учить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение | с. 20-21, № 18; с.24, № 23. Работа организуется в малых группах по 3 и 2 человека: - учащиеся разыгрывают заданные ситуации, подбирая подходящие для ситуации слова; - определяют коммуникативную задачу в каждом случае. Целесообразно выслушать разные варианты, проанализировать, как каждый из отвечающих добивался решения поставленной перед ним задачи. | Результат: дети учатся реализовывать своё коммуникативное намерение, учитывать того, кому адресуют речь. | Домашнее задание (учитель фиксирует на доске, учащиеся в дневниках) Цель: | Содержание: | закрепить полученные на уроке знания; развивать поисковую активность, творческие способности | для всех: с. 24-25, №26, прочитать текст по ролям, выполнить задание к тексту; по выбору: - подобрать сюжетные картинки, определить коммуникативную задачу собеседников*; - подготовить презентацию по теме “Ваша коммуникативная задача”; | Результат: выполняя задание, дети учатся анализировать речевое поведение участников коммуникативного акта (в том числе определять их коммуникативное намерение); на следующем уроке ситуация служит поводом для обсуждения аналогичных случаев из личного опыта и того, как из них находили выход. | Итог Цель: | Содержание: | формировать представление о значении изучения данной темы; сформулировать ключевые понятия урока | - Что такое коммуникативное намерение? - Какие цели можно решать в процессе общении с другими людьми? - Где могут пригодиться знания и умения, полученные сегодня на уроке? - Как вы понимаете высказывание академика Д.С. Лихачёва: “Общаясь, люди создают друг друга”? | Результат: учащиеся обобщают полученные в ходе урока знания, выясняют практическую значимость умений. | Рефлексия Цель: | Содержание: | оценить собственную деятельность на уроке | работа с рефлексивной картой: - Я знаю, что такое коммуникативная задача (намерение):
- Я умею ставить перед собой коммуникативную задачу:
- Я умею определять коммуникативную задачу собеседников:
“?” – у меня есть вопросы, не уверен в своих знаниях, нужно ещё потренироваться в выполнении каких – либо действий; “+” - я уверен в своих знаниях; у меня всё получается; “-” - я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу; не знаю ответа на поставленный вопрос | Результат: учащийся определяет степень собственного продвижения в овладении навыками речевого общения. | * Собранный набор сюжетных картинок можно использовать для проведения на следующих уроках практической работы. Предлагаю использовать ряд предложенных вопросов: Рассмотри рисунок и ответь на вопросы: - Сколько изображено участников общения?
- Определи и запиши вид общения по количеству участников.
- Изобрази этот вид общения схематически.
- Какие средства несловесного общения используют собеседники?
- Предположи, какова коммуникативная задача участников общения, запиши.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|