Преподавание русского языка Конспект урока по теме: "Отличие союзных слов от союзов". 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1814 Бушманова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 7а. Предмет: русский язык. Тема урока: “Отличие союзных слов от союзов”. Тип урока: изучение нового материала. Методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения. Формы реализации методов: групповая, фронтальная. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления знаний по теме “Отличие союзных слов от союзов” средствами технологии критического мышления. Цели по содержанию урока:
ХОД УРОКА I. Организационный момент. II. Работа с информацией по теме “Союз” (текст №1) в рамках технологии критического мышления (метод инсерта). Союзы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы делятся на соединительные, противительные и разделительные. Подчинительные союзы делятся на изъяснительные и обстоятельственные. Простые союзы состоят из одного слова, составные из двух и более слов. Союз и, являясь одним из самых распространенных, вносит в язык пунктуационные трудности. В сложноподчиненных предложениях роль союза, соединяющего части предложения, могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и наречия (где, куда, откуда, когда, как, почему, зачем). Они называются союзными словами. Оказывается, в предложении: “Селение, что возникло в устье Чепцы в XV веке, теперь превратилось в крупнейший город Кировской области” слово “что” является союзным словом, в а предложении: “Многие говорят о городе, что он молод и душой и телом” слово “что” является союзом. 1. Во время чтения текста учащиеся делают пометки на полях, т.е. ребятам предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: а) галочкой отмечается то, что им уже известно; б) знаком (-) отмечается то, что противоречит их представлениям; в) значком (+) отмечается новая информация; г) вопросительным знаком (?) отмечается то, что непонятно (материал, по которому учащиеся хотят получить более подробные сведения). 2. После окончания чтения и маркировки текста учащимся дается задание заполнить маркировочную таблицу, представляющую из себя четыре колонки, каждая из которых соответствует одному из значков, описанных выше:
3. Работа по закреплению уже известной детям информации. 3.1. Запишите под диктовку текст. В этом городе нет дворянских особняков и купеческих домов, но родословную свою он ведет из глубины веков. О первом поселении в устье реки Чепцы упоминается уже в 1615 году. Жители города по праву гордятся не только прошлым, но и настоящим. Для того чтобы и будущее было счастливым, горожане делают все. Это город рабочих и интеллигенции, студентов и спортсменов. В следующем году ему исполнится 50 лет. 3.2. Найдите предложения, в которых есть союзы. 3.3. Определите общее грамматическое значение союзов и их разрядов. 3.4. Расставьте знаки препинания в тексте №2. 3.5. Установите соответствия между колонками. Ответом должны быть сочетания букв и цифр. Текст №2
4. Работа с новой и непонятной учащимся информацией. Учитель: Обратимся теперь к III и IV колонкам, в которых вы отметили не только новую, но и непонятную для себя информацию. Она связана с понятием “союзные слова”. Действительно, в русском языке относительные местоимения и наречия называют союзными словами, которые соединяют в себе признаки местоимения и союза, наречия и союза. Причем, среди них есть слова, в одних случаях употребления являющиеся союзами, а в других - союзными словами. Это что, как, когда. Поэтому в языке существует проблема разграничения союзов и союзных слов. Сейчас мы ее и попытаемся решить. Как же можно сформулировать учебную задачу нашего урока? Ученики: Найти отличия между союзами и союзными словами. Учитель: Конечно, можно открыть учебник и эту информацию найти там. Но насколько я знаю, вам больше нравится самим доходить до сути того или иного языкового явления. Поэтому поработайте теперь в группах, решая эту учебную задачу. Выводы, как всегда, оформите письменно. Материалом для наблюдения вам послужат 2 предложения из текста №1 с одним и тем же словом “что”. После групповой работы ребята приходят к следующим выводам, которые можно оформит в виде таблицы.
Учитель: Ребята, какова же тема нашего урока? Ученики: Союзы и союзные слова. Учитель: Что узнали нового на уроке? Ученики: Мы выяснили, что такое союзные слова. Учитель: Какое умение мы начали формировать? Ученики: Отличать союзные слова от союзов. 5. Первичное закрепление по теме “Отличие союзных слов и союзов” Учитель: Определите, союзом или союзным словом является “что” в предложениях: Экспонаты, что есть в городском музее, рассказывают о жизни и быте некогда древнего поселения в устье Чепцы. Мы знаем, что можно прославить наш скромный городок. Учитель: Ребята, вы, наверное, заметили, что сегодня мы постоянно обращаемся к истории нашего города, города, судьба которого неразрывно связана с нашей судьбой и которому в следующем году исполнится только 50 лет. Информацию о нашем городе вы можете найти в библиотеке гимназии. III. Домашнее задание. В качестве домашнего вам предлагается следующее задание: составьте два предложения о родном городе так, чтобы слова что, как, когда в одном случае были союзами, а в другом - союзными словами. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Раздел: “Местоимение”. Количество часов по теме: 11. Номер урока в теме: 9. Тема урока: “Местоимение”. Тип урока: урок-оценка по данной теме. Цели учителя:
Ожидаемый результат: каждый ученик может выявить уровень сформированности своих умений и определить уровень адекватности самооценки. КОНСПЕКТ УРОКА-ОЦЕНКИ ПО ТЕМЕ “МЕСТОИМЕНИЕ” (в системе РО Эльконина-Давыдова-Репкина) Учитель: Мы заканчиваем изучение местоимения части речи, которая малочисленная и непродуктивна, т.е. новыми словами уже давно не пополняется. Но местоимения очень важны в речи, активно используются всеми говорящими. Почему? Все дело в их особом значении, о котором вы говорили на предыдущих уроках. А сегодня мне бы хотелось обратиться к словам Януша Корчака, который писал: “Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Это маленькое словцо: кто? Постучали в дверь, ты спрашиваешь: “Кто?” А не будь этой малышки “кто”, ты должен был спросить: “Это Казик стучит? Или тетя? Или гончар? Или продавец посуды?” И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. А так: “Кто там?” - и в этом коротеньком “Кто” сидят имена всех на свете людей. Кто – это местоимение”. Итак, урок-оценка по теме “Местоимение”. Скажите, что вы можете знать по этой теме? Ученики: Систему понятий по теме “Местоимение”. Учитель: А что можете уметь? Ученик:
Учитель: Среди названных выделите наиболее важные. Для этого проанализируйте предложенные вам задания, не выполняя их, запишите перечень тех умений, которые эти задания помогают формировать, а затем в процессе урока оцените уровень их сформированности. Можете работать индивидуально, в парах или группах. Оформляем записи в тетради: число, классная работа. Что я умею?
Не выполняя заданий, оцените свои умения, используя следующие условные обозначения: (+) – если вы уверены, что при выполнении задания не ошибаетесь; (-) – если считаете, что сможете выполнить задания; (?) – если предполагаете, что задание выполните, но можете допустить ошибки. Учитель: Приступаем к выполнению 1 задания. Прочитайте первое задание. В отрывке из стихотворения Е.Евтушенко найдите местоимения, определите их разряд по значению. Местоимения каких разрядов не встретились?
Учитель: Прежде чем обратиться непосредственно к разговору о грамматической стороне этого текста, поговорим о смысле его. Как бы вы определили основную идею этого отрывка словами самого поэта? Ученики:
Учитель: Обратите внимание на написание не с разными частями речи, корней с чередованием согласных в корне слова бир-бер, мир-мер, окончаний глаголов. Посмотрите на ту часть доски, где записаны названия некоторых разрядов местоимений. - Возвратное – назовите приставку, каково ее значение? (Указывает на то, что действие как бы возвращается к действующему лицу). – сделайте словообразовательный анализ слова. - Притяжательные – подберите однокоренные слова (притягательный, т.е влекущий к себе, притяжение, тяготеющий, тяготение). - Неопределенные – определите значение этого местоимения (точно не установленные). Выполните первое задание и во 2-ой графе оцените свое умение находить местоимения и определять их разряды. Не забывайте это делать после выполнения каждого задания. Ребята выполняют задание, проверяют, оценивают умение. Учитель: Прочитайте 2 задание. Среди подчеркнутых местоимений разберите по составу те, которые соответствуют данным схемам: Это бывает так редко. Однажды репортер спросил Альберта Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то в блокнот, записную книжку или в специальную карточку. Эйнштейн посмотрел на объемный блокнот репортера и сказал: - Милый мой, настоящие мысли приходят в голову так, редко, что их нетрудно и запомнить. Учитель: Поистине настоящие мысли приходят так редко. И наверное, это в первую очередь осознают гениальные люди, каким был великий физик ХХ века - основоположник специальной теории относительности Альберт Эйнштейн. А теперь обратимся непосредственно к тексту. Выпишите слова с орфограммами, которые там встретились, прежде чем начнете работать с местоимениями. Не забудьте после выполнения данного задания оценить свое умение - выделять морфемы в местоимениях. Учитель: Переходим к 3 заданию. Проверьте себя, выполнив упражнение на правописание неопределенных и отрицательных местоимений с не и ни. Что нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы не ошибиться при выполнении подобных заданий? Джонни.
Учитель: Все-таки человек приходит в этот мир, чтобы оставить после себя какой-то след. И пусть он будет интересен незаметностью своей, но это лучше, чем у Джонни, когда не к чему стремиться, не о чем жалеть… Выпишите отрицательные местоимения. Прочитайте второй текст. Акакий Акакиевич. Когда и в какое время поступил в департамент и кто определил его, этого (ни)кто (не)мог припомнить. Сколько (н…)переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том(же) месте, в том(же) положении, в той(же) самой должности, тем(же) чиновником для письма. В департаменте (не)оказывалось к нему (н…)какого уважения. Сторожа (н…)только (н…)вставали с мест, когда он проходил, но даже (н…)глядели на него, как будто(бы) через приемную пролетала муха. Начальники поступали к ним как(то) холодно-деспотически. Какой(нибудь) помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, (н…)сказав даже: “Перепишите”, или: “Вот интересное, хорошенькое дельце”, или что(нибудь) приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. Учитель: Ну а этот герой может быть интересен? Наверное, для немногих. Почему же Гоголь сделал этого Башмачкина, это забитое существо героем своего произведения? Верно. Писатель хотел показать оскудение души человеческой. А почему произошло это оскудение? Может, потому, что люди не увидели человека в человеке? А Гоголь, иронизируя над своим героем, все же ему сочувствует. Объясните написание отрицательных и неопределенных местоимений. Вы сказали, что отрицательные местоимения с не и ни пишутся слитно. Почему же в предложении: “Я не знаю, ни кто он, ни что он делает” они написаны раздельно? Учитель: Итак, что нужно сделать, чтобы не ошибиться при написании отрицательных и неопределенных местоимений? Оцените свое умение писать отрицательные и неопределенные местоимения. Учитель: Переходим к выполнению 4 задания. Определяя грамматическое значение падежа подчеркнутых местоимений в следующих отрывках:
ученик рассуждал так: его – притяжательное местоимение в ф.Р.п. ничего – неопределенное местоимение в ф. Р.п. нечто – отрицательное местоимение нечего в ф. И.п. Прав ли он? Докажите свое мнение. Учитель: В этих двух предложениях встречается местоимение он, которое указывает на совершенно разных героев романа в стихах А.Пушкина “Евгений Онегин”. Владимир Ленский – романтик, для которого жизнь еще нечто, и Евгений Онегин, разочарованный жизнью герой, для которого она уже ничего и ничто… Несомненно, эти герои покажутся вам интересными, о них вы будете говорить в 9 классе, а сейчас продолжим разговор о местоимениях. Докажите, что первое предложение сложное, а второе простое. Подчеркните грамматические основы. Приступайте к выполнению задания. Учитель: Какое умение, на ваш взгляд, формирует 5 задание? Исправьте неточности в речи. Брат велел другу принести себе книгу. Сосед попросил сестру налить себе воды. Учитель: Какое впечатление создает такой текст? Извините, господа, я принимаю должность, я принимаю… Я принимаю, только уж у меня ни, ни, ни. Уж у меня ухо в остро! Уж я! О! Я шутить не люблю, я им всем задам острастку! Я такой! Я не посмотрю ни на кого… Учитель: Оцените свое умение правильно употреблять местоимения в речи. Подведем результаты урока. Поднимите руку, у кого большинство знаков в Оцените уровень сформированности умений по данной теме в целом. И в конце урока я еще раз прошу обратиться к словам, которые нам подарил Е.Евтушенко и среди которых мы вновь видим местоимение:
И сегодняшний урок, надеюсь, поможет присмотреться к тем, кто нас окружает, и увидеть, что у каждого свой тайный личный мир, который делает его интересным и все-таки заметным среди людей. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |