Преподавание русского языка Сочинение-рассуждение на основе фрагмента текста (С2.2)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1357 Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель: повторить структуру сочинения-рассуждения; построить рассуждение, показывающее смысл последней фразы текста и его роль во всем тексте. Оборудование: мультимедиа, презентация (Приложение 1), раздаточный материал на каждого учащегося в файлах: текст (Приложение 3), алгоритм выполнения С2.2 (Приложение 2), структура сочинения-рассуждения. Ход урока I.Организационный момент (Слайд 1, Приложение 1) II. Введение в тему Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 4. – Обратимся к алгоритму выполнения задания С2.2. (Приложение 2). Читаем пункт 1. III. Работа с текстом. Чтение текста. (Приложение 3). Читает учитель. - Кто герой текста? ( Вася) - Откуда, из какого предложения, вы узнали, что рассказчик – мальчик? ( Из 12-го ) 3. - Читаем пункт 2 алгоритма (Приложение 2): ( Автор хотел показать нам, читателям, как музыка может оказать удивительное воздействие на внутренний мир слушателей. В данном случае мы увидели, как Вася сумел заворожить музыкой мальчика. ) . - Почему «струны накаливались» (10), а «рука Васина содрогнулась от боли» (11 предложение)? ( Потому что музыку он пропускал через себя. Васина игра на скрипке являлась отражением его внутреннего мира. ) 5. – Почему рассказчик, слушая музыку, исполняемую Васей, « вдох … удерживал грудью » (20 предложение) ? ( Исполнение музыки Васей тронуло душу рассказчика. Он слушал завороженно. 6. – Как скрипка исполняла музыку? Смотрите в предложении 17. (Скрипка «говорила», «пела», «угасала».) 7. – Чем показался ее последний звук? (Последний звук скрипки казался «тонюсенькой светлой паутинкой» (18), которую было страшно оборвать.) 8. – Снова обращаемся к алгоритму выполнения С2.2. Читаем пункт 3 (Приложение 2): «Как отрывок связан с основной мыслью текста, т.е. какова роль данного отрывка в тексте?» - Что показывает автор в последней фразе данного текста? ( В последней фразе данного текста автор показывает, насколько сильное впечатление произвела на рассказчика Васина игра на скрипке. ) 9. – Это устный ответ, а теперь его запишите на черновике. Как начать 10.- Прочитайте, что вы записали. - Итак, идею текста (главную мысль) вы сформулировали. Это тезис. Чтобы был логический переход от тезиса к аргументам, давайте к тезису добавим вопросительное предложение: «ПОЧЕМУ ЖЕ РАССКАЗЧИК ИСПЫТАЛ ТАКОЕ ПОТРЯСЕНИЕ?» 11. Обращаемся к пункту 5 алгоритма (Приложение 2): - Итак, отвечаем на вопрос: « Почему же рассказчик испытал такое потрясение?» Ищем доказательства в тексте… 12. – А теперь попытайтесь сформулировать устно один из аргументов. ( Прежде всего, музыка, которую исполнял Вася, была неотделима от его размышлений о жизни, о любви к родине. Об этом мы читаем в предложениях с 4 по 9 – это первый аргумент. ) 13. – А теперь запишите эту мысль. Это новая мысль, т.е. начало абзаца. 14. – А где еще говорится об отношении к родине? ( В предложениях 12 – 16) - Значит, продолжаем начатую мысль, пишем дальше: «Исполняя произведение Огинского, Вася рассказал…- О ЧЕМ ? … об истории его создания, связанной с потерей родины». - Это потрясло рассказчика? (Да) - Так и пишем: «Все это потрясло рассказчика». 15. - Итак, один аргумент мы записали (ссылаясь на текст). Это вторая микротема, т.е. второй абзац. - Вспомните, что мы доказываем? ( На экране Слайд 3 (Приложение 1) – это тезис, напоминающий ход работы.) 16. – Как начать следующий абзац? 17. – Какая мысль будет аргументом? ( Это мастерство Васи, КАК он играл, КАК звучала скрипка…) - В каких предложениях эта мысль? (2, 17 – 19 ) 18. – Попробуйте устно сформулировать второй аргумент. ( Учащиеся отвечают. ) - А теперь запишите: «Кроме того …» 19. – Прочитайте, что получилось. ( Кроме того, необычайно сильное впечатление на мальчика произвело мастерство Васи, который во время игры на скрипке казался не «одиноким калекой», а « чем-то вроде волшебника из далекой сказки». Скрипка его в восприятии рассказчика «говорила», «пела», а последний звук казался «светлой паутинкой», которую страшно было оборвать. (Об этом говорится) Эту мысль подтверждают предложения 2, 17 – 19.) 20. – Итак, тезис есть, два аргумента с примерами из текста есть. 21. – Прочитайте. (Таким образом, к пониманию последней фразы текста (или: мысли, заключенной в конце текста,…) В.Астафьев ведет нас с первого предложения, и каждое слово, каждый оборот готовят нас к этому (или: к выделенной в задании фразе.) 22. – Прочитайте весь текст сочинения. (1 – 2 уч-ся читают.) 23. – Сравните свой текст с текстом на экране. (Слайд 4, Приложение 1) 24. – А теперь обратимся к алгоритму выполнения задания С2.2 (Приложение 2) IV. Итог урока. V. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на чистовик. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |