Преподавание русского языка Обобщающие слова при однородных членах предложения. 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2238 Задоркина Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы ЦЕЛИ УРОКА: 1) восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах; углубить и расширить знания по теме; ОБОРУДОВАНИЕ: доска, ПК, проектор, экран, тетради, учебники “В.В.Бабайцева. “Русский язык. Теория. 5-11 классы”, “В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская “Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы”; толковый словарь. ХОД УРОКА1. Организационный момент.2. Проверка домашнего задания.3. Фронтальный опрос учащихся.Какие члены предложения называются однородными? Как связываются между собой однородные члены предложения? В каких случаях перед союзами и, да запятая не ставится? I. Опрос-повторение.1. Вспомните, какие члены предложения называются однородными? Расставить знаки препинания в схемах.
Составьте предложения по первой и шестой схемам (I вариант) и третьей и пятой схемам (II вариант). 2.Синтаксическая пятиминутка В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы. В чём особенность этого предложения? Укажите имеющееся при однородных членах явление, которое до сих пор не встречалось вам при изучении данной темы. Подумайте, какое значение оно имеет и как в связи с этим может называться. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. Цель урока: уточнить и расширить знания… учиться ставить … II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ОБОБЩИТЬ (несов. обобщать) –
Прочитай те текст. Спишите. Сколько в нём однородных членов? Подчеркните их как члены предложения. Все ли значения этих слов вам понятны? Справьтесь в толковом словаре. Каким обобщающим понятием можно объединить однородные члены?
Б.Заходер 3. Подберите к данным существительным обобщающие слова. 1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие – 2). Сказуемое, определение, обстоятельство – 3). Биссектриса, медиана, уравнение, теорема, лемма – 4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна – ДЛЯ СПРАВКИ (Высвечивается на доске или экране) Обобщающие слова (или словосочетания) обозначают общее для нескольких предметов понятие, так называемый род предметов. Однородные члены называют понятие, которые входят в более широкое родовое понятие, обозначают его конкретные виды. Главный опознавательный признак обобщающего слова: оно стоит в том же падеже, что и однородные члены. 4. Чтение § 220 на с. 321. ??? Каково значение обобщающего слова? Каким членом предложения является обобщающее слово? Какие слова используются в роли обобщающих слов? Какими ещё словами могут быть выражены обобщающие слова? – Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах? Что нового вы узнали из прочитанного параграфа? – А теперь составьте кластер к данному параграфу. 2. Стадия осмысления. Оформление кластера (таблицы). ДЛЯ СПРАВКИ (Высвечивается на доске или экране) В роли обобщающих слов выступают: 1) местоимения и местоимённое наречие: все, всё это, вот что, везде, всегда, всюду, никто, ничто, никогда, нигде; 2) слово или словосочетание, которое является родовым названием (мебель, фрукты, ископаемые, одежда и т. д.) и слова, обобщающие какие-нибудь понятия; 3)цельные словосочетания и фразеологизмы. ЗАГАДКА (Высвечивается на доске или экране) Почему в данном предложении нет обобщающего слова? Ни в воздухе, ни под землёй, ни под водой никогда не должны производиться испытания ядерного оружия. III. Актуализация опорных знаний.1. Вернёмся к нашему предложению В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы. Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в учебнике-теории. В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы. Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах. Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы – водятся в наших лесах. Учащиеся анализируют предложения, делают вывод о месте обобщающих слов в предложении (есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них), об их синтаксической роли (тот же член предложения, что и однородные члены), составляют схемы. 2.Работа с учебником “Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы”. 1) Задание № 230 (по вариантам) – отработка умения выделять все члены предложения, расставлять знаки препинания. 2) Задание № 231 – самостоятельная работа. 3) Рефлексия. Проверка понимания темы. (Для контроля параллельно используется доска). Учитель читает предложения, а ученики записывают схемы этих предложений.
IV. Итог урока.Оценки.Расскажите об обобщающих словах при однородных членах и знаках препинания при них. Выполнять эту работу будем по вариантам. Один вариант воспроизводит пункты нового правила. Учащиеся другого варианта приводят к ним соответствующие примеры. V. Домашнее задание:§ 220; задание № 232 (232 (3,4,6); № 233 (2).Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |