Преподавание русского языка Открытый урок "От анализа текста – к сочинению-рассуждению"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 936 Никульшина Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы Тип урока: закрепление и обобщение знаний. Цель урока: формировать навыки анализа текста и навыки написания сочинения на основе заданной типологической структуры. План урока
ХОД УРОКА Книги обладают способностью бессмертия. Сэмлоэл Смайлс I. Сообщение темы и цели урока Вступительное слово учителя, запись даты и темы учащимися. – На сегодняшнем уроке мы обобщим знания об элементах анализа текста публицистического стиля, его типологической структуре. Результатом вашей деятельности будет творческая работа. II. Работа с эпиграфом – Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сэмлоэла Смайлса (учитель читает эпиграф).
– Текст, который мы будем анализировать, тоже о книге, а написал его блестящий литературный критик, прозаик, литературовед Владимир Яковлевич Лакшин. III. Cлушание текста Считают иногда, что в век ракет и лазера новые средства ко(м,мм)уникации и информации оттеснят книгу, а вместе с нею и интерес к нашим кумирам-кла(сс, с)икам. И бытовой рассудок по (?)тверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в ф(о,ав)оре, книга не в чести. И как (ни, не) стараются книгоиздатели во всем мире осовременить облик книги, в ней всегда будет оттенок «ретро», чего-то старомодного, сродни веку кринолинов и сюртуков. Не близка ли смерть книги? (В. Лакшин.) – Какое впечатление произвел на вас текст В. Лакшина? IV. Лексическая работа с текстом Задание 1 выполняли дома специалисты по лексике.
Выступления учащихся. – А теперь перейдем к практической работе. V. Практическая работа Задание 2, 3 выполняют все.
Проверка задания: чертят схемы на доске специалисты по синтаксису, объясняют орфограммы специалисты по грамматике. – А сейчас мы вспомним сведения, необходимые для анализа текста и написания сочинения-рассуждения. VI. Повторение теории Задание 4 составили специалисты по теории.
VII. Исследование текста с точки зрения типологической структуры и стиля VIII. Беседа
IX. Определение стиля и его характерных признаков Задание 5 выполняют все. Объясняют специалисты по стилистике. Заполните таблицу в тетради.
Выступление учащихся. Оценка экспертов. – Итак, мы исследовали текст, убедились, в том, что он является образцом публицистического стиля, типа речи рассуждение. X. Учимся писать сочинение-рассуждение 1. Выразите собственное отношение к авторской позиции, соглашаясь (не соглашаясь) с мнением автора. «Но уж книгу художественную, литературу в высоком смысле, не вытеснить ни компакт-дисками, ни видеозаписью». Используйте разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка: а) сложноподчиненные предложения, например: Я разделяю точку зрения автора, так как... б) риторический вопрос и ответ на него, например: в) предложения с использованием вводных слов: во-первых, во-вторых, действительно. 2. Приведите примеры Как повлияла книга на мои поступки, мысли, чувства? 3. Вывод Автор текста поднимает актуальную проблему… Вывод обычно присоединяется словами: итак, поэтому, следовательно, таким образом. Домашнее задание – Отредактируйте сочинение. Возможен второй вариант задания. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «И, как результат труда над книгой, возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые надолго остаются в памяти, входят в душу». 1. Сформулируйте и запишите свой тезис об общем смысле фразы текста (предложение утвердительного характера). Какую мысль я буду доказывать? 2. Запиши аргументы к тезису. Почему я так думаю? 3. Приведите примеры Как повлияла книга на мои поступки, мысли, чувства? 4. Сделайте вывод (предложение утвердительного характера). Вывод обычно присоединяется словами: итак, поэтому, следовательно, таким образом. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |