Преподавание литературы Тема счастья в повести И.С. Тургенева "Ася"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 800 Хаипова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Место урока: третий урок изучения повести. Дидактическая цель урока:
Оборудование: текст повести «Ася» И.С. Тургенева, рабочие карты, проектор мультимедиа, интерактивная доска «MIMIO» (проекция карты наблюдений, рабочих таблиц, которые заполняются постепенно), музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года. Июнь», Бетховен «К Элизе», «Лунная соната», романс «В дороге» («Утро туманное, утро седое…»). Эпиграф: Ловите даже маленькие минуты счастья, наслаждайтесь ими, цените их! (И.С. Тургенев) ХОД УРОКА I. Организационный момент Разъяснение условий работы на уроке (в ходе учебного диалога учащиеся должны фиксировать результаты своих наблюдений в рабочей карте в соответствии с ее разделами (Приложение 1) II. Работа по теме урока БЛОК «ИДЕЯ» 1. Вступительное слово учителя Учитель под музыкальное сопровождение читает со слов: «Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье…» (Гл.1) Учитель: «Мы услышали в этом пейзаже «Лунную сонату» Бетховена. Этот пейзаж как будто говорит: «Внимание, скоро должно произойти что-то важное»» Скоро произойдет встреча героя с Асей. 2. Ученик под музыкальное сопровождение читает со слов: «помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя…» (Гл. 4) – Этот пейзаж прекрасно раскрывает музыка Чайковского «Времена года Июнь». 3. Учащиеся читают свои творческие работы (задание было дано на предыдущем уроке: написать воображаемое письмо-объяснение господину Н.Н. о причинах «странного» поведения Аси). 4. Рассказ учителя о дочери И.С. Тургенева Пелагее. 5. Заполнение таблицы.
6. Вывод: повесть биографична. Возможно, Тургенев пытался представить будущее своей дочери. – Почему Гагин решился рассказать историю жизни Аси почти незнакомому человеку? Блок «ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА» 1. Звучит романс «В дороге» («Утро туманное, утро седое…») 2. Подготовленный ученик читает стихи:
3. Учитель: В литературоведении существует особое понятие «тургеневская девушка», черты характера героинь такого типа (неяркая внешность, огромная внутренняя сила, способность на серьезный поступок во имя любви, цельность натуры и т. д.) мы находим в Асе:
– А как вы охарактеризуете «тургеневского мужчину»? 4. Раскройте идейно-художественный смысл избранных глав (работа групп) 11 глава III. Заключительное слово учителя «Счастье в древней мифологии представлялось женщиной с длинной косой, развеваемой ветром. Легко поймать ее, пока она подлетает к вам, но пропустите один миг – она пролетит. Нельзя схватить ее, оставшись позади. Невозвратим счастливый миг. Не пропустить благоприятную минуту – вот высочайшее условие житейского благоразумия. Счастливые обстоятельства бывают для каждого из нас, но не каждый умеет ими пользоваться» (Н.Г. Чернышевский) IV. Домашнее задание (дифференцированное): 1. Проанализировать таблицу «Характеризуем главного героя» и записать выводы. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |