Преподавание литературы Характеристика литературного героя (по повести И.С. Тургенева "Муму")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2988 Зозуленко Ольга Федоровна, учитель рцсского языка и литературы Цели урока:
Предварительная работа учащихся к уроку:
Оборудование урока
Оформление. На доске:
Ход урока I. Вступительное слово учителя. - На уроках литературы мы познакомились с повестью И.С.Тургенева “Муму”. Повесть написана Тургеневым в мае 1852 года. считается. Что прообразом Герасима послужил немой дворник Андрей, крепостной человек матери писателя, а в основу сюжета положена действительная история, случившаяся с ним. В произведении автор, рассказывая историю, произошедшую с главным героем, осуждает крепостничество и горячо, до боли сочувствует его страданиям. На уроке нам предстоит дать целостную характеристику главному герою – Герасиму. Чтобы этого достичь, надо “увидеть” его лицо, фигуру, походку, представить себе его особенности, “услышать” мнения о нем других героев, самого автора, проникнуть в его внутренний мир. Важно найти то главное, что поможет раскрыть его характер, объяснить мотивы его поступков и суметь передать все это словами. (Учащиеся записывают тему урока) II. Объяснение материала: - Литературная характеристика состоит из следующих компонентов:
– Внесите эти сведения в тетрадь. Далее работа с текстом. В соответствии с планом учитель предлагает перейти к составлению общей характеристики Герасима. - Что узнаем мы о Герасиме из повести автора? Учащиеся.
- А теперь мы с вами попробуем составить портретную характеристику Герасима. В литературном произведении портрет имеет определенные задачи: Он вызывает зрительное представление о герое, то есть рисует героя словами так, что нам кажется, будто мы видим его на самом деле. “Одна из сложнейших задач портрета – выявить через внешность человека психологическое содержание личности, внутреннюю жизнь человеческой души”. Портрет всегда воспринимается вместе с поведением героев, их поступками, мыслями, окружающей обстановкой, развитием действия. В описании портрета человека входят такие компоненты: Возраст Фигура – сложен богатырем, важен, степенен, великан. Рост – 12 вершков т.е. 195.5см. Осанка – могучий, как дерево. Походка – твердая, тяжелоступная, неверная походка. Лицо – радостное, улыбающееся, безжизненное, оканемелое. Глаза – Волосы – Руки – огромные ладоши, огромные ручища. Одежда – кафтан, тулуп, сапоги. Учащимся предлагается запомнить эту таблицу. Вы не всегда сможете найти “портретные” слова. Кроме того необходимо отметить психологическое состояние. Далее учитель обращает внимание учащихся на рисунки, изображающие героя. - Посмотрите на рисунки, постарайтесь определить, какой из них удачнее? И не просто лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? Это задание развивает фантазию, воображение детей, помогает пониманию произведения, подводит к серьезному разговору о внутренних качествах героя. - Составление психологической характеристики героя. Запишите последовательность характеристики:
Учитель предлагает перейти к составлению психологической характеристики. Работа носит вопросно – ответный характер. Одновременно в тетрадях проводятся записи. Вопрос: - Какими способностями обладает Герасим. - Что можно сказать о психологическом состоянии Герасима, когда он попал в город? - Ответы детей. Вывод: Он находился в смятенном состоянии. Он тосковал, скучал. Город был ему чужим. Он бросался лицом на землю и целые часы лежал неподвижно, как пойманный зверь. - Как меняется Герасим, полюбив Татьяну. - Ответы детей по тексту. Вывод: Он становится добрым, ласковым. Ему есть о ком заботиться, кого защищать. Он не так одинок в чужом для него городе. - Как переживал Герасим замужество Татьяны? - Ответы детей по тексту. Вывод: После того, как у Герасима отнимают его любовь, он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил зла на Татьяну и Капитона. - Душевные переживания Герасима, его привязанность к Муму и его действия, когда его лишают к этой привязанности. - Ответы детей. - Вывод: Герасим очень любил Муму, он относился к ней, как мать к своему ребенку и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей уж суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только очень мужественный человек. И самовольный уход Герасима из города – это протест бесправного человека, против унижения, оскорбленный человеческих чувств, издевательств. То, что произошло с Герасимом, навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Он предпочитает жить бобылем и больше не заводит себе ни одной собаки. Эта душевная травма осталась с ним на всю жизнь. Заключение. - Итак, мы постараемся дать подробную характеристику герою повести “Муму”. Это поможет вам дома написать сочинение.: Темы сочинений: I. “Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?” II. “Друзья и враги Герасима” III. “В чем вина и беда барыни?” Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |