Преподавание русского языка Конспект урока русского языка в 6-м классе на тему "Причастие как часть речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1475 Рязанцева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели: познавательная, развивающая (расширить лингвистический кругозор учащихся). Тип урока: открытие новых знаний. Форма урока: презентация. Ход урока 1. Оргмомент. Слайд №1 2. Языковая разминка (актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках). (Слайд 2. Презентация) Найдите лишнее:
Вспомните написание изученных словарных слов. (Слайд 3, 4) Продолжите предложения: Местоимения-прилагательные указывают на … Местоимения-прилагательные отвечают на вопросы… Местоимения-числительные указывают на… Они отвечают на вопросы… Мы познакомились с разрядами местоимений –прилагательных… 3. Введение в тему урока - Запишите предложения под диктовку, объясните орфограммы, произведите пунктуационный разбор. (Слайд 7) Вдруг наползает мрачная синяя туча, на фоне ее трепещут тысячи белых крыльев. Это летят стрепеты. В полете этих птиц, в их трепещущих крыльях есть нечто удивительное. (Уточняем значение слова “трепещущих”, показ слайда с изображением стрепетов). (Слайд № 6, 8) Прослушивание индивидуального задания о птицах из семейства стрепетов. 4. Подводящий к теме диалог. На доске записаны слова: наползает, трепещут, летят, трепещущих. (Слайд № 9) Учитель говорит о том, что все слова имеют значение “ действие”. Вопросы: - Что заметили? Что удивило? - Значит у нас проблема, одно слово лишнее. Почему? (Версии учащихся) - А может быть это какая-то новая часть речи, о которой мы не говорили? - Сегодня мы будем знакомиться с новой частью речи, которая называется “ Причастие”. (Запись темы на доске и в тетрадях) - Предположите, почему она так называется? - А какие вопросы у нас обычно возникают при изучении новой части речи? Сформулируйте их. После того, как учащиеся сформулировали вопросы, следует показ слайда №10. 1. Каково грамматическое значение части речи? 2. На какие вопросы отвечает? 3. Какие морфологические признаки имеет? - Это и есть задачи нашего урока. Попытаемся ответить на эти вопросы, а для этого сопоставим два слова: белые и трепещущие. (Слайд 11) - К какой части речи относится слово белые? Назовите ее грамматическое значение.На какие вопросы отвечает? - Что обозначает слово трепещущие? Какой вопрос можно задать? Чем создается признак данного слова? (Действием) Можно ли эти слова отнести к одной и той же части речи? Попытайтесь сформулировать определение этой части речи. Уточним, из грамматических значений каких частей речи складывается грамматическое значение причастия? А как вы думали сначала? А оказалось? Почему же причастие? Откроем учебник и сравним наше определение части речи с правилом. (Слайд 12) Высказывание М.В. Ломоносова: “ Сии слова ведут к сокращению человеческого слова и совмещают в себе силу имени и глагола”. Как вы понимаете значение этого высказывания? - Подтверждается ли им ваш вывод о причастии? (Творческая работа учащихся) (Слайд 13) - Понаблюдаем, как выражается “ сила глагола” в причастии. (Слайд 14) - Сопоставим столбики слов, которые характеризуют существительное яблоко:
- Слова какого столбика обозначают постоянный признак? А признак, рассчитанный только на то время, пока происходит действие? - Какой морфологический признак “ наследует” причастие? Какую дополнительную информацию о грамматическом значении причастия мы узнали, выполняя это упражнение? (Признак изменяется во времени). 5. Развитие учебно-языковых умений. Работа над материалами учебника (учащиеся знакомятся с суффиксами причастий). Слайд №15 6. Актуализация новых знаний. Работа с учебником (выполнение упр. 500). (Слайд 16) Словарная работа (автобиография). 9. Выполнение теста. (Слайд 17) - Выпишите из каждого ряда слов только причастия. 1. Мудрый, мудрейший, помудревший. 2. Красноватый, краснеющий, красный. 3. Крепкий, крепчайший, крепнущий. 4. Бережный, оберегаемый, сберегательный. 10. Подведение итогов урока. - Назовите ключевые слова урока. (Слайд 18) - Обратимся к тем вопросам, которые были вами сформулированы в начале урока. На все ли мы ответили? Какие открытия сделали? (Слайд 19, 20) .11. Домашнее задание: упр. 502. (Слайд 21, 22) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |